Понимание необходимости уважения международного права сближает позиции России и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка по актуальным внешнеполитическим проблемам. Об этом заявили министры иностранных дел обоих государств – Сергей Лавров и Гамини Лакшман Пейрис на пресс-конференции в МИД РФ, состоявшейся 23 мая по итогам двусторонних переговоров в Москве. «Именно на основе такой философии Россия сотрудничает со Шри-Ланкой по двусторонней линии и в рамках международных организаций, включая ООН, ШОС и другие форматы», - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров. К этому тезису министры обращались не раз, отвечая на вопросы журналистов, какого бы аспекта этой темы они не касались. В частности, взаимодействие наших стран на площадке ООН в правозащитной сфере отличает близость подходов и целей.
Гамини Лакшман Пейрис отметил, что неприемлемо иностранное вмешательство или давление на то или иное государство при решении им собственных внутриполитических проблем. «Мы с Россией верим в одни и те же ценности, - отметил министр иностранных дел Шри-Ланки, - и считаем, что каждая страна должна выработать собственные подходы к этим вопросам на фоне собственных исторических предпосылок, культурных традиций стран с учётом собственной культурной и цивилизационной идентичности». Оценки своего коллеги разделил и Сергей Лавров: «Есть универсальные принципы в сфере поощрения и защиты прав человека, под которыми подписались все государства мира – принципы, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека. Для нас неприемлемы попытки дополнять их принципами, которые отражают лишь одну культуру и группу стран со своими традициями при одновременном игнорировании традиций других цивилизаций. В этом мы едины с г-ном Г.Л. Пейрисом».
Российский министр, отвечая на вопрос о сотрудничестве в правозащитной сфере в Организации Объединённых наций, акцентировал внимание журналистов на необходимости всех государств выполнять договорённости, достигнутые при создании Совета ООН по правам человека и в контексте реформирования этого сектора деятельности ООН. «Принципиальным моментом реформы было введение процедуры Универсального периодического обзора положений дел в сфере прав человека в отдельно взятых странах. Этой процедуре, по договоренности и на регулярной основе, подвергается каждое государство-член ООН. Речь идёт о принципе суверенного равенства всех стран перед международным сообществом», - подчеркнул Сергей Лавров. По словам российского министра, учитывая, что «безупречных с правозащитной точки зрения государств не существует, в этой сфере не должно быть ни «учителей», ни «учеников». «К сожалению, такие попытки есть, но для нас они неприемлемы», - заявил Сергей Лавров.
Министру пришлось напомнить и о других предпринимаемых попытках навязать расследования по линии международных организаций без согласия суверенного государства и в обход Совету Безопасности ООН. Это касается тяжёлого для Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка периода становления, когда в 2005 году на президентских выборах победил Махинда Раджапакса и взял курс на социально-демократические преобразования в экономике и социальной сфере, на продолжение политики социального благополучия населения страны. В частности, народу были предоставлены бесплатное образование и медицинское обслуживание. Однако новый курс государственной политики встретил мощный террор со стороны известной организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ). И в этот период, отметил Сергей Лавров, Россия была солидарна со Шри-Ланкой, проводившей антитеррористическую многолетнюю операцию. «Мы рады, что конфликт удалось преодолеть, и сейчас правительство Шри-Ланки предпринимает меры по возвращению мирных граждан, которые были вынуждены искать прибежище за пределами родных мест в период конфликта. Мы помогали Шри-Ланке в разминировании территорий на севере и востоке страны. Эта операция завершена, и мы передали соответствующее оборудование шри-ланкийским коллегам. Осуществляем также доставку гуманитарной помощи тем, кто нуждался в ней в период выхода из конфликта и для преодоления его последствий».
Уточним: завершив антитеррористическую операцию, Махинда Раджапакса на военном параде 2009 года в Коломбо провозгласил девиз, по которому теперь живёт вся страна: «Шри-Ланка – один народ, одна нация». В результате в 2010 году правительство Шри-Ланки учредило собственную Комиссию по извлечению уроков и примирению, которая занимается установлением фактов нарушения прав человека на заключительном этапе антитеррористической деятельности против сепаратистской группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама». «У нас нет оснований не доверять объективности этой комиссии, - сказал Сергей Лавров, - тем не менее, игнорируя шаги руководства Шри-Ланки, предпринимаются попытки навязать расследования по линии международных организаций без согласия суверенного государства и в обход СБ ООН. Считаем такие усилия контрпродуктивными и противоречащими задачам, стоящим перед всеми государствами в области обеспечения универсального уважения прав человека в соответствии с обязательствами, принятыми каждым государством».
Отвечая на следующий вопрос по ситуации в Сирии, Сергей Лавров также акцентировал внимание на грубых нарушениях международного права, равного для всех государств. Журналист телекомпании «Russia Today» поинтересовался мнением министра по поводу антигосударственных действий сирийской оппозиции. Вопрос звучал так: «Сергей Викторович, сирийская оппозиция, в т.ч. «Сирийская свободная армия» (ССА), наращивает попытки дестабилизировать обстановку в САР и сорвать план Кофи Аннана. Это видно на примерах взрывов и нападений на наблюдателей ООН. В сирийском городе Алеппо представители ССА захватили в заложники паломников из Ливана. Не считаете ли Вы, что действия ССА и некоторых других сил начинают угрожать безопасности региона в целом? Какие шаги, по Вашему мнению, должно предпринять мировое сообщество в связи с этим?»
В который раз министр заявил: «Нельзя играть в одни ворота». Отвечая на вопрос журналиста, Сергей Лавров сказал: «По существу, в своем вопросе Вы сформулировали оценки, которые я разделяю. Это совершенно очевидная тенденция. К таким же выводам придет любой непредвзятый наблюдатель, ознакомившись с поступающими ежедневно фактами террористических актов, взрывов и нападений, в которых задействована «Свободная сирийская армия» и различные террористические группировки, связанные с «Аль-Каидой». Не будем забывать и закрывать глаза на внешних игроков, которые финансируют и вооружают боевые группы и отряды. Для меня их цель очевидна - срыв мирного плана Кофи Аннана. Это является грубым нарушением резолюций СБ ООН, в которых он был целиком и полностью одобрен, и где содержатся требования к правительству и всем группам оппозиции, включая вооруженную оппозицию, немедленно прекратить насилие.
Российская Федерация в ежедневном режиме работает с сирийским руководством и требует неукоснительного выполнения плана К.Аннана, сотрудничества с Миссией наблюдателей ООН. Но нельзя играть «в одни ворота» - когда от правительства ожидают безусловного выполнения положений плана, а оппозицию не только не сдерживают и не призывают к тому же, а, по сути дела, призывают к продолжению вооруженных провокаций».
Министр выразил тревогу по поводу новой угрозы: «Конфликт «переливается» в Ливан, где, учитывая историю, этнический и религиозный состав населения страны и принципы, на которых строится ливанская государственность, дело может кончиться очень плохо. Особо прискорбно, что начинают обнажаться и искусственно обостряться противоречия между шиитами и суннитами. Это опаснейшее развитие событий, которого необходимо избежать любой ценой. Надеюсь, что все ответственные члены мирового сообщества, прежде всего исламские и западные страны, да и все остальные, сделают правильные выводы и смогут вовремя остановиться».
Сергей Лавров заявил, что попытки подстрекания к продолжению вооружённого конфликта являются нарушением резолюций Совета Безопасности ООН. «Убеждён, что все, кто этим занимаются, должны, наконец, честно сказать, чего они хотят: готовы ли они искренне, без «подковёрных», параллельных действий в обратном направлении, содействовать прекращению насилия в САР и началу общесирийского диалога с участием правительства и всех оппозиционных групп, как об этом заявил Совет Безопасности ООН при поддержке мирового сообщества или же у некоторых членов мирового сообщества существует скрытая повестка дня и они на самом деле хотят смены режима. Надо честно сказать, чего хотят все игроки – политического урегулирования в Сирии на основе одобренных в СБ ООН принципов или смены режима».
Подмена понятий становится едва ли не нормой в международной практике некоторых государств. В этой связи глава внешнеполитического ведомства России констатирует: «Мы уже видели подобные «двуличные» позиции – развитие кризиса в Ливии в 2011 году и проведение операции НАТО с грубейшими нарушениями мандата, выданного СБ ООН, когда произошло смешение понятий политического урегулирования и смены режима. Так это было и в 2003 г. во время начала войны в Ираке. Действия международной коалиции оправдывались тогда не целями смены режима, а другими лозунгами – «борьбой против распространения ОМУ», которого там не оказалось. Поэтому необходимо извлекать однозначные уроки из всех этих историй – все мы должны честно предъявить свои позиции. Если мы все за политическое урегулирование - давайте доказывать это делом».
В тот же день, когда в Москве проходила штатная пресс-конференция министров иностранных дел России и Шри-Ланки, в Багдаде начиналось очередное заседание «шестёрки» по Ирану, в частности, по проблематике иранской ядерной программы. Сергей Лавров прокомментировал в этой связи недавнее решение Сената США одобрить очередной пакет санкций против Ирана. «Что касается багдадской встречи, с момента предыдущего контакта «шестёрки» и Ирана в марте 2012 года в Стамбуле были предприняты довольно серьёзные усилия для тщательной подготовки к раунду в Багдаде. Состоялось несколько предварительных встреч на уровне экспертов, были подробно обсуждены шаги, которые необходимо предпринять. По итогам предварительных подготовительных контактов у нас сложилось чёткое впечатление, что иранская сторона готова согласовывать конкретные действия в рамках реализации подхода, основанного на принципах поэтапности и взаимности».
По мнению министра, необходимо выработать алгоритм дальнейшей совместной работы. «Нужно, безусловно, отдавать себе отчёт в том, что решение не может быть одномоментным – это будет процесс. Но на каждой стадии этого процесса, в соответствии с принципом поэтапности и взаимности, мы хотим видеть конкретные результаты. Иран делает шаг навстречу требованиям мирового сообщества. Мировое сообщество делает шаги, которые ослабляют санкционное давление на Иран, и так далее до тех пор, пока мы не дойдём до этапа, когда всем станет ясно, что у иранской ядерной программы нет военного измерения (а мы очень на это рассчитываем), когда будут прояснены все вопросы и сомнения, имеющиеся у МАГАТЭ, и с Ирана снимут все санкции. Повторю, мы говорим о процессе, но его необходимо начинать и четко очертить последующие шаги. Надеюсь, что Багдад сделает вклад в достижение таких договоренностей».
Что касается новых односторонних санкций против Ирана, одобренных Сенатом США, напомнил С.В.Лавров, то недавно аналогичное решение приняла Палата представителей. Теперь они будут вырабатывать единый текст законопроекта. Варианты Сената и Палаты представителей, наверное, мало чем будут отличаться. Речь идёт опять о санкциях, которые выходят далеко за рамки одобренных СБ ООН целей обеспечения режима нераспространения. Они все больше охватывают сферу экономики Ирана и нацелены не на борьбу с возможными рисками распространения ОМУ, а на экономическое удушение ИРИ.
Абсолютно неприемлемо, что опять эти санкции в значительной степени имеют экстерриториальный характер, затрагивая и подвергая угрозе компании других государств, которые добросовестно выполняют резолюции СБ ООН по Ирану. Это не способствует совместной работе «шестёрки» и поддержанию единства наших действий, т.к. явно подвергают угрозе коллективно выработанную повестку дня и делают ее заложником односторонних действий США.
"Надеемся, - отметил министр иностранных дел России, - что эксцесс американских законодателей получит должное ответственное отношение со стороны Администрации и Президента США. Не хочу думать о том, случайно ли время принятия этого решения в Сенате. Однако объективно получилось так, что накануне начала багдадского раунда предприняты действия, явно не способствующие созданию благоприятной атмосферы для движения вперёд".
Государство Шри-Ланка, расположенное на острове Цейлон в Индийском океане, называют Островом возможностей. И действительно, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, экономика Шри-Ланки динамично развивается: ежегодный прирост ВВП колеблется в диапазоне 7-8 %. Товарооборот между Россией и Шри-Ланкой в 2011 году составил около 521 млн долларов, т.е. вырос на 23% по сравнению с 2010 годом.
Россия держит первенство по импорту из Шри-Ланки чая. В Россию с Острова поставляются: натуральный каучук, специи, одежда, фармацевтика. По словам Сергея Лаврова, приоритетными направлениями экономического взаимодействия являются разведка углеводородов, энергетика, сотрудничество в военно-технической сфере, в области дорожно-транспортной инфраструктуры, ирригации, туризма, который существенно возрос (в прошлом году количество россиян, посетивших Шри-Ланку, увеличилось в 4 раза).
Штатная встреча, а затем итоговая пресс-конференция двух министров иностранных дел России и Шри-Ланки, дали возможность поднять и прокомментировать наиболее актуальные вопросы международной повестки дня. Их пафос - в недопустимости нарушения международного права, которое не измеряется в килограммах, метрах, децибелах, но цена у него самая высокая – человеческая жизнь, и если кто-то посягает на это самое международное право, он должен помнить, на ЧТО он посягает. Россия и Шри-Ланка придерживаются в этом вопросе твёрдых позиций.
Ссылки по теме:
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs