Накануне Дня памяти и скорби, 21 июня 2012 года в Москве состоялась презентация новой книги Российского института стратегических исследований: «Расскажу вам о войне...» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран. М.; РИСИ, 2012 – 432. Рецензентами книги выступили известные ученые и общественные деятели - д.и.н. Г. Ф. Матвеев, д.и.н. Н. А. Нарочницкая. В рамках презентации прошла пресс-конференция авторского коллектива, приглашенных гостей и журналистов в формате круглого стола.
Авторы анализируют современные учебники истории России, Белоруссии, Украины, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Сербии и Хорватии, а также других европейских стран и бывших советских республик, выделяют общее и особенное в повествованиях событий 1939–1945 гг., выявляют обусловленность подходов и интерпретаций истории в школьных учебниках отдельных стран конъюнктурой международных отношений. Специальный раздел посвящён знаниям и представлениям школьников о Второй мировой войне, которые исследуются на основе тестов и сочинений. Такой подход позволил авторам показать степень воздействия разнообразных факторов на историческое сознание подрастающего поколения.
В эру информационного общества интерпретации исторических событий приобретают особый смысл, становятся предметом политических и этнонациональных спекуляций и даже информационным оружием. Как правило, школьная программа во многом закладывает основы мировоззрения человека. Новая книга известных российских и зарубежных ученых, изданная РИСИ, освещает процессы формирования исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах у молодёжи славянских стран Восточной Европы.
Анализ учебников происходил по следующим критериям: анализ начальных этапов войны, отношение к пакту Молотова-Риббентропа, изучение роли союзников, советников, кого считают героями войны.
Огромный материал исследования условно можно разделить на две части: учебники и школьные сочинения, которые были инспирированы этими учебниками. Также для полноты картины изучались популярность/непопулярность у молодежи конкретных фильмов о войне (классических советских, голливудских и других), компьютерных игр по мотивам Великой Отечественной и Второй мировой войн, проводился срез общественного мнения. Чтобы ответить на вопрос: «Кто является символами войны в глазах современного подрастающего поколения?» в исследовании участвовали 11 городов и 9 регионов, были опрошены 650 человек.
Широкий круг авторского состава РИСИ: Т.С. Гузенкова, Д.А. Александров, А.Б. Едемский, В.Д. Кузнечевский, Д.А. Мальцев, В.В. Марьина, П.В. Мультатули, А.А. Ожиганова, О.В. Петровская, Е.С. Роговой, В.Н. Филянова -подчеркивает масштабность проведенного исследования. Однако суть исследования кратко описала ответственный редактор издания Тамара Гузенкова, открывая встречу своей мультимедийной презентацией: «Эта книга не о войне; она не о Великой Отечественной и не о Второй мировой войнах, она об интерпретации событийного периода и современном восприятии войны, о ценностях и символах, связанных с событиями той эпохи».
В этом смысле большую роль сыграл раздел книги «Ценности и символы Второй мировой и Великой Отечественной войн в сознании учащихся», который базируется целиком на анализе сочинений школьников из России, Белоруссии, Приднестровья, Украины, Чехии и Словакии. Здесь сравнивается, как и чем отличаются представления о войне российских, словацких и украинских школьников; какие серьезные изменения произошли за последние 20 лет (а они, несомненно, произошли) в образовании и представлениях о войне; как повлиял на шкалу ценностей учащихся этих стран изменившийся за это время мир.
К прочим достоинствам работы можно отнести и исследовательский вклад в страноведение. В книге используется регионально-страновой подход, благодаря которому предметом исследования являются славянские страны СНГ, западнославянские и южные или юго-восточные славянские страны.
Повествование, придерживаясь странового подхода, помогает понять особенности исторического образования, особенности институциональной истории и историографии, которую представляют официальные школьные учебники и сочинения. Сравнительный анализ вносит теоретический вклад в современное массовое образование в сегодняшних условиях. Целью книги было проследить взаимосвязь официальной (конституционной) истории во взаимодействии с массовым сознанием, а также с оппозиционной контристорией. На протяжении исследования идет наблюдение за сложным процессом, когда контристория становится официальной, что особенно наглядно видно на примере Украины.
Наблюдая неразрывную связь между официальной историей и тем, как воспринимают ее люди, выясняется, что массовое сознание оказывается даже более консервативно, чем, например, официальные школьные учебники.
Проанализировав учебники, авторы выработали типологическую классификацию трансформаций, которая произошла за это время. Доктор исторических наук Т.С. Гузенкова выделяет три категории «подачи» исторического материала Великой Отечественной и Второй мировой войн:
«С моей точки зрения, эти «шкалы трансформации» истории и исторического знания можно разделить на:
1. Традиционную или позднесоветскую концепцию – максимально приближенную к советской концептуальной точке зрения (ее придерживаются белорусские учебники, учебники и учебные пособия Приднестровья – «феномен Приднестровья»)
2. Трансформированную концепцию, с появлением новых тем (например, бытовых, участие женщин в войне). Её приводят в своих образовательных системах Россия, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия и Болгария.
3. Радикально пересмотренную категорию – радикальное переосмысление Второй мировой войны: где Гитлер приравнивается к Сталину; ответственность за развязывание войны лежит в равной степени как на СССР, так и на Германии; затушевывается решающая победная роль СССР, а после 1944 года характер войны рассматривается как захватнический со стороны СССР, и Германия становится жертвой. Главные герои войны в этих странах – коллаборанты. Данная трактовка имеет место в украинских и польских учебниках (из неславянских стран в Грузии и странах Балтии).
В своем презентационном выступлении Тамара Семеновна выделила также процесс демилитаризации, который происходит в современной системе образования, когда не желательно описывать великие победы, танковые сражения. Все это заменяется на социальные и культурно-нравственные аспекты войны, тем самым искусственно понижается градус героичности. Авторам учебных пособий и учебников рекомендуется избегать датирования событий, связанных с понятием «война»! Привычная периодизация, построенная на событиях главных битв, начинает разрушаться.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела гуманитарных исследований РИСИ Владимир Кузнечевский назвал монографию «Расскажу вам о войне…» «энциклопедией, фундаментальным исследованием, которое до сих пор не предпринималось, хотя после окончания войны прошло столько времени…Это первая книга, которая показывает, что есть конкретные исторические события и есть разный подход к ним. Исторические явления Второй мировой и Великой Отечественной войн растащили по национальным баракам, по национальным республикам».
Действительно, в большинстве случаев при описании действия войны мы видим, что страны воевали как бы отдельно, указывается только за или против какой страны они воевали, и выступали как самостоятельные (будучи при этом в составе СССР).
«Идет война, происходит битва за оценку Второй мировой войны в наши дни. Это борьба за историческую память, за смысл жизни тех, кто победил, кто выиграл эту войну, и эта борьба только начинается», - сказал в заключении В. Кузнечевский. Будучи одним из авторов данной книги, Владимир Дмитриевич назвал сроки этой «войны», которая началась в конце XX - начале XXI века, с грустью отмечая огромный разнобой в оценках, так как только учебников по истории XX века насчитывается более ста.
Все авторы монографии, ученые и журналисты - гости презентации книги - были едины во мнении, что Белоруссия – единственная страна, которая хранит память о Великой Отечественной войне. «Пока ни одна страна, кроме Белоруссии, не смогла органично оценить и осмыслить наследие войны», - отметил В.Д. Кузнечевский.
В подтверждение слов специалистов - отрывок из сочинения «Расскажу вам о войне…» ученика 9-ого класса Малоритского района Брестской области, Белоруссия (выделенные слова несут основной смысл понимания учащимся исторических событий):
Член авторского коллектива Денис Мальцев в своем выступлении также описал картину исторического сознания войны, находящуюся в состоянии разнобоя в оценках: «Довольно разные тенденции намечаются в отношении знаний военачальников и героев войны. Существует путаница между героями Первой мировой, Гражданской и героями Второй мировой и Великой Отечественной войн». Также автор сообщил о более низком уровне знаний героев войны в мегаполисах, нежели в регионах: «Мегаполисы не знают своих героев, например, искренне удивила ситуация в Санкт-Петербурге, где лучшим генералом войны дружно назвали генерала Власова. В регионах ситуация намного лучше, там знают своих местных героев».
Рецензент книги, доктор исторических наук Геннадий Матвеев принял новую книгу как «сигнал и величайшее ноу-хау авторов (показать, как видят войну дети, школьники) в условиях опасной ситуации для исторического сознания в нашей стране, для нашего народа».
Очень символична обложка книги, которую нельзя не отметить, - на ней изображено уходящее поколение ветеранов войны, которые несут истинную память и весь груз войны.
Несмотря на историческую тематику, несомненна актуальность новой книги РИСИ. Книга адресована работникам системы образования, историкам, политологам, культурологам, дипломатам, журналистам, писателям-публицистам и всем тем, кого интересует история Второй мировой войны и её интерпретация, кому небезразличны проблемы патриотического воспитания.
«Расскажу вам о войне...» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран. М.; РИСИ, 2012 – 432.
Ссылки по теме:
История и общество в поисках достоверности
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs