Как Польша встретит патриарха Кирилла?

11:22 14.08.2012 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


16 августа 2012 г. состоится визит в Польшу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это событие тем более знаменательно, что история отношений двух церквей – католической и православной – окрашена, преимущественно, в пессимистические тона.  Одним из результатов поездки будет подписание совместного послания о единении польского и российского народов. С польской стороны подпись под документом поставит глава Епископской конференции архиепископ и митрополит Пшемысльский Юзеф Михалик. Польская пресса уже отметила особенность приезда главы Русской Православной Церкви (РПЦ) – это будет исторический визит, не имевший прецедента (1). Сам архиепископ Ю. Михалик подверг критике излишнюю политизацию визита Патриарха Кирилла, подчеркнув, что диалог двух церквей направлен на нормализацию отношений между польским и российским народом, а подписание обращения о примирении должно стать аналогом подписания подобного документа в 1965 г. между немецкими и польскими епископами, где лейтмотивом звучала фраза: «Прощаем и просим прощения».  Как раз на взаимное прощение и направлены инициативы глав двух церквей.

Желание архиепископа Ю. Михалика остаться вне политики и не привносить политического привкуса в диалог с Патриархом Кириллом – явный сигнал оппозиционной партии «Право и Справедливость» («ПиС») брата покойного Леха Качинского,  Ярослава, что внутрицерковную повестку дня он ставит выше внутриполитической. Это тем более неприятный для «ПиС» факт, потому что Ярослав Качинский позиционирует свою партию как национал-консервативную и клерикальную политическую силу, моральной опорой которой являются традиционные польско-католические ценности. Похоже, что находящейся у власти партии Дональда Туска «Гражданская платформа» («ГП») удаётся лишить «ПиС» поддержки со стороны её ключевого союзника – Польской Католической Церкви. Согласие польской стороны принять Патриарха Кирилла, планируемые встречи с ним президента страны Бронислава Коморовского и председателя Сената Богдана Борусевича свидетельствуют о положительном отношении команды Д. Туска к идее нормализации польско-российских отношений.

Как и следует по логике жанра, непримиримыми оппонентами данного курса выступает «ПиС». Близкая соратница братьев Качинских,  экс-глава польского МИД Анна Фотыга разразилась жёсткой критикой не только в адрес правительства Д. Туска, но и выступила категорически против какого бы то ни было примирения с РПЦ. Анна Фотыга не скрывает, что главная причина, по которой не следует этого делать, идеологическая. Подчёркивая, что у поляков нет причин идти на очередное примирение с русским народом, поскольку это примирение уже имеет место, А. Фотыга отрицает возможность примирения с государственной системой России и её политикой в отношении Польши. Досталось и РПЦ за её поддержку государственнического курса, и лично Патриарху Кириллу. По мнению А. Фотыги, движение РПЦ на Запад несёт в себе не черты экуменизма, а имеет явные политико-идеологические очертания (2).

Если Польша пойдёт навстречу инициативам РПЦ, это будет означать оправдание Варшавой идеи Москвы – Третьего Рима, уверяет пани Фотыга. Это тем более опасно для Польши, что идея Третьего Рима несёт в себе государствообразующий потенциал и религиозную привлекательность, охватывая территорию не только России, но и православной Белоруссии и Украины. Слова монаха Филофея о Третьем Риме, который будет стоять вечно благодаря чистоте своей веры христианской, подразумевали, что падение первого Рима произошло из-за ереси (католичества), а второго (Константинополя) – из-за сближения с этой ересью. Следовательно, мириться с РПЦ равносильно признанию правомочности идеи Третьего Рима.

Относительно чистоты Православия можно вести долгую богословскую полемику, хотя определение данной конфессии как в русском (Православие, православный, т.е. правильное прославление величия Божия, правильное учение) и польском языке (Prawosławie), так и в языках европейских (итал. ortodosso, франц. ortodoxe, нем. orthodox,  исп. ortodoxo) позволяет выдвинуть предположения об ортодоксальности, т.е. традиционности Православия.  Но главный упрёк Православию из уст польских оппозиционеров -  в его сопроводительной функции внешней политики Кремля. Слышать такие заявления тем более странно, что подобные же государственнические функции выполняет в Польше католический костёл, а некоторые польские эксперты ещё совсем недавно  рекомендовали усилить польское культурное давление на «восточные территории» посредством активного вовлечения в этот процесс католического монашества.

Ссылки некоторых польских интеллектуалов из лагеря противников сближения РПЦ и польской католической церкви на русских философов Владимира Соловьёва, Льва Карсавина, Николая Бердяева, Петра Чаадаева, в чьём творчестве просматривались благожелательные мысли о роли католичества не только в Польше, но и в России и всём мире, как немых оппонентов проводимой религиозной работы РПЦ, явно натянуты. В. Соловьёв, будучи положительно настроен не только к католикам, но и иудеям, и причащаясь поочерёдно то в православных храмах, то в католических костёлах, умер, как говорят многие, православным. То же случилось и с П. Чаадаевым. Н. Бердяев, призывая дореволюционную Россию отказаться от тактики подавления польского национального сознания, параллельно признавал, что это возможно только с признанием Польшею неправомочности собственного шляхетского высокомерия по отношению к «схизматикам». Перу Л. Карсавина принадлежит одна из лучших работ православного мыслителя о католичестве, за которым он признавал определённые достоинства, но при этом не отрицал достоинств православной веры.  Он признавал, что христианская полнота достижима лишь при воссоединении двух церквей, которые в единении обретут взаимные достоинства, избавившись от недостатков, но в противники государствообразующей православной идеи записывать его не приходится. 

Вряд ли ошибусь, если скажу, что в среде польских интеллектуалов прежних времён мы не найдём такого количества фигур масштаба Н. Бердяева или В. Соловьёва, которые бы долго и упорно размышляли о положительной роли православия в истории не только русского, но и польского народа, примеряя на себя одеяния не праведников, но грешников.

 

1. «Historyczna wizyta Cyryla I - patriarcha Moskwy przywiezie Polakom Matkę Boską Smoleńską» (Wprost 2012-08-12)

2. Anna Fotyga «Dlaczego milczymy? «Pogwałcenie polsko-rosyjskiej umowy o grobach i miejscach pamięci ofiar wojen i represji w Katyniu» (wPolityce.pl, 16 lipca, 2012)

Ключевые слова: Россия Польша Православие Патриарх Кирилл католицизм

Версия для печати