Уважаемый Евгений Павлович,
Уважаемый Сергей Александрович,
Уважаемые коллеги, друзья,
Я бы не стал называть своей выступление докладом, потому что сегодня проходит наша первая встреча, и она носит, скорее, ознакомительный характер. Для нас важно послушать, какие в нашем гражданском обществе высказываются и формируются идеи относительно повышения эффективности работы на международной арене.
Прежде всего, хотел бы не только поприветствовать всех участников нашей встречи, но и поздравить Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии, созданный при Общественной палате Российской Федерации, с началом работы.
Это важный шаг. Рассчитываю, что деятельность Совета будет реальной подмогой в работе Министерства иностранных дел и Россотрудничества, руководитель которого К.Л.Косачев участвует в нашей встрече. В целом создание Совета будет, мы надеемся, способствовать более активному подключению Общественной палаты к усилиям по раскрытию колоссального, без преувеличения, потенциала гражданского общества на внешнеполитическом направлении. Сегодня, когда роль институтов гражданского общества стремительно возрастает, такая работа на международной арене особенно востребована.
В России внешняя политика, насколько можно судить по опросам, является предметом широкого общественного консенсуса. Есть все основания полагать, что механизмы публичной дипломатии будут всесторонне дополнять внешнеполитическую деятельность органов исполнительной и законодательной власти и оказывать возрастающее влияние на формирование международной повестки дня. Представители гражданского общества западных и не только западных государств, наших партнеров активно влияют на формирование такой повестки. Уверен, что российское гражданское общество может привнести свой весомый и конструктивный вклад в реализацию этой задачи. Могу отметить, что пока плотность присутствия наших неправительственных организаций на международной арене по разным причинам не соответствует той роли, которую играет Россия в качестве одного из ведущих государств мира. Мы рассчитываем, что создание и последующая работа Совета будет способствовать заполнению пробелов в этой сфере. Мы стараемся учитывать многочисленные факторы, в том числе и финансовые, в нашей работе при решении возникающих проблем.
Вам известно, что 7 мая с.г. был подписан Указ Президента России В.В.Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», подтверждающий преемственность нашей линии в международных делах. В ее основе и впредь будут лежать ключевые принципы прагматизма, открытости, многовекторности, последовательного, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов.
За прошедшие 12 лет эти принципы в полной мере доказали свою эффективность за прошедшие двенадцать лет и по существу приобрели универсальный характер. Именно двенадцать лет назад они впервые были закреплены в Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 года. В Указе подтверждена сосредоточенность внешней политики России на создании благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны, модернизации ее экономики, улучшения всех сторон жизни наших граждан. Мы будем добиваться укрепления позиций России как равноправного партнера на мировых рынках, утверждения в международных отношениях верховенства права, активизации коллективных усилий по противодействию глобальным вызовам, угрозам и в целом решению международных проблем. При этом мы в полной мере осознаем, что нам важно глубже понимать происходящие в мире стремительные перемены, анализировать риски и возможности для России на этом переломном историческом этапе, стараться правильно определить направление, которое примет непростой и неоднозначный процесс формирования полицентричной международной системы.
Это объективный процесс. Он, естественно, развивается не линейно, а под воздействием многих факторов. Все это предстоит учесть в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, проект которой поручено подготовить МИД в соответствии с Указом Президента от 7 мая. Разумеется, как и прежде мы будем учитывать в нашей аналитической работе мнения и оценки не только других федеральных органов исполнительной власти, но и академических, экспертных кругов, институтов гражданского общества, включая Общественную палату, и созданный недавно при этой структуре Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ.
В Указе перед МИД и другими федеральными органами исполнительной власти поставлены крупные задачи по обеспечению национальных интересов России. Среди них особо выделю эффективное использование ресурса публичной дипломатии, вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс, укрепление взаимодействия с Общественной палатой и НПО внешнеполитической направленности, содействие расширению их участия в международном гуманитарном сотрудничестве.
О путях реализации этих задач мы говорили три дня назад на заседании коллегии МИД России, которое было посвящено выработке мер по выполнению Указа Президента. Участники обсуждения на коллегии были едины в том, что укрепление связей со структурами гражданского общества – одно из важнейших направлений повышения результативности нашей внешнеполитической деятельности.
Рассчитываем, что Общественный совет активно подключится к работе, которую МИД ведет с НПО международного профиля. На протяжении последних восьми лет ежегодно проходят встречи Министра с представителями ведущих российских неправительственных организаций – в марте нынешнего года состоялась уже девятая. Налажено тесное и регулярное взаимодействие с НПО по линии профильных департаментов Министерства.
В декабре 2011 г. состоялся «круглый стол» с активом Общественной палаты во главе с Е.П.Велиховым, в котором многие из присутствующих приняли участие. Набирает обороты работа Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Сегодня здесь присутствует руководитель Фонда Л.В.Драчевский. Разворачивается и деятельность Российского совета по международным делам. Обе эти структуры являются механизмами государственно-общественного партнерства в области внешней политики. Недавно был создан и уже приступил к работе Фонд поддержки и защиты прав соотечественников. В стадии становления находится Российский союз обществ дружбы.
Мы всецело поддерживаем усилия отечественных НПО на международной арене, которые направлены на продвижение интересов страны и ее граждан. Безусловный приоритет отводится евразийскому пространству, в целом пространству Содружества Независимых Государств. Рассматриваем происходящие там масштабные интеграционные процессы как ключевое направление российской внешней политики.
Актуальность темы сегодняшнего заседания, посвященного евразийской интеграции и вкладу институтов гражданского общества в этот процесс, очевидна. Изменения, произошедшие на пространстве СНГ за последние годы, носят прорывной характер. Это можно сказать без преувеличения. Полноценное начало работы с 1 июня 2011 г. Таможенного союза, запуск Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, взятый курс на создание к 2015 г. Евразийского экономического союза, учреждение Евразийской экономической комиссии в качестве наднационального органа – отражение объективных реалий современного мира, где растет роль региональных объединений, призванных стать интеграционными «кирпичиками» устойчивой глобальной экономики. Большое значение придаем скорейшему вступлению в силу подписанного в прошлом году в рамках СНГ нового Договора о зоне свободной торговли, который рассматриваем как эффективный инструмент активизации торгово-экономического сотрудничества на всем пространстве Содружества.
Евразийская интеграция осуществляется, в первую очередь и прежде всего, в интересах наших народов, граждан наших государств. Поэтому вклад общественности в продвижение процессов взаимного сближения наших стран весьма востребован. Формы здесь могут быть самые разнообразные. Это и инициативы, с которыми выступает гражданское общество. В таком ключе я разделяю мнение С.А.Орджоникидзе о необходимости существенно либерализировать порядок предоставления гражданства тем, кто родился в Советском Союзе. Это могут быть и самостоятельные мероприятия общественных организаций, и подключение к встречам, которые организуются по линии исполнительной и законодательной ветвей власти. В качестве примера упомяну прошедшую 17-18 мая сессию Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, где речь шла о проведении форумов на тему евразийской интеграции с широким общественным участием. 27-29 июня в Казани в рамках «Евразийского диалога» под эгидой Европейского парламентского клуба состоится международная конференция «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы», которая открыта для участия общественности. Привлекаю ваше внимание и к этой возможности продвигать идеи российского гражданского общества по проблематике евразийской интеграции.
Особое внимание Министерство иностранных дел предлагает уделять мероприятиям, проходящим в странах наших соседей по СНГ. Пока, согласно статистике, представители российских НПО гораздо легче решают вопросы поездок на конференции и семинары в страны Европы, чем на мероприятия, проводимые общественными организациями, скажем, в Минске или Астане. Здесь есть, конечно, объективные финансовые аспекты. Но мы стараемся решать их по линии государства, в том числе через Фонд А.М.Горчакова. Рассчитываем, что с созданием Общественного совета этот пробел будет преодолен, особенно с учетом того, что тема европейской интеграции была выбрана в качестве приоритетной для первого заседания, а наше присутствие на мероприятиях, проводимых соседними странами, особенно членами Таможенного союза и в целом странами СНГ, будет активным и максимально заметным.
Повторю, что МИД всегда открыт для сотрудничества. Готовы и впредь поддерживать Общественный совет и Общественную Палату в целом, оказывать необходимую помощь в реализации полезных инициатив, которые выдвигаются «из недр» публичной дипломатии.
В Указе от 7 мая с.г., помимо задач на каждом из основных направлений внешней политики России, содержится поручение проработать меры по укреплению ресурсной и кадровой базы МИД, Россотрудничества, Министерства экономического развития. В этом мы видим последовательную линию Президента России В.В.Путина, который в своей статье «Россия и меняющийся мир» откровенно сказал, что на цели российского присутствия в международном гуманитарном сотрудничестве необходимо тратить в разы больше, чем мы расходуем сейчас. Будем формулировать такие предложения и надеемся, что в этом гражданское общество нас поддержит.
Благодарю за внимание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs