В четвёртый раз с 3 – 22 июля в Санкт-Петербурге с большим успехом прошёл IV Международный фестиваль «Академия православной музыки». Его специальной программой в этом году стала Санкт-Петербургская летняя школа. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры и Администрации Президента Российской Федерации под духовным покровительством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и на острове Валаам. Главные цели фестиваля - возрождение древней подлинной исторической традиции православного пения и знакомство с русской православной культурой широкого круга публики.
Именно поэтому организаторы фестиваля приглашают к участию в Фестивале людей из разных стран: профессиональных музыкантов и любителей, историков музыки, регентов и певчих, композиторов и хоровые коллективы. В этом году Программа включила мастер-классы по разным направлениям, таким как творческие мастерские "Основы иконописи" и "Искусство мозаики", лекции известных отечественных и зарубежных специалистов, тематические экскурсии, концерты ведущих исполнителей православной музыки из России, Греции, Сербии, Грузии. В рамках программы состоялись концерты сводного хора участников академии в лучших концертных залах Санкт-Петербурга и Великого Новгорода.
Обучение проходило параллельно по двум группам - на русском и английском языках. В этот раз на берега Невы съехались представители более 20-ти стран. Участники фестиваля познакомились с лучшими произведениями древнерусского певческого искусства и славянского фольклора, с основами византийской, сербской, болгарской, коптской и грузинской певческими традициями богослужебной музыки. Многое стало новым для них из истории, музыкальных стилей и традиций древней Руси, искусства колокольного звона, духовной музыки нового времени. В рамках форума Её Величества Музыки состоялись встречи с известными певцами и хоровыми дирижёрами, ведущими специалистами, историками, регентами, учёными из России и зарубежных стран.
Также участники фестиваля приняли участие в творческих мастерских "Основы иконописи" и "Искусство мозаики".Занятия проходили на русском и английском языках, а для студентов академии были также организованны курсы русского языка. Собственно презентация – открытие международного фестиваля «Академия православной музыки» - состоялась в Большом зале Филармонии им. Д.Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге выступлением праздничного хора Валаамского монастыря. Участники летней школы, а они, как уже упоминалось, прибыли из 20-ти стран, приняли участие в многочисленных концертах со своими коллективами, а также в сводном хоре фестиваля «Академия православной музыки».
В течение двух недель в Шереметевском дворце и Академической капелле проходили выступления международных участников фестиваля. Вот лишь несколько примеров: певчие Кельи Св. Фомы Свято-Афонского монастыря «ФОМАДЕС» (Греция); Коптский хор DAVID ENSEMBLE (Египет); хор Свято-Покровского мужского монастыря из Украины; фольклорный ансамбль «Дидгори» (Грузия); Македонский византийский хор JOVAN HARMOSIN; фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского, особенно яркое выступление которого прошло в знаменитом Исаакиевском соборе. Здесь впервые по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоялась божественная литургия Св. Иоана Златоуста (как в старину, на 3 хора) 120 певчими из 20 стран.
Были исполнены произведения православной музыки. В Богослужении приняли участие - Сводный хор международного фестиваля «Академия православной музыки», певчие Валаамского, Зеленецкого, Свято-Данилова, Свято-Предтеченского, Иоанновского монастырей, Мужской хор «Древнерусский распев», ансамбли «Знамение» и «Ключ разумения». Культурно-просветительская программа включала тематические экскурсии, концерты ведущих исполнителей православной музыки из России, Греции, Сербии, Грузии и участников академии в лучших концертных залах Санкт-Петербурга и Великого Новгорода: в Шереметевском дворце, в Государственной Академической Капелле, В Исаакиевском соборе, в Великом Новгороде и на острове Валаам.
На три недели участники погрузились в мир многосторонней и малоизученной православной музыки и православной культуры. Занятия проводились в усадьбе графов Шереметевых - двухэтажном каменном дворце на набережной Фонтанки. В 1712 году Петр Первый пожаловал фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, герою сражений под Нарвой и Полтавой, участок земли, расположенный на левом берегу реки Фонтанки. В те годы земли в новом городе было много, а Шереметевы были заняты государственными делами, поэтому сам дворец выглядит относительно небольшим. Но в отличие от прочих особняков Петербурга он занимает достаточно большую территорию. Здесь был построен сначала деревянный дом, в котором поселился сын фельдмаршала. Его семья славилась на весь Петербург своей любовью к музыке и театру.
В своем особняке они организовали театральную труппу крепостных актеров. Пять поколений хозяев прожило в Шереметевском дворце, перестраивая и достраивая его. За это время здесь была собрана огромная коллекция музыкальных инструментов и художественных произведений. В 1990 году в Шереметевском дворце был создан Музей музыкального и театрального искусства, где разместилась государственная коллекция музыкальных инструментов. В настоящее время во дворце действует ряд постоянных экспозиций – «История рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX веков», «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков», «Открытые фонды государственной коллекции музыкальных инструментов» и «Возращённое наследие». Последняя коллекция посвящена зарубежному периоду в жизни Александра Глазунова - русского композитора и дирижёра.
На выставке «Открытые фонды…» можно было посмотреть на старинные музыкальные инструменты: арфы, клавесины, виолы и послушать их звучание, услышать звон русских колоколов. Сегодня дворец считается одним из важнейших культурных центров Санкт-Петербурга. Концерты фестиваля проходили также в здании Академической капеллы на набережной мойки около Дворцовой площади, которая в конце 19-го века становится одним из крупнейших музыкальных европейских центров и занимает особое место в истории культуры России. Здание Императорской придворной певческой капеллы было приобретено в начале 19 века «Высочайшим указом» Александра I для «устройства в нём придворных певчих». Это первое музыкально-профессиональное учреждение, где формировалась русская профессиональная музыка. Здесь создавали свои бессмертные произведения Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Бортнянский, Аренский и другие русские композиторы, создавшие русскую самобытную национальную музыку. Здесь звучали музыкальные творения Чайковского, Бородина, Мусорского, Глазунова, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова.
Капелла с органом, где кроме концертов проходят образовательные программы, являет собой центр проведения всевозможных творческих музыкальных проектов. Известный композитор Гектор Берлиоз, посетивший впервые капеллу, выразил свое восхищение словами: «Эта Капелла лучше всех существующих и, может быть, когда-то существовавших подобных учреждений в Европе». Первоначально певческие традиции в России сложились в 15-ом веке: по указу Великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор государевых певчих дьяков, ставший первым русским хором. В эпоху Петра I хоровое пение было неотъемлемой частью придворной культуры.
В православной России любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали «Певчие дома его Величества». Царь оказывал большое внимание своим певчим, заботился об их благополучии, и часто сам принимал участие в пении. В мае 1703 года, когда в устье Невы были положены первые камни новой столицы русского государства, царь Пётр I участвовал в выступлении хора во славу новой русской столицы. Это и явилось основанием Капеллы. В последние годы 21 века усиленно осуществляется возрождение Капеллы как одного из центров европейской музыкальной культуры.
На сцене Концертного зала Капеллы выступают выдающиеся инструменталисты, певцы, дирижеры современности. Орган Капеллы по праву считается одним из лучших в Европе и привлекает лучших органистов мира. В Капелле проводятся Международные музыкальные фестивали, многие из которых стали традиционными, такие, в частности, как «Фестиваль органной музыки», «Шубертиады», «Невские хоровые ассамблеи», «Финно-российский музыкальный фестиваль», «Просто друзья». Во время работы нынешнего июльского фестиваля участники Академии посетили один из древнейших городов России Великий Новгород отметивший в 2009 году своё 1150-летие. Великий Новгород называют «Отцом городов русских», в противовес названию Киева, как «Матери городов русских». Очень интересно прошла экскурсия по новгородскому кремлю, которая закончилась концертом участников Академии на берегу реки Волхов.
Мощным заключительным аккордом стала завершающая часть программы фестиваля – дивный остров Валаам. Незабываемое путешествие на пароходе по Неве через самое крупное озеро Европы - Ладожское озеро ( площадь 18135 кв. км – в которое впадают 35 рек, а берёт начало только одна — Нева) - в святые паломнические места, на сказочный остров Валаам. Это самый большой из островов Валаамского архипелага, объединённых проливами, с окаменелыми берегами и каменными скалами, спускающимися в холодные воды Ладожского озера.
Именно здесь по Ладожскому озеру в 1942-43 годах проходила «Дорога жизни», по которой перевозили продовольствие в осаждённый Ленинград, сначала Ладожской военной флотилией и Северо-Западным речным пароходством, а затем по льду Ладожского озера была проложена Военно-автомобильной дорогой № 101 блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ в далёком 42-ом году назвал «Дорогой жизни». На долю самого крупного острова, Валаама, давшего название всему архипелагу, приходится 27,8 кв. км. Среди яркой зелени маленьких бархатных островков, сверкали золотыми и голубыми куполами часовенки и церкви как символ единения человека и природы. На Валааме был совершён молебен в честь св. Сергия и Германа - Валаамских чудотворцев. А затем состоялся концерт сводного хора Академии и Ансамбля солистов Праздничного хора Валаамского монастыря. И это было грандиозное признание всех участников фестиваля красоте, мощи и величию православным духовным святыням, сохранить которые – долг чести для нынешних поколений. Проект завершился 20 июля божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря.
Вена - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Валаам
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs