ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

С.В. Лавров: «Важное значение имеет укрепление внешнеполитической координации действий членов ШОС»

14:58 14.05.2012 •

Выступление  С.В.Лаврова на заседании СМИД ШОС, Пекин, 11 мая 2012 года


Уважаемый господин Ян Цзечи,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего хотел бы выразить признательность китайским друзьям за радушный прием и прекрасную организацию совместной работы. Центральный вопрос повестки дня нашей сегодняшней встречи – подготовка к заседанию Совета глав государств 6-7 июня с.г. в Пекине, которое должно придать новое качество и динамику деятельности ШОС.

Наша Организация стала одним из ключевых факторов укрепления безопасности в Центральной Азии, важным механизмом продвижения экономического сотрудничества, содействия поиску адекватных ответов на вызовы современности. Все более очевидно, что мир находится на переломном этапе развития. Ускорение процесса формирования полицентричного мироустройства сопровождается усилением турбулентности в мировой политике и экономике.

В этих условиях как никогда важно укреплять центральную роль ООН, отстаивать верховенство права в международных делах. Линия на внешнее силовое вмешательство во внутренние конфликты, на применение односторонних санкций может привести лишь к подрыву стабильности, усилению элементов хаоса в региональных делах, как мы это наблюдаем на примере Ливии. Нельзя допустить повторения ливийского сценария в Сирии.

Государства-члены ШОС могут внести вклад в утверждение позитивной, объединительной повестки дня с целью решения международных проблем на основе взаимоуважительного диалога всех заинтересованных сторон и отказа от силовых методов.

Важным шагом в этом направлении станет одобрение новой редакции Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. В соответствие с этим положением существенно расширяется соответствующий инструментарий. Предусматриваются, в частности, такие меры, как заявления Генсекретаря ШОС, созыв внеочередного заседания СМИД или Секретарей советов безопасности, направление миссий ШОС для ознакомления с обстановкой на месте.

Считаю важным продолжить практику проведения на площадке ШОС межмидовских консультаций по вопросам региональной безопасности. В этой связи считаю полезным разговор на уровне наших заместителей, который состоялся 30 марта с.г. в Пекине с участием представителей государств-наблюдателей при ШОС и Афганистана. Очередную такую «сверку часов» предлагаем осуществить накануне международной конференции по Афганистану, намеченной на 14 июня с.г. в Кабуле.

Положение дел в этой стране и вокруг нее вызывает у нас особую озабоченность. Полагаю, что мы должны энергично участвовать во всех международных дискуссиях по афганской проблематике, выступать с согласованных позиций, исходя из готовности ШОС конструктивно содействовать усилиям международного сообщества по политическому и экономическому возрождению Афганистана. Этому, несомненно, будет способствовать предоставление Афганистану статуса наблюдателя при ШОС.

На саммите в Пекине предстоит одобрить Программу сотрудничества государств-членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы. Предлагаем обсудить вопрос о консолидации сил и средств государств-членов с целью обеспечения безопасности на пространстве ШОС. Среди возможных мер – преобразование РАТС ШОС в универсальный центр по противодействию новым вызовам и угрозам. Дополнительным ресурсом может стать подключение к работе РАТС государств-наблюдателей – Индии, Ирана, Пакистана, Монголии, а также партнеров по диалогу ШОС – Белоруссии и Шри-Ланки.

Ключевое значение приобретает борьба с наркотрафиком. Успешная реализация Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 годы требует решения вопроса о создании соответствующего координирующего механизма. Как известно, обсуждались разные варианты, включая придание РАТС дополнительных антинаркотических функций либо создание самостоятельно действующего органа в штаб-квартире ШОС или столице одного из центральноазиатских государств. Мы готовы обсуждать любой вариант, но считаем необходимым определиться как можно скорее.

Важное значение имеет укрепление внешнеполитической координации действий государств-членов ШОС, в том числе в рамках ООН. В прошлом году мы распространили в ООН подготовленные в ШОС «Правила поведения в области международной информационной безопасности» (МИБ). Предлагаем вести дело к включению «Правил» в повестку дня работы Группы правительственных экспертов ООН по МИБ, созданной по решению Генассамблеи ООН. Предстоит также согласовать к 67-й сессии ГА очередную резолюцию о сотрудничестве между ООН и ШОС.

На экономическом направлении в числе ключевых задач ШОС остается проработка и осуществление проектов в области энергетики, транспорта, высоких технологий, сельского хозяйства. Необходимо ускорить принятие Перечня дальнейших мероприятий по развитию проектной деятельности в рамках ШОС и продолжить обсуждение механизмов их финансового сопровождения, исходя из того, что эта тема относится к компетенции министров финансов наших государств, которые скоро соберутся на свою встречу. К этой работе стоит более активно подключать Деловой совет ШОС.

Усилиями энергетических ведомств наших стран на финишную прямую вышло создание Энергетического клуба как открытой неформальной площадки для диалога по ключевым вопросам сотрудничества в этой области. Интерес к Энергоклубу большой, в том числе со стороны государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. Рассчитываем, что к этому проекту подключатся узбекистанские партнеры.

С удовлетворением отмечаем завершение многолетних переговоров транспортных ведомств по согласованию проекта Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Необходимо ускорить внутригосударственные процедуры с тем, чтобы как можно скорее подписать этот давно ожидаемый документ.

В качестве третьей «опоры» ШОС традиционно выступает гуманитарное взаимодействие. Важно расширять спектр направлений сотрудничества, вовлекая в него НПО, СМИ, бизнес-структуры, творческие коллективы.

Пример такого подхода – проект сетевого Университета ШОС, который является одним из наиболее удачных начинаний. В этом году первым выпускникам Университета будут вручены сертификаты о присвоении им степени магистра. Недавно достигнута договоренность о том, что ректорат Университета ШОС, необходимый для управления сетью из 65 вузов, разместится в Москве. Мы благодарны партнерам за оказанное доверие и подтверждаем готовность и в дальнейшем самым активным образом содействовать продвижению этого перспективного проекта.

В наших общих интересах – расширение взаимодействия в области здравоохранения, культуры, спорта, поддержка деятельности Молодежного совета, инициативное продвижение сотрудничества в сфере туризма, развитие контактов между людьми. У ШОС должна быть прочная социальная база. В этом видим одно из проявлений созидательного духа Организации.

Китайское председательство запланировало перед саммитом целый ряд встреч на высоком уровне. Уже состоялись заседание секретарей советов безопасности, совещания министров обороны, председателей верховных судов, руководителей высших органов финансового контроля. Поддерживаем инициативу проведения накануне саммита встреч генеральных прокуроров, министров культуры и здравоохранения. Полезной представляется идея китайских коллег организовать «на полях» саммита бизнес-форум ШОС.

Одним из решающих факторов усиления роли ШОС является способность нашего объединения вовлекать в свою орбиту новых партнеров, наполнять сотрудничество с ними реальным качеством и содержанием. Мы удовлетворены, что удалось достичь договоренности о рекомендации Совету глав государств принять решение о предоставлении статуса наблюдателя ШОС Афганистану и статуса партнера по диалогу Турции.

По-прежнему остается открытым вопрос о перспективах полноправного членства в Организации Индии и Пакистану, которые направили соответствующие заявки достаточно давно. Наверное, настало время по-новому взглянуть на этот вопрос. Долго держать его в подвешенном состоянии контрпродуктивно. Считаем важным подготовить решение глав государств с поручением ускорить согласование универсальных финансовых, юридических и административных условий для приема новых членов, обозначив конкретные сроки исполнения этого поручения.

Считаем также, что с подготовкой этих универсальных финансовых, юридических и административных условий никаких дополнительных промежуточных шагов больше не потребуется, и мы сразу сможем приступить к предметному рассмотрению заявок, поданных Индией и Пакистаном.

Уважаемые коллеги,

Мы выходим на встречу лидеров с солидным пакетом решений. Текст Декларации можно считать согласованным. Не вызывает вопросов проект Основных направлений стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества на среднесрочную перспективу. Одобрение этого документа позволит развернуть работу по подготовке фундаментальной, глубоко продуманной стратегии. К этому стоит привлечь экспертное и научное сообщество. Российская сторона готова взять на себя организацию такого процесса в рамках специальной рабочей группы.

На заседание Совета глав государств-членов ШОС в Пекине также должен быть вынесен проект решения о Генеральном секретаре ШОС. С 1 января 2013 г. в соответствии с правилами ротации эту должность должен занять представитель России. Мы предложим авторитетную и квалифицированную кандидатуру с большим опытом работы на внешнеполитическом направлении. Утвердить генсекретаря и его заместителей можно было бы после заседания Совета глав государств в рабочем порядке. Правила процедуры позволяют это сделать.

В заключение хотел бы подтвердить наш неизменный настрой на тесное взаимодействие со всеми партнерами в целях дальнейшего укрепления нашей Организации, которая стала весомым фактором в мировой политике.


mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати