ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Перу Р.Ронкайоло, Москва, 29 мая 2012 года

10:45 30.05.2012 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы с моим перуанским коллегой г-ном Р.Ронкайоло провели очень полезные переговоры.

У нас с Перу сложились давние традиции успешного сотрудничества. Сегодня мы договорились придать дополнительную динамику двусторонним отношениям. Удовлетворены уровнем политического диалога между нашими странами. Условились продолжать контакты на высшем и высоком уровнях, в т.ч. в рамках предстоящего саммита АТЭС в сентябре с.г. во Владивостоке.

Обе стороны согласны, что важно углублять и расширять торгово-экономическое сотрудничество. Товарооборот между Россией и Перу растет уверенно и быстро. Но в инвестиционной сфере у нас пока наблюдается отсутствие серьезных результатов. Договорились устранить этот пробел. Отметили взаимный интерес к реализации перспективных проектов в сфере энергетики, коммуникаций, космоса, освоения природных ресурсов, аквакультуры, исследований в области сельского хозяйства, медицины.

Сопредседатели Межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству и рыболовству (с перуанской стороны - мой коллега г-н Р.Ронкайоло и с российской - руководитель Росрыболовства А.А.Крайний) в течение текущего года согласуют заседание МПК, в ходе которого всесторонне оценят имеющиеся возможности для сотрудничества и шаги для их наиболее полной реализации.

Будем способствовать организации более частых контактов по линии деловых кругов. Представители российского бизнеса готовы посетить с этой целью Перу. Такую поездку, конечно, необходимо хорошо подготовить, и мы готовы по линии правительств наших стран оказать им необходимое содействие.

В апреле с.г. в Лиме состоялось первое заседание двусторонней Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Сегодня мы обсудили меры, которые необходимо предпринять для выполнения достигнутых в этой сфере договоренностей, а также наше взаимодействие в чрезвычайных ситуациях с учетом деятельности Совместной российско-перуанской комиссии по этой проблематике.

У наших стран большой интерес к продолжению и углублению сотрудничества в сфере образования и культуры. Убежден, что существуют хорошие перспективы и в области туризма.

Сегодня мы дополнили нашу договорно-правовую базу подписанием Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. Это имеет особое значение, в т.ч. для десяти тысяч перуанцев, окончивших учебные заведения нашей страны - советские и российские ВУЗы. Соглашение реально поможет им в практической жизни.

У нас в работе еще около двадцати межправительственных и межведомственных документов. Они охватывают самые разные сферы российско-перуанских отношений. Условились ускорить подготовку этих документов к подписанию.

Мы едины в позитивной оценке взаимодействия наших стран на международной арене, в основе которого общие подходы к ключевым международным проблемам, видению современного мира и убежденности в необходимости укреплять многополярность современного мироустройства.

С этих позиций договорились продолжать углубленный диалог в рамках ООН, АТЭС, других многосторонних организаций. Ценим поддержку Перу усилиям России по реализации программы и целей нашего председательства в АТЭС в текущем году. Сегодня мы обсуждали вопросы развития контактов между Российской Федерацией и различными интеграционными объединениями Латинской Америки. Ценим поддержку Перу в таких контактах и помощь в их развитии.

Одно из приоритетных мест в нашей двусторонней повестке занимают задачи противодействия глобальным вызовам и угрозам, прежде всего, международному терроризму, наркотрафику, другим формам организованной преступности. Российская сторона поддержала инициативу Перу о проведении в июне с.г. в Лиме международной встречи по борьбе с наркотиками. С удовольствием приняли приглашение наших перуанских друзей направить делегацию на это важное мероприятие.

Думаю, в целом мы можем высказать обоюдное удовлетворение состоявшимися переговорами и достигнутыми конкретными договоренностями. Теперь их надо претворять в жизнь.

Благодарю своего коллегу и предоставляю ему слово.

Вопрос: В последнее время Россия активизирует свои контакты со многими региональными организациями на различных континентах. Каковы ее отношения с объединениями Латинской Америки и Карибского бассейна?

С.В.Лавров: Как я уже сказал во вступительном слове, мы нацелены на углубление имеющихся и установление новых контактов с интеграционными объединениями Латинской Америки, где идут очень интенсивные процессы консолидации континента. Многочисленные субрегиональные группировки функционируют в условиях укрепления тенденции к созданию общерегионального «зонтика», в качестве которого выступает СЕЛАК – впервые созданное объединение всех без исключения латиноамериканских стран. У нас есть неплохой опыт контактов с региональными ассоциациями Латинской Америки, развивается устойчивый диалог с «Группой Рио», политической «десяткой» МЕРКОСУР, проводятся регулярные контакты с Центральноамериканской интеграционной системой. В настоящее время устанавливаются связи с УНАСУР, которую в ноябре с.г. возглавит Перу. Об этом только что рассказал г-н Р.Ронкайоло. Россия получила предложение от латиноамериканских стран провести в ближайшее время «на полях» ГА ООН встречу с руководящими структурами СЕЛАК. Мы в этом заинтересованы. Думаю, такой контакт будет весьма полезен.

Мы также присматриваемся к новым инициативам. В частности, Перу является одной из латиноамериканских стран, высказывающихся за создание Тихоокеанского альянса – объединения государств, которые хотят максимально задействовать тихоокеанский фактор в своих интеграционных устремлениях. Думаю, здесь можно найти «нишу» для сотрудничества российских дальневосточных регионов с новым формирующимся объединением.

Не следует забывать, что Россия - участник усилий латиноамериканских стран по борьбе с наркотиками и терроризмом, регулярно направляет делегации на сессии соответствующих структур, созданных в Латинской Америке. Планируем продолжать такое взаимодействие, приносящее практические результаты.

Россия также является наблюдателем при Организации американских государств (ОАГ). В июне с.г. в Боливии состоится 42-я сессия Генеральной ассамблеи ОАГ, в которой мы продолжим наше участие в качестве наблюдателя. Это тоже достаточно интересный и полезный механизм. Однако, повторю, основной тенденцией на континенте все-таки является развитие латиноамериканских интеграционных процессов. Мы видим в этом очень здоровое «зерно», в том числе с точки зрения мировой политики: чем экономически сильнее и политически влиятельнее будет Латинская Америка, тем устойчивее станет многополярное мироустройство, которого мы все хотим добиться.

Взгляды Латинской Америки на международные отношения очень близки российским, поскольку в основе внешнеполитических позиций латиноамериканских стран - ключевые для нас принципы верховенства международного права, уважения и строгого соблюдения Устава ООН, решения любых проблем мирными способами, выработки коллективных, а не односторонних подходов к различным вопросам, возникающих в международной и региональной повестке дня.

Вопрос: 27 мая на севере Мали группировки туарегов и исламистов договорились об объединении и создании переходного совета «исламского государства «АЗАВАД». Уже звучат оценки, что это фактически означает распад Мали. Сергей Викторович, как бы Вы могли прокомментировать сложившуюся ситуацию?

С.В.Лавров: Рассматриваем это как реальную угрозу распада суверенного государства-члена ООН. Большинство аналитиков видят здесь одно из реальных проявлений продолжающегося кризиса вокруг Ливии, в результате которого были существенно осложнены усилия по обеспечению единства самого ливийского государства. Теперь негативные последствия «перетекают» за его границы и «дают всходы» непосредственно в Мали.

Мы уже говорили, что в принципе Россия не видит ничего противоестественного в приходе к власти в различных государствах исламистских политиков. Важно, чтобы это происходило конституционным путем через всеобщие выборы и с опорой на волеизъявление населения. Когда же предпринимаются попытки захватить власть силой, подорвать конституционное устройство и расчленить государство, мы не можем расценить такие действия иначе, как подрыв устоев современного международного права.

На эту тему уже высказался Африканский союз. Мы разделяем позицию африканских государств. Будем оказывать политическую поддержку усилиям по восстановлению территориальной целостности Мали и переводу ситуации в политическое и конституционное русло. Надеюсь, это станет еще одним уроком для всех нас, в том числе применительно к другим ситуациям в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. До сих пор мы еще не понимаем всех последствий ливийского кризиса, которые могут проявится в других формах и на других территориях. В этом контексте важно посмотреть на ситуацию вокруг Сирии, т.к. происходящие там события уже «аукнулись» в Ливане и могут негативно отозваться в других частях этого региона. Всем нам необходимо проявлять максимальную ответственность, не «подливать масла в огонь», а, наоборот, стараться его затушить и усадить стороны за стол переговоров.

Вопрос: Чего ожидает российская сторона от предстоящих контактов К.Аннана с руководством Сирии и сирийской оппозицией? Учитывая растущий уровень насилия в САР, насколько, по Вашему мнению, реально выполнение плана спецпосланника ООН/ЛАГ?

С.В.Лавров: Контакты К.Аннана в Дамаске начались вчера, 28 мая. Сегодня спецпосланник ООН/ЛАГ встречается с Президентом Сирии Б.Асадом. По итогам встречи мы с К.Аннаном договорились провести телефонный разговор сегодня во второй половине дня. Рассчитываю получить оценки из первых уст. Сейчас могу сказать, что нас тревожат непрекращающиеся попытки сорвать план К.Аннана. Трагические события 25 мая в Хуле также используются как предлог. Как известно, в воскресенье (27 мая) на внеочередном заседании, созванном в том числе и по инициативе России, СБ ООН высказал свою позицию по этому вопросу и потребовал провести срочное расследование трагедии, которое было поручено Миссии ООН по наблюдению в Сирии. Мы знаем, что ооновцы уже активно занимаются данным вопросом, и рассчитываем в скором времени получить от них информацию.

Но у нас вызывает беспокойство, что некоторые страны, не замечая поручения Совета Безопасности о таком расследовании, уже начинают использовать разворачивающиеся события как предлог для выдвижения требований о необходимости принятия военных мер и попыток оказывать давление на СБ ООН. Судя по всему, план К.Аннана им мешает, поскольку направлен не на смену режима, а на создание условий для проведения реформ через диалог между правительством САР и всеми оппозиционными сирийскими группировками.

Нас поразило вчерашнее публичное заявление, руководителя «Сирийского национального совета» (СНС) Б.Гальюна, в котором он открыто призывает все сирийские оппозиционные силы продолжать «освободительную борьбу до тех пор, пока СБ ООН не даст добро на вооруженное вмешательство извне». Расцениваем это заявление, прозвучавшее из уст руководителя СНС, под «крышей» которого некоторые страны региона хотят собрать всю сирийскую оппозицию, как прямое подстрекательство к гражданской войне. Подобные заявления прямо противоречат плану К.Аннана, предусматривающему объединение сирийское оппозиции не на платформе гражданской войны, а на основе готовности диалога с властями. Не понятно, как спонсоры «Сирийского национального совета» могут поддерживать усилия по объединению всей сирийской оппозиции именно под этой «крышей».

Большинство представителей оппозиционных кругов выступают против военного вмешательства извне и любых попыток подвергнуть сомнению суверенитет и территориальную целостность САР. Мне кажется, что эти события многое проясняют в отношении перспектив политического диалога и условий, на которых необходимо его вести.

Еще одним предлогом для требования санкций СБ ООН на военные действия в Сирии является проблема беженцев. Некоторые пытаются представить дело так, что, если не создать «гуманитарные коридоры» и «буферные зоны», то проблема не будет решена. Мы сопереживаем странам, принимающим на своей территории сирийских беженцев. Самое большое их количество – порядка 35 тысяч – находится в Турции. Сопоставимые цифры в Иордании и Ливане. В целом же речь идет о 100-150 тысячах перемещенных лиц.

Мы поддерживаем стремление Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев оказать содействие тем, кто находится в этих лагерях. Важно обеспечить соответствующий доступ. Но, пытаясь сделать проблему сирийских беженцев предлогом для военного вмешательства, почему-то скромно умалчивается, что на территории самой САР находится порядка миллиона беженцев из Ирака и около полумиллиона палестинцев–цифры несопоставимые с тем, что произошло в результате оттока части сирийского населения за границу.

Предложил бы всем быть объективными и сконцентрироваться на том, чтобы добиваться единства сирийской оппозиции на платформе готовности к политическому диалогу. В свою очередь внешние игроки должны сплотиться на позициях, предполагающих искреннюю заинтересованность в реализации плана К.Аннана, оказания воздействия на все сирийские стороны – правительство САР и оппозиционные структуры, а также выработку конкретных механизмов реализации каждого из шести пунктов плана К.Аннана.

Вчера здесь именно эти идеи мы обсуждали с Министром иностранных дел и по делам Содружества Великобритании У.Хейгом. У меня сложилось впечатление, что мы мыслим одинаково. Надеюсь, что в итоге нам удастся выйти на практические действия, которые обеспечат единство произнесенных в поддержку плана К.Аннана слов и практических дел по его воплощению в жизнь.


mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати