ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Японии К.Гэмбой, Сочи, 28 июля 2012 года

09:20 30.07.2012 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы с моим японским коллегой К.Гэмбой провели переговоры, обсудили практически весь круг актуальных вопросов российско-японских отношений, а также международной и региональной повестки дня. Договорились о путях дальнейшего взаимодействия.

У России и Японии развивается очень активный политический диалог, в этом году его насыщенность поистине беспрецедентна. Президент Российской Федерации В.В.Путин и Премьер-министр Японии Ё.Нода встречались в июне с.г. «на полях» саммита «Группы двадцати» в Лос-Кабосе и обсудили принципиальные направления дальнейшего сотрудничества.

Сегодня мы согласились в том, что такое интенсивное общение весьма востребовано, и подтвердили обоюдную готовность к продолжению контактов, в том числе на высшем и высоком уровне. Уделили серьезное внимание путям активизации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, при этом с обеих сторон есть понимание необходимости делать больший упор на модернизационную, инновационную, энергетическую и инвестиционную составляющие. В этой связи представляются перспективными такие проекты, как строительство во Владивостоке завода по производству сжиженного природного газа, переработка сырья на российской территории, проекты в области энергоэффективности, сельскохозяйственных технологий, медицины, мирного атома. Все эти и многие другие вопросы стоят на повестке дня Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая должна провести свое очередное заседание в этом году.

Мы подтвердили обоюдную заинтересованность в углублении культурных, гуманитарных контактов, связей в сфере образования, поощрения молодежных и туристических обменов между нашими странами. Все активнее сотрудничаем по проблематике международной безопасности, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти вопросы обсуждаются по линии внешнеполитических и оборонных ведомств, а также специальных служб. Соответствующие контакты показывают, что эти дискуссии идут на пользу обеим сторонам, помогают укреплять доверие и налаживать практическое сотрудничество.

Проблематика АТР не только является предметом двусторонних контактов, но и обсуждается в рамках участия России и Японии в различных интеграционных и многосторонних структурах в этом регионе, включая АТЭС, механизмы сотрудничества в рамках деятельности АСЕАН, механизм ВАС и др. Хотел бы выразить признательность моему японскому коллеге за поддержку Японией основных приоритетов российского председательства в АТЭС и за активную совместную работу по обеспечению успеха саммита во Владивостоке.

У нас с Японией есть целый ряд и других тем. В частности мы реализуем совместный проект для антинаркотических служб Афганистана, сотрудничаем и с целью создания условий для возобновления шестисторонних переговоров по ЯПКП. В ООН и в рамках деятельности «Группы восьми» мы обсуждаем и другие международные темы, включая положение на Ближнем Востоке, ситуацию в Сирии и иные вопросы, стоящие на международной повестке дня.

Мы говорили и о проблеме мирного договора. Реальность такова, что наши позиции по этому вопросу по-прежнему расходятся, но, тем не менее, с обеих сторон есть готовность вести дальнейшее обсуждение в целях поиска взаимоприемлемого решения, руководствуясь теми пониманиями, которые были достигнуты между лидерами России и Японии, и продолжать диалог в спокойном, конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков и публичной полемики. При этом считаем необходимым выстраивать такой диалог в атмосфере тесных партнерских отношений, углубления нашего сотрудничества и партнерства по всем направлениям наших контактов, развивая сотрудничество и в торгово-экономической, и в научно-технологической, и в культурной, и в гуманитарной сферах, предполагая согласование подходов к ключевым проблемам современного мироустройства.

Это уже пятая наша встреча с К.Гэмбой, и, по моим ощущениям, с каждым разом мы не только стремимся лучше понимать друг друга, но и, действительно, продвигаемся в углублении такого понимания. Я вполне удовлетворен и содержанием, и атмосферой нашего общения.

Вопрос: Вы отметили необходимость проводить переговоры по территориальному вопросу в спокойной обстановке, и К.Гэмба с этим согласился. Тем не менее, Председатель Правительства России Д.А.Медведев посетил Курильские острова, что для японского народа является неприемлемым. Хорошо понимая чувства японцев и учитывая условия, упомянутые на переговорах, планирует ли российская сторона в дальнейшем воздержаться от посещения островов?

С.В.Лавров: Общественное мнение – очень важная вещь, на него можно влиять, его можно формировать, и, безусловно, все политики этим занимаются. Но есть вещи, которые десятилетиями прочно укоренены в общественном мнении российского народа. Я говорю обо всем, что связано с тяготами, лишениями, колоссальными жертвами, которые пришлось принести нашему народу в ходе Второй мировой войны, итоги которой закреплены в Уставе ООН. Можно сказать, что для российского народа это и есть воплощение принципов законности и справедливости.

Как условились руководители России и Японии, мы готовы продолжать вести взаимоуважительный диалог по проблеме мирного договора на основе ранее достигнутых договоренностей в спокойной атмосфере, без нагнетания эмоций, искусственных исторических интерпретаций и односторонних предварительных условий.

Мы обсуждали ситуацию, сложившуюся в связи с рабочей поездкой Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева на острова Южной курильской гряды. Российская сторона не может принять протесты, звучавшие из Токио по этому поводу. На этот счет предельно ясно выразился сам Д.А.Медведев, когда находился в том регионе. На российских властях лежит ответственность за улучшение социально-экономического положения этой части Российской Федерации, и мы будем продолжать этим заниматься.

Звучавшие из Токио протесты по поводу поездки Председателя Правительства Д.А.Медведева не помогают созданию атмосферы, необходимой для нормального диалога по проблеме мирного договора. Тем более, этой атмосфере мешают намеки на то, что нужно прекратить туда ездить. Отвечая на вопрос о том, будут ли российские официальные лица воздерживаться от поездок, скажу: нет, не будут. Это – данность, которую мы сегодня обсуждали. Ни одна проблема между двумя уважающими себя странами в принципе не может решаться в условиях односторонних ультиматумов и нагнетания напряженности в общественном сознании. Нужно выбирать: либо отдать дань сиюминутной политической конъюнктуре и через цепную реакцию дополнительно «заводить» общественное мнение, либо все-таки заниматься серьезной политикой, которая требует иных подходов.

Сегодня мы договорились с обеих сторон предпринимать шаги, чтобы обеспечивать благоприятную атмосферу для этого диалога в контексте всего комплекса российско-японских отношений, которые мы хотим углублять в интересах наших народов – граждане России и Японии заинтересованы в том, чтобы наши контакты во всех сферах, экономической, культурной, торговой, внешнеполитической, углублялись и укреплялись.

Вопрос (адресован К.Гэмбе): Какова позиция официального Токио по сирийскому вопросу?

С.В.Лавров (отвечает после К.Гэмбы): Россия продолжает конструктивную деятельность по разрешению сирийского кризиса, старается убедить всех других внешних игроков действовать так же ответственно. Мы призываем правительство САР предпринять первые шаги при понимании (как об этом договаривались и в СБ ООН, и в рамках плана К.Аннана, и на женевской встрече), что соответствующие действия Дамаска по прекращению вооруженных действий не будут использоваться вооруженной оппозицией для того, чтобы занимать города. Убеждаем сирийское правительство в необходимости первых жестов. Но когда занимаются города (как сейчас Алеппо, где, как я понимаю, назревает очередная трагедия), нереалистично ожидать от правительства, что оно смирится с тем, что хорошо вооруженные группы оппозиционеров занимают населенные пункты и не скрывают, что намереваются создать там некие буферные зоны, организовать альтернативные структуры переходного правительства на основе оппозиционеров, признает свою неправоту и даст себя свергнуть. И не потому, что мы держимся за этот режим, а потому, что такая схема не работает. В Сирии со всех сторон творится бесчинство. Недавно Совет ООН по правам человека представил свидетельства того, как вооруженные оппозиционные группы прибегают к пыткам и внесудебным убийствам. Поэтому давить нужно на все стороны, о чем мы говорим уже много месяцев. Но, к сожалению, наши западные партнеры предпочитают делать иные вещи, и, по сути, вместе с некоторыми соседями Сирии поощряют, поддерживают и направляют вооруженную борьбу против режима. Цена всего этого – еще больше крови.

Для срочного прекращения кровопролития требуется добросовестное выполнение в полном объеме договоренностей, заключенных в женевском коммюнике от 30 июня с.г. Мы к этому готовы.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати