Прежде всего, хотел бы поблагодарить С.Н.Мартынова и всех наших белорусских друзей за традиционное гостеприимство и оказанное российской делегации внимание.
Только что завершилась встреча с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В ходе этих переговоров, как и в рамках вчерашних консультаций между министрами и сегодняшних между делегациями, был подтвержден стратегический характер двусторонних отношений, нацеленных на всемерное углубление интеграции в рамках Союзного государства и на продвижение по интеграционному пути в составе «тройки» Таможенного союза и Единого экономического пространства с прицелом на создание Евразийского экономического союза.
Особый стратегический характер отношений между нашими государствами проявился и в ходе переговоров на высшем уровне во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Минск. Напомню, это был его первый зарубежный визит после вступления в должность Президента России. С тех пор состоялись целая серия встреч между председателями правительств наших стран, в том числе в рамках заседания Союзного совета министров, визиты председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, контакты на других уровнях. Все это отражает необычайно насыщенную палитру наших связей, которые охватывают все без исключения сферы: от экономики и военно-политического взаимодействия до культурных и гуманитарных контактов на всех уровнях.
Сегодня мы рассмотрели задачи, которые предстоит решать во исполнение договоренностей на высшем и высоком уровнях. Намечены дальнейшие шаги по укреплению внешнеполитической координации на основе полного совпадения наших подходов к международным делам, к тем вызовам, которые стоят сегодня перед мировым сообществом, и к необходимости укреплять многополярное коллективное мироустройство на прочной основе Устава ООН и в целом международного права.
Мы обсудили практические шаги, которые необходимо сделать в связи с предстоящими сессией Генассамблеи ООН, заседаниями Совета министров иностранных дел ОБСЕ и теми контактами, которые запланированы на вторую половину года в рамках СНГ, Евразийского экономического интеграционного процесса и ОДКБ.
Думаю, в юбилейный год 20-летия дипломатических отношений мы действительно можем констатировать, что они еще более обогатились, вышли на качественно новый уровень и в экономике, и в политике.
С нетерпением ожидаю очередного визита в Минск, который состоится уже в октябре, когда здесь пройдет ежегодное совместное заседание коллегий министерств иностранных дел Российской Федерации и Республики Беларусь.
Вопрос: Очевидно, что сейчас на Белоруссию оказывается беспрецедентное давление. Какую поддержку могла бы оказать Россия Минску в этом противостоянии, тем более что это давление исходит от Евросоюза, являющегося одним из ведущих торговых партнеров Российской Федерации?
С.В.Лавров: Едва ли то давление, которое оказывается сейчас на Белоруссию со стороны Европейского союза, можно назвать беспрецедентным. Прецеденты подобного рода были, и каждый раз после таких случаев ЕС осознавал бесперспективность и контрпродуктивность односторонних санкций, которые никогда не решали никаких проблем ни в одном регионе, в отношении ни одной страны мира.
Мне уже приходилось говорить на эту тему. Повторю, обычно такими односторонними вызывающими шагами, нарушающими международное право и сопровождающимися экстерриториальными санкциями, «славились» США. В последнее время, к моему огромному сожалению, Евросоюз заразился этим примером и все больше вступает на эту стезю. Односторонние санкции работать не будут хотя бы потому, что, во-первых, для решения сегодняшних проблем нет иного пути, кроме коллективных действий, а коллективно согласовывать какие-то конструктивные шаги, тем более, санкции можно только на основе Устава ООН, в рамках Совета Безопасности.
Во-вторых, хотя Евросоюз является партнером России, но отвечать на односторонние действия ЕС встречными односторонними санкциями - это не наш метод. Мы считаем, что действовать по принципу «око за око» в данной ситуации означает поступаться своими принципами. Наши принципы заключаются в необходимости решать любые вопросы не через принуждение, а через вовлечение всех в переговоры. Пытаться же навязывать оценки и рецепты, как это случилось на недавней сессии Совета ООН по правам человека, где была внесена антибелорусская резолюция, означает лишь антагонизировать участников процесса, способствовать поляризации позиций, что и произошло в СПЧ.
Мы вместе с целым рядом государств голосовали против этой резолюции, тем самым подчеркнув нашу принципиальную позицию в поддержку Республики Беларусь в том, что касается необходимости спокойного переговорного рассмотрения любых вопросов, которые возникают у одного государства к другому. Таких ситуаций множество, и если мы все решим регулировать их односторонними санкциями, то, наверное, вся международная система разрушится.
Вопрос: Недавно в Белоруссии был ратифицирован закон о зоне свободной торговли. Что он дает нашим странам?
С.В.Лавров (в добавление к ответу С.Н.Мартынова): В принципе, либерализация торговых режимов является универсальной тенденцией, которая проявляется во всех без исключения регионах. Хорошо известны договоренности о свободной торговле в Северной Америке, латиноамериканских странах, в Европе. Сейчас тенденция к созданию зон свободной торговли очень отчетливо проявляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в рамках СНГ. Мы не являемся исключением, хотим максимально облегчать торговый режим, что будет позитивно сказываться на наших экономических связях, на положении экономических операторов всех участников этой зоны и, конечно, на потребителях, которые будут в выигрыше в ситуациях, когда вводятся такие режимы.
Добавлю, что «тройка» Таможенного союза и Единого экономического пространства также заинтересована в том, чтобы договариваться о свободной торговле со странами за пределами СНГ. Сейчас ведутся такие контакты с Новой Зеландией, предварительный коллективный разговор с Вьетнамом, а также переговоры с Европейской ассоциацией свободной торговли. Таким образом, это универсальная тенденция, и отрадно, что страны СНГ в полной мере вписаны в этот общемировой процесс.
Вопрос: Сейчас в Организации Объединенных Наций сложилась ситуация, когда большинство ее членов не поддержали позицию России по Сирии. В ближайшее время будет решаться вопрос о продлении миссии наблюдателей ООН в САР. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация на ооновской площадке? Как Вы оцениваете участившиеся разговоры о том, что ООН требуется некая реорганизация после того, как по сирийскому вопросу она не смогла найти совместное решение?
С.В.Лавров: Процессы реорганизации и реформирования происходят на регулярной основе с любой структурой, т.к. жизнь идет, ситуации меняются, и необходимо вносить уточнения в формы, в которых работает та или иная организация. Это делается и в отношении Организации Объединенных Наций при общем понимании (а его никто не отрицает), что все должно происходить на прочной основе целей и принципов Устава ООН. Они включают уважение суверенитета и территориальной целостности государств-членов ООН, невмешательство во внутренние дела суверенных государств, а также обязательство всех членов Организации выполнять решения ее Совета Безопасности. Эти решения в свою очередь, согласно Уставу ООН, считаются принятыми только в том случае, если ни один из постоянных членов Совета Безопасности не голосует против соответствующего проекта. Говорить о том, что применение вето означает проявление некоего кризиса ООН, неверно. Все члены Организации, ратифицировав ее Устав, подписались под очень простой вещью – решения могут быть действенными только, если все постоянные члены Совбеза к ним присоединились. Таким образом, это своеобразная «страховочная сетка» от односторонних подходов к решению мировых дел.
В данном случае Россия и Китай применяли вето три раза, защищая основополагающие принципы (я их уже упоминал) – суверенитет, территориальная целостность государств, невмешательство в их внутренние дела, равно как и мирное урегулирование споров. Кстати, наши американские коллеги десятки раз применяли вето не для защиты основополагающих принципов Устава ООН, а для того, чтобы заблокировать резолюции, направленные на выполнение уже принимавшихся в Организации решений. В этой связи не стоит драматизировать занимаемую Россией позицию.
Что касается выхода из нынешней ситуации, то он очень прост и заключается в уважении упомянутых принципов. Необходимо, чтобы внешние игроки «навалились» на все сирийские стороны, перестали науськивать и подстрекать к продолжению вооруженной борьбы, заставили бы также и правительство пойти на выполнение плана из шести пунктов и Женевского коммюнике. Кстати, сирийское правительство выразило готовность сделать это, если оппозиция согласится на то же самое. Но оппозиция не соглашается. Напомню, что Женевское коммюнике – документ, принятый консенсусом с участием всех пяти постоянных членов ООН, арабских государств, Турции, Китая. Мы по-прежнему убеждены, что достигнутые в Женеве договоренности не должны саботироваться. Буквально в ближайшие дни будем добиваться от наших партнеров ясного ответа, подтверждают ли они то, под чем подписались в Женеве. Если да, то почему не предпринимают конкретных мер по претворению этого плана в жизнь.
Вопрос: Каковы основные вехи 20-летней истории российско-белорусских отношений?
С.В.Лавров (в добавление к ответу С.Н.Мартынова): Этот вопрос достоин докторской диссертации.
Согласен с теми базовыми вехами, которые перечислил С.Н.Мартынов (установление дипломатических отношений между Россией и Белоруссией, совместное понимание обоими государствами важности интеграционных усилий, создание СНГ, Союзного государства, углубление экономической интеграции в формате Таможенного союза, ЕЭП и в перспективе Единого экономического союза — прим.). Хотел бы добавить к этому создание ОДКБ. Каждая из этих вех может быть разбита на очень важные этапы, которые были свидетелями качественного последовательного улучшения отношений во всех тех сферах, которые упомянул мой белорусский коллега.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs