Карибы: между западом и востоком

10:32 02.05.2012 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Страны Карибского региона характеризуются впечатляющим языковым, этническим, экономическим и культурным разнообразием. Прозванные ранее «Средиземноморьем Нового Света», Карибы так и не превратились в стабильный регион, и определённая доля ответственности за это лежит на их более мощных в экономическом и политическом плане соседях.

Среди ключевых факторов, определяющих вектор развития стран Карибского бассейна, является близость Соединённых Штатов. И хотя в число антиамериканских афоризмов, известных всему миру (как, например, высказывание мексиканского президента Порфирио Диаса (1830-1915): «Бедная Мексика. Так близко к США, и так далеко от Бога»), не вошли высказывания лидеров карибских стран, если не считать частые в прошлом словесные перепалки Фиделя Кастро с вашингтонскими «ястребами», острых моментов в отношениях между Белым домом и его слабыми и нестабильными карибскими соседями было предостаточно. С появлением доктрины Монро в 1823 г. Карибы американцы считали своим «задним двориком», куда для других вход был нежелателен.

Некоторые сдвиги в политике Соединённых Штатов наметились лишь после окончания холодной войны, но говорить о том, что пережитки мышления в стиле доктрины Монро остались в прошлом, не приходится. Ситуация с Кубой, самым большим государством Карибского бассейна, до сих пор находящегося под политико-экономическим прессингом США, тому свидетельство. Как и в начале 1950-х, Соединённые Штаты остаются пристанищем для беглых кубинских оппозиционеров, получающих от американских властей всевозможную поддержку, от финансовой до дипломатической. Неоднозначными остаются оценки вмешательства США в ситуацию на Гаити после землетрясения 2010 г. Таким образом, Карибский регион – один из немногих в мире, где сохраняется конфронтационная динамика по линии Запад – Восток.

При этом Гавана может похвастать конструктивными, в отличие от американо-кубинских, отношениями со своими карибскими соседями. И Куба – не единственное карибское государство, которое стремится к расширению пространства для геополитического манёвра. Доминиканская республика, вторая после Кубы крупная карибская страна, уверенно занимает вторую позицию и по уровню политического влияния в регионе. Именно Доминиканская республика в 2010 г. оказалась лидером среди карибских государств по объёмам помощи пострадавшим от землетрясения гаитянам (1).

Активная антиамериканская позиция Венесуэлы способствовала не только установлению дружеских отношений между Каракасом и Гаваной, но и значительным инвестиционным вливаниям Венесуэлы в экономику Карибского бассейна. Присутствие Каракаса нарушает давнюю гомогенность политического пространства Карибов, основанную на исключительно англосаксонском присутствии, что стало традицией с момента поражения Испании в войне с США в 1898 г. за право контроля над данным регионом. Антигуа и Барбуда, Сен-Винсент и Гренадины, Доминика – эти островные государства открыты для конструктивных отношений с правительством Уго Чавеса и стали частью интеграционного проекта Боливарианский альянс (АЛБА), цель которого – содействовать торговле и политическому сотрудничеству между его участниками. Учредителями альянса выступили Гавана и Каракас. Своё присутствие в регионе стараются нарастить Бразилия, Чили, Аргентина.

Но США больше всего беспокоит Венесуэла, поскольку та поддерживает контакты с Ираном, наполовину изолированным от внешнего мира санкциями Запада. Для Тегерана Каракас – нужный и важный союзник в Южной Америке. С 2005 г. Иран удвоил число своих дипломатических представительств в регионе (2). В январе 2012 г. президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад посетил целый ряд южноамериканских государств – Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Эквадор. Иранский вопрос высветил идеологический водораздел между теми в Латинской Америке, кто поддерживает политику Тегерана, и тем, кто склоняется на сторону Вашингтона.  Это заставляет Вашингтон ещё более настороженно относиться ко всему, что происходит за его южными границами. Как итог – заметен процесс милитаризации региона, локомотивом которого выступают Соединённые Штаты, уже располагающие военными базам в Колумбии, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Коста-Рике, Панаме, Перу и Парагвае. В Карибском море  базы расположены на Кюрасао и Арубе. Идут работы по возведению «Пункта совместной безопасности» в Доминиканской республике (3).

Поэтому у Белого дома есть все основания рассматривать Карибский регион как стратегически слабое звено в своём «южном подбрюшье». Политика США в этом направлении всегда была направлена на обеспечение стратегической глубины, предохраняющей североамериканский континент от нежелательных воздействий. Этим американская политика схожа во многом с восточной политикой Польши, как бы далеко эти государства не лежали друг от друга. Суть польской  политики также заключалась в создании выдвинутого от польских границ предохранительного «бруствера». 

Свою долю «карибского» пирога хочет получить Китай, вложивший в 2011 г. более $1 млрд кредитов в этот регион, а ежегодный прирост торгового оборота между Пекином и карибскими государствами по данным 2011 г. составил около 24% (4).

Сегодня карибские государства придерживаются иной тактики, чем в недавнем прошлом. Если раньше они старались «приклеиться» к влиятельному патрону (как правило, США или СССР), то сейчас в их поведении заметны признаки осознания неизбежной, в скором будущем, многополярности мироустройства. Избежать экономической изоляции, получить доступ к основным инфраструктурным узлам мировой экономики, привлечь иностранных инвесторов – эти задачи приоритетны в политике стран Карибского бассейна. Но этих целей не достичь без региональной консолидации, и будущее региона зависит от того, кто выступит в роли консолидирующего центра.

 

 

1. Markus Schultze-Kraft “Tackling Socio-Political Fragility in the Caribbean” (ISN ETH Zurich 23 - 27 Apr 2012)

2. Jessica Rettig “Regional Security, Not Iran, a Primary Focus in South America” (U.S. News Weekly April 16, 2012)

3. Нил Никандров «Латинская Америка «под колпаком» Южного командования США» (Фонд стратегической культуры 06.04.2012)

4. «Китай выгоняет США из Карибского моря» (Pravda.ru 15.09.2011)

Ключевые слова: США Китай Куба Карибы Венесуэла

Версия для печати