Научная дипломатия МГТУ им. Баумана

10:06 06.07.2012 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Наша страна взяла курс на широкомасштабную модернизацию экономики и общества. Ее необходимость продиктована интересами поддержания международной конкурентоспособности страны, ее национальной безопасности. Среди ее главных задач - технологическая и структурная модернизации экономики. Для решения   этой задачи  требуется модернизация кадровой, управляющей и инфраструктурной базы экономики. А для ускорения процесса  необходимо развивать научно-техническое сотрудничество со всем миром, привлекать к своему инновационному прорыву самые светлые умы планеты. И в первых рядах научно-образовательной и технологической модернизации нашей России – Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана.

Вот уже два года международными связями в МГТУ им. Н.Э.Баумана (или «Бауманки», как этот всемирно известный московский вуз зовут в обиходе) руководит проректор, доктор технических наук, профессор Иван Алексеевич Архаров. Несмотря на свой напряженный рабочий график, он согласился уделить время для нашей беседы. «Для нас модернизация не красивая цель, а повседневность, - сказал он в ходе интервью. – И научной дипломатией мы занимаемся не от случая к случаю, а изо дня в день»…

 

- Иван Алексеевич, вы сейчас возглавляете в МГТУ всю научно-образовательную дипломатию, а кроме того, еще  преподаете и занимаетесь научной работой. Да и сами учились здесь, прошли весь путь от студента до проректора по международным связям. Расскажите, как вам это удалось?

- Вся моя жизнь со студенческого времени связана с МГТУ имени Баумана. В 1980-м, в год Московской Олимпиады, я стал студентом первого курса факультета «Энергомашиностроение» на кафедре «Криогенная и холодильная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения». Закончил наш университет в 1986 году. Параллельно обучался в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете вычислительной математики и кибернетики, который окончил в 1989-м. Таким образом, у меня два высших образования. По первому я инженер-механик по криогенной технике или технике низких температур. По второму – математик. Затем были аспирантура в нашей же «Бауманке» и более 25 лет, посвященных научной работе. С 1995 года я начал преподавательскую деятельность и в настоящее время являюсь действующим профессором той же кафедры, на которую поступал студентом. С весны 2010-го я занимаю должность проректора по международным связям. Фактически, это дипломатическая деятельность всего нашего университета. В настоящий момент в МГТУ в целом обучаются более 18 тысяч студентов, среди которых около 750 иностранцев. Примерно 450 из них представляют страны Дальнего зарубежья, а около 300 – бывшие республики экс-СССР. Должен сказать, что международная деятельность развивается у нас довольно специфически. Учитывая статус флагмана технического образования и возложенные на него задачи, связанные, прежде всего, с обороноспособностью нашей страны, очень долгое время наши возможности по обучению иностранных студентов и по развитию международных отношений были весьма ограничены.

За последние 10-12 лет отмечается серьезный прогресс в установлении и развитии образовательных, академических, научных контактов с зарубежными вузами и научными центрами. Что касается связей с постсоветскими республиками, мы были инициаторами создания Ассоциации технических университетов и фактически выполняем в ней функцию базовой организации, функцию ее координатора и лидера.

В Ассоциацию входят многие известные зарубежные университеты - Инженерный Государственный университет Армении (знаменитый «Политехник»), Белорусский Государственный университет информатики и радиоэлектроники, Харьковский авиационный институт, Севастопольский Национальный технический университет, Черниговский, Приднестровский государственные университеты и многие другие. Особо хочу отметить плодотворное и долгосрочное сотрудничество в области научных проектов и академической мобильности с университетами Казахстана – с Казахским Национальным техническим университетом им. К.И. Сатплаева, Казахским университетом путей сообщения, Южно-Казахстанским Государственным университетом им. М.О. Ауэзова (все они входят в нашу Ассоциацию), а также с Казахским Национальным университетом им. аль-Фараби и Университетом им.  Назарбаева. С университетом КазНУ им. аль-Фараби мы сотрудничаем уже более 15 лет, в частности, по моей специальности «Физика и техника низких температур» - там тоже есть одноименная кафедра.

Сегодня у нас в «Бауманке» обучаются студенты из более чем 36 стран. Они интегрируются в наш учебный процесс тоже весьма специфически. В первую очередь это связано с тем, что обучение у нас идет на русском языке. Это, разумеется, предполагает, что наши иностранные студенты им владеют. Исключение составляют лишь некоторые курсы, которые читаются с переводчиками. Так что, основная проблема для студентов из Дальнего зарубежья – это языковой барьер. Те, кто приезжает из Ближнего зарубежья, как правило, русский язык понимают. Правда, в последнее время возникают трудности и с некоторыми из них, например, со студентами из Армении и Азербайджана, где молодежь уже не так широко и массово учит русский язык. В конце концов мы были вынуждены открыть для иностранных студентов годовой адаптационный курс русского языка по разработанным у нас же методикам. Этот же адаптационный курс проходят здесь и студенты из Дальнего зарубежья.

 

- Вы сказали, что в МГТУ учатся граждане более 36 государств. Иван Алексеевич, из каких стран приезжает к вам наибольшее число студентов?

- Они представляют три больших сегмента. Это, прежде всего, студенты из Мьянмы (бывшая Бирма). Страна встала на путь интенсивного индустриального развития и каждый год присылает в ведущие вузы России примерно около 500 молодых людей. К нам из Мьянмы ежегодно поступают в среднем 40 человек. А всего сейчас в «Бауманке» из этой страны учатся не менее 150 студентов. В аспирантуре - 9 человек. Один представитель Мьянмы даже заканчивает у нас докторантуру, успешно занимается наукой.

Большой сегмент занимает в МГТУ и Вьетнам. Мы подписали с университетом Ле Куи Дона соглашение о создании на нашей базе и с нашей помощью Национального технического университета во Вьетнаме, для которого нужны высококвалифицированные преподавательские кадры.

Третий сегмент занимает в МГТУ Китай, который ежегодно направляет к нам на учебу порядка 25-30 студентов. А всего у нас учатся около 100 китайцев из самых разных университетов своей страны.

Вообще, с Китаем у нас особые отношения. В 2010 году по нашей инициативе была создана Ассоциация технических университетов Китая и России. В нее вошли по 15 ведущих вузов с каждой стороны. Наш стратегический партнер в Китае – Харбинский политехнический университет. Мы с ним регулярно обмениваемся преподавателями и студентами. Многие китайские студенты после завершения у нас курса бакалавриата и магистратуры просят оставить их на обучение в аспирантуре. На сегодняшний день 15 студентов из Китая защитили в МГТУ кандидатские диссертации.

 

- А как обстоят дела с научными контактами? Расскажите о научном сотрудничестве МГТУ с зарубежными организациями.

- Наше руководство проводит понятную и открытую политику по привлечению ведущих мировых ученых к совместной научной деятельности, к совместным научным разработкам. Мы получили поддержку от Администрации Президента РФ и от Правительства РФ, и уже открыли несколько международных научно-образовательных центров. Один из них возглавляет профессор В. Рыжий из японского университета Айзу, академик, иностранный член Российской академии наук (РАН). А другим его соруководителем является российский академик РАН Владислав Иванович Пустовойт, профессор нашего университета. Это – Центр фотоники и инфракрасной техники. Именно он был открыт у нас в МГТУ еще президентом Д.А. Медведевым в начале мая этого года. Еще один – Центр ионных и плазменных технологий - планируется открыть до конца текущего года. Его возглавит выдающийся мировой ученый, иностранный член РАН профессор Грегор Морфил, директор Института внеземной физики Общества Макса Планка. Международный центр информационных технологий, созданный у нас при поддержке компании IBM.

Целый ряд кафедр университета имеют долгосрочные исследовательские программы с университетами Германии, Франции, Великобритании и других стран. И эта наша политика уже дает конкретные результаты. Они выражаются в совместных научных статьях, работах, в совместных изданиях. Есть и совместные заявки на патенты, причем как в Российской Федерации, так и в других странах.

 

- Иван Алексеевич, судя по тому, что вы рассказываете, можно надеяться, что научно-техническая модернизация нашей страны состоится. И вклад МГТУ им. Баумана малым не покажется. Какие у вас еще есть планы, мечты, перспективы на этот счет? Как ваши чаяния связаны с широко разрекламированным проектом «Сколково»?

- Безусловно, у нас есть и планы, и мечты, и перспективы. Но напомню, что наша первоочередная задача – это обучение студентов, молодых людей, представителей новых поколений. Говоря высоким штилем, мы куем здесь кадровый потенциал для новой, модернизированной России. И наши мечты связаны с тем, чтобы привлечь к этому как можно больше научной, интеллектуальной академической общественности, привлечь в стены нашего университета лучших профессоров и преподавателей со всего мира. МГТУ им. Н.Э.Баумана продолжает воплощать в жизнь девиз «Образование через науку».

Что касается «Сколково», то этот мегапроект, запущенный 2,5 года назад, привлекает в первую очередь молодежь. Надо сказать, что место, где мы беседуем, - Москва, 2-я Бауманская, дом 5, МГТУ им. Н.Э.Баумана - это одновременно и юридический адрес проекта «Сколково». Пока не построена основная площадка этого наукограда. Такое положение вещей о многом говорит и ко многому обязывает. Мы представили два научных проекта для «Сколково». Один касается передвижных атомных электростанций для автономного снабжения энергией. Он относится к кластеру энергосберегающих технологий. А второй проект представлен в кластере биомедицины и посвящен созданию биомаркеров нового поколения на основе стабильных, то есть нерадиоактивных изотопов. Эти работы проводятся в нашем МГТУ им. Н.Э.Баумана более 30 лет. В этих проектах мы являемся носителями научной информации и знаний, опережающих мировой уровень. Например, этот второй проект позволит вооружить медиков новыми инструментами для проведения томографии легких, костного головного мозга и решать многие другие подобные проблемы дешевле, доступнее и безопаснее для здоровья пациента.

 

- И последнее. Вам нравится ваша работа?

 

- Конечно, нравится. Каждый день приходится решать целый клубок вопросов, начиная с административных и учебных, заканчивая сугубо творческими, научными. Но мне не привыкать, ведь я бауманец!..

  

…На темы потребности России в технологической и прочей модернизации сегодня у нас уже никто не спорит. Ее жизненная необходимость для всех очевидна. Дискуссионным остается лишь вопрос о выборе стратегии – инновационной в своей основе или имитационной (адаптивной).

Как считает, например, заместитель директора Института экономики РАН, доктор экономических наук Светлана Глинкина, в условиях глобализации постоянное инновационное обновление – это необходимый фактор успешного экономического и социально-политического развития страны, интегрирования ее в новый миропорядок. В большинстве стран активно развиваются высокотехнологичные виды экономической деятельности, повышается наукоёмкость базовых отраслей промышленности и сферы услуг, увеличивается финансирование исследований и разработок, наука становится все более ориентированной на потребности экономики. Технологические сдвиги на основе инноваций все в большей степени становятся определяющими факторами состояния мировой экономики в целом.

Однако инновационная по своей сути модернизация требует времени и существенных затрат, создания в стране современной национальной инновационной системы, представляющей собой «совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу для формирования и реализации политики и поддержки инноваций».

Заметный вклад в дело модернизации нашей страны вносит и всемирно известный МГТУ им. Н.Э.Баумана.

 

Материал подготовлен совместно с Ольгой Егоровой,  доктором исторических наук,  МГТУ им. Н.Э.Баумана

Ключевые слова: МГТУ им. Баумана

Версия для печати