Роль и перспективы ЮАР в БРИКС

13:49 25.05.2012 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»


Обсуждение  широкого круга вопросов по проблематике БРИКС стало главной темой состоявшегося 24 мая с.г. заседания Совета директоров[i] Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России. Заседание Совета открыл директор ИМИ МГИМО А.А.Орлов. Отметив внимание, которое тематике БРИКС во внешней политике России придает профессиональное экспертное сообщество, директор ИМИ МГИМО подчеркнул значимость и масштабность изучаемой проблемы. Несмотря на небольшой «рабочий стаж», отметил А.А.Орлов, БРИКС уже стал весомым фактором международной жизни, вызывающим широкий и растущий интерес. Это закономерно как в виду его представительного характера в плане географии, так и в культурно-цивилизационном отношении. Есть у БРИКС и конкретные достижения. Так, совместные действия стран БРИКС, поддержанные большинством развивающихся стран в «двадцатке», сыграли решающую роль в продвижении реформы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

БРИКС - не союз «против» кого-либо. Это - важный элемент сетевой дипломатии, объединение «за» - за продвижение совпадающих интересов участников, включая формирование более справедливого и демократического мироустройства.

В последнее время, отметил А.А.Орлов, в Москве состоялась череда важных круглых столов, научно-практических конференций, других форумов, инициированных МИД России, МГИМО, Дипломатической академией, Российским советом по международным делам, ГУ ВШЭ, редакцией внешнеполитического журнала «Международная жизнь», исследовательскими институтами РАН и различными фондами, связанными с разработкой российской внешнеполитической стратегии. Важное значение, по мнению А.Орлова, имеет создание российского Национального комитета по исследованию БРИКС[ii]. Все это помогает взглянуть на феномен БРИКС объемно, многопланово, выработать позицию по участию России в этом международном форуме не перспективу.

Особое значение имела прошедшая в ноябре 2011 года в МГИМО, организованная ИМИ, масштабная научная конференция «Страны БРИКС как восходящие государства-гиганты: новая роль в системе международных отношений, глобальная проекция внешнеполитических стратегий, сравнительный анализ национальных моделей модернизации», в которой приняли участие послы стран БРИКС  (Бразилии, Китая, Южной Африки) и советник-посланник посольства Индии, ректор МГИМО, академик РАН А.В.Торкунов, Посол по особым поручениям, координатор в МИД России по вопросам БРИКС В.Б.Луков, директор ИМЭМО РАН, академик РАН А.А.Дынкин, директор Института Дальнего Востока РАН, академик РАН М.Л.Титаренко, директор Института Латинской Америки РАН В.М.Давыдов, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ А.Г. Макушкин, ведущие ученые и эксперты РАН. Важен тот факт, подчеркнул А.А.Орлов, что в результате проделанной Центром БРИКС ИМИ, значительной работы подготовлен, готов к изданию и вскоре должен быть представлен общественности 400-страничный сборник материалов именно этого масштабного научного форума. Безусловно, это издание будет, по мнению А.А.Орлова, хорошим подспорьем для специалистов и экспертов.

Создание БРИКС, по мнению А.А. Орлова, инициированное в 2006 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, явилось одним из наиболее значимых геополитических событий последнего десятилетия и что еще более важно, что БРИКС смог за короткое время стать фактором, серьезно влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь.

Затем слово было предоставлено директору Центра БРИКС ИМИ МГИМО, профессору Л.С.Окуневой. Л.С.Окунева остановилась в своем выступлении на результатах саммита БРИКС, прошедшего в Нью-Дейли 28-29 марта с.г. В мире идет поиск новых путей развития, имеется глобальный запрос на альтернативы. Поэтому такое пристальное внимание мировой общественности направлено на предложения, вырабатываемые на саммитах БРИКС, этих, как стало принято говорить, «Великих незападных держав». Конечно, пока институционализация БРИКС недостаточно реализована, впрочем это не мешает странам БРИКС активно работать на  пользу большей демократизации всей мировой политико-экономической системы. Ведь в этих странах проживает сегодня более 3 миллиардов человек и на их долю приходится около 25% мирового ВВП. Л.С.Окунева обратила внимание на положения статьи Президента В.В.Путина.

Говоря о  прошлом саммите БРИКС в Китае, Л.С.Окунева отметила, что, несмотря на перегруженность поставленных в план действий саммита в КНР задач, – а их было более 100, – все задачи к саммиту в Нью-Дейли были реализованы.

Если говорить о новых задачах, сформированных по экономическим вопросам в Нью-Дейли (а это одна из главных составляющих БРИКОВСкого форума), то были приняты два значительных решения. Во-первых, страны договорились проводить кредитные операции между собой и в национальных валютах. Во-вторых, было принято решение о проработке вопроса о создании банка БРИКС для помощи государствам Африки. Предполагается, что уставной капитал Банка составит 30-50 млрд долларов США.

С политической точки зрения, отметила Л.С.Окунева, важным фактором является консолидация позиций стран БРИКС по вопросу о Сирии. Все государства БРИКС  высказались также за деэскалацию напряженности в отношении Ирана. Также была выработана, совпадающая с российской, общая позиция по БВУ. Пока вызывают трудности совместные договоренности по реформе ООН, этой универсальной международной Организации.

В 2013 году председательство в БРИКС перейдет к ЮАР, а в 2014 году к Бразилии. В действительности в 2014 году председательствовать должна была Россия, но в связи с тем, что она в этом году принимает у себя в Сочи Зимнюю Олимпиаду, она поменялась с Бразилией и председательство в БРИКС перейдет к России в 2015 году.

Заключающая часть заседания Совета директоров Института международных исследований была посвящена докладу о роли и перспективах ЮАР в БРИКС, с которым выступила заведующая сектором ИМИ, кандидат политических наук Н.И.Пискунова.

Сегодня ЮАР характеризуют как страну, в которой демократия приняла форму этнической демократии, подчеркнула Н.И.Пискунова. Этническая демократия представляет собой такой тип государства, где наблюдается сочетание демократии для всех с институционализированным этническим преобладанием. Гражданство не совпадает полностью с национальностью, но национализм носит этнический, а не территориальный характер. Автор отметила, что в ЮАР действуют три принципа взаимодействия партий и власти: 1) Принцип анти-доминирования, 2)  Принцип отсутствия захвата власти в любой форме и 3) Принцип децентрализации и анти-узурпации (касается в основном пограничных областей, где власть осуществляется одновременно местными муниципалитетами и властями провинций – квазулу-натал, гаутенг, проблемные зоны мататиеле и мерафонг).

Как заметила автор доклада, фактором доминантности АНК является его структура. С 1997 года АНК ставит во главу угла политику “демократического централизма”, суть которого сводится к  тому, чтобы сконцентрировать процесс принятия решений в едином совещательном органе партии – Национальном Исполнительном Совете. Все решения Совета обязательны к исполнению для всех членов АНК. Основной чертой демократического централизма является политика АНК по размещению кадров. Эта политика предусматривает заполнение ключевых постов в правительстве членами АНК, которые обязуются содействовать реализации всех решений АНК. В понимании АНК, процесс изменения общества для воплощения демократических свобод должен включать в себя, прежде всего, максимальное и повсеместное распространение и расширение полномочий АНК  в армии, полиции, бюрократических структурах, силовых органах, судебной системе и т.д. Такая политика не соотносится с принципами либеральной демократии.

При этом, как указала автор, с 1994 года в ЮАР прошло 7 электоральных циклов, включая национальные, региональные и местные выборы. Все они проходили с участием международных наблюдателей и были признаны действительными, что говорит о высокой степени консолидированности и идеологизированности общества. Несмотря на существующие недостатки демократического режима в современной ЮАР, важно признать значимость динамики развития демократии в стране, особенно с учетом пессимистичных сценариев развития политической ситуации в стране, которые рассматривались в 1990-е годы. Важнейшим фактором является консолидированность институтов, элиты и гражданского общества, функционирование гражданских объединений. Тем не менее для южноафриканской модели демократии сейчас остается немало “открытых вопросов”, касающихся перспектив развития политической ситуации и курса, опасностей отдля режима, вопросов отношений с оппозицией.

Автор подчеркнула, что вопросы, связанные с гражданством и построением идентичности, имеют особое историко-политическое значение для ЮАР. Одновременно с формированием классификации этнических групп в стране, власти ЮАР предприняли попытку сформировать национальную идентичность на основе этнической. Более того, ЮАР, как лидер региона Южной Африки, перенесла этот эксперимент на Лесото, Ботсвану, Свазиленд. В период пост-апартеида, как заметила автор доклада, в ЮАР имели место некоторые особенности, которые внесли вклад в формирование этнодемократии в ЮАР. Например, допускаются переходы из одной этнической группы в другую с принятием прав на территории, определяемые как “земли предков”. При этом такого рода этническое гражданство может быть присвоено иностранцам через согласие вождя. Официально же режим пост-апартеида провозглашал возможность наделения гражданством только про принципу происхождения.

Автор доклада указала на тот факт, что международная организация Human Rights Watch с 1998 года отмечает рост ксенофобии в ЮАР, закрепленной при этом законодательно, что может стать фактором усложнения развития сотрудничества между ЮАР и странами-партнерами про БРИКС. Также автор отметила основные линии сближения интересов между ЮАР и Индией, ЮАР и Бразилией, ЮАР и Китаем. Отдельного рассмотрения заслуживает сфера российско-южноафриканских отношений.

Доклад Н.И.Пискуновой вызвал большой интерес членов Совета директоров ИМИ и продолжительную неформальную дискуссию. Было решено на одном из следующих заседаний Совета директоров ИМИ еще раз вернуться к теме ЮАР в БРИКС.



[i]. В Совет директоров Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России входят Директор ИМИ и его заместитель, руководители всех научных центров ИМИ. В заседании Совета могут участвовать приглашенные Директором ИМИ сотрудники института, а также представители организаций – партнеров. (Прим. Ред.).

[ii]. Некоммерческая организация «Национальный комитет по исследованию БРИКС» (НКИ БРИКС) создана в целях исполнения утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 24 мая 2011 года плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых на саммите БРИКС в г. Санья (КНР). Председателем правления НКИ БРИКС стал известный политолог В.А.Никонов. Основными задачами НКИ БРИКС являются изучение роли и места группировки стран БРИКС и других«восходящих держав» в мировой политике и экономике; формирование интегрированного научно-информационного пространства в области исследования проблематики БРИКС в региональном и глобальном контексте; продвижение российской позиции и экспертных оценок по проблематике БРИКС в мировом информационном пространстве.(Прим. Ред.)

Ключевые слова: БРИКС

Версия для печати