ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

На Марс, на Марс… ракету мне, ракету…

00:00 02.06.2010 • Андрей Кисляков, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Прогуляться по «пыльным тропинкам» дальнего космоса, да ещё первыми, отнюдь не последняя задача национальных космических программ основных «игроков» на этом поле. Но способен ли человеческий организм в принципе забираться далеко в космос и вернуться невредимым назад? К сожалению, определенного ответа на этот вопрос мы не получим даже через полтысячи дней, в ноябре 2011 г. Именно тогда завершится самый масштабный наземный эксперимент по имитации условий полета пилотируемой экспедиции на Марс.

Стартующий 3 июня эксперимент на Красную планету под названием «Марс-500» объединяет добровольный международный экипаж в составе шести человек – представителей России, Евросоюза и Китая.

В течение 520 суток экипаж изолируют от внешнего мира в специально оборудованных корпусах Института медико-биологических проблем РАН. Условия, в которых будут жить добровольцы, по возможности приближены к условиям космического корабля.

Начинающийся в июне эксперимент станет третьим этапом масштабного проекта по изучению влияния изоляции и непривычных условий на организм человека. Первый этап проходил в 2007 году и длился 14 дней. Во время второго этапа эксперимента «Марс-500», состоявшегося в 2009 году, добровольцы провели в обществе друг друга 105 дней.

 

А надо ли…?

Сегодня проблема исследования дальнего космоса занимает все более важное место в национальных космических программах. Причем, в последнее время упорно доминирует Марс, существенно потеснив Луну. Так, США объявили о подготовке к запуску очередного исследовательского аппарата для сбора данных о марсианской атмосфере. Планируется, что этот старт состоится в 2013 г. В России марсианская тема пока имеет «приземленный» характер.

В то же время, несмотря на активную подготовку к дальним межпланетным вояжам, вопрос о необходимости участия человека в таких, прямо скажем, весьма дорогих и чрезвычайно опасных предприятиях остаётся открытым. Причём, в числе сомневающихся не только простые граждане, но и многие серьезные учёные практически на всех континентах.

По всей видимости, главным аргументом в пользу присутствия человека на дальних космических маршрутах является как раз он сам. Ведь Земля, а, стало быть, и жизнь на ней возникла не на пустом месте, а как следствие определенных глобальных процессов во Вселенной. В наши дни уже нет нужды доказывать, что большинство загадок земной жизни связаны с космосом. Их разрешение позволит смоделировать основные жизненные процессы, и тем самым получить в свои руки «штурвал» управления к основе основ всего живого – процессу зарождения, развития и смерти. Очевидно, что без проведения человеческим организмом долгого времени в космосе получить такие знания не удастся.

Кроме того, о необходимости летать меж мирами человеку говорит одно весьма практическое обстоятельство. Уже сейчас с математической точностью подсчитаны все без исключения земные ресурсы. Исходя из этого, нетрудно спрогнозировать, как долго человек сможет еще «безбедно» существовать на нашей планете. Ведь, согласно расчётам, углеводородных источников энергии нам хватит только на 80-140 лет. Не радуют и запасы урана как ядерного энергетического средства. По некоторым данным, его осталось всего на несколько десятилетий добычи.

Ясно, что не сегодня – завтра нам придется покинуть насиженные места и напрямую столкнуться с проблемой создания жизни и ее воспроизводства во Вселенной.

Таким образом, пилотируемые экспедиции, которые сегодня готовятся к нашим ближайшим космическим соседям, нельзя рассматривать с точки зрения чисто научных экспериментов. Напротив. Такие полеты - часть практического решения задачи создания условий для развития жизни за пределами Земли.

 

Однако…

Ясно, что главным при организации долгосрочных пилотируемых экспедиций в космос является сам человек, точнее, его индивидуальные возможности и скрытые резервы для преодоления трудностей длительного космического полета. Экипаж во время многомесячных космических вояжей подстерегает ряд фатальных опасностей. Прежде всего, человек на борту космического корабля полностью зависит от функционирования бортовой системы жизнеобеспечения (СЖО). Эксперимент «Марс-500», в частности, должен ответить на вопрос о приоритетах в разработке этой системы.

По мнению специалистов Института медико-биологических проблем, первоочередная задача при подготовке межпланетных экспедиций – повышение замкнутости комплекса СЖО. Эта система будет в корне отличаться от СЖО, установленной, скажем, на орбитальном комплексе МКС, который не использует полный круговорот веществ, т.е. не является замкнутой биосферой. На создание подобной системы, способной обеспечивать процесс полной регенерации основных, необходимых для жизни компонентов потребуется не менее 10 лет. Главная проблема учёных – как обеспечить бесперебойное производство кислорода, воды, пищи и удаление отходов жизнедеятельности.

К сожалению, решение этих вопросов не ограничивает проблему длительного пребывания человека в космосе. Огромную опасность для нашего организма представляют условия микрогравитации. Предстоящий эксперимент «Марс-500» не смоделирует космическую невесомость. Поэтому ответа на главный вопрос медиков, сможем ли мы длительное время переносить «подвешенное состояние», не будет.

Между тем, американские исследования говорят о том, что люди, долгое время проведшие в космосе, страдают от потери костной массы. Наблюдения над состоянием 13 астронавтов, каждый из которых провел полгода на МКС, показали, что прочность их скелета уменьшилась в среднем на 14% по сравнению с соответствующими показателями до полета. Трое астронавтов потеряли до 30% костной массы, что сравнимо с состоянием скелета пожилой женщины, страдающей от остеопороза (это такое заболевание, при котором кости теряют свою прочность, становятся более хрупкими и могут легко ломаться).

Кроме чисто медицинских проблем, длительное космическое путешествие предъявляет к экипажу высочайшие «психологические» требования.

Удаленность от Земли, длительная автономность полета, пребывание в условиях ограниченного пространства, да ещё в условиях микрогравитации, проблемы группового взаимодействия экипажа, значительный объём работ как на борту, так и в открытом космосе, непредсказуемые ситуации, высокий уровень риска, чувство ответственности за судьбу экспедиции, наконец, могут серьезно повлиять на психическое состояние и работоспособность человека.

С другой стороны, «земля» мало чем сможет помочь экипажу в решении таких проблем. Ведь до сих пор психологическая поддержка космонавтов активно осуществлялась специальными наземными службами в условиях устойчивой связи и достаточного времени. Вот и нынешний «экипаж», несмотря на полную изоляцию, все же будет работать с сознанием полного контроля «земли». Но, как в районе настоящего Марса, куда сигнал с Земли поступает с задержкой в 40 минут, а решения придется принимать, может быть, в считанные секунды, организовать видеосеансы с родными или передать на грузовом корабле или с экспедицией посещения письма, поздравительные открытки, газеты и подарки? Да и элементарной радиосвязи может не быть достаточно долго.

Тем не менее, будем надеяться, что цикл тренировок под эгидой «Марса-500» поможет минимизировать возможные опасности будущих межпланетных полетов.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати