ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление Владимира Путина в Госдуме

12:32 11.04.2012 •

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты, коллеги!

Рад приветствовать представителей всех фракций нового, шестого созыва Государственной Думы Российской Федерации.

Страна прошла через напряженный период выборов парламента, главы государства, и сегодня, конечно, еще чувствуются отзвуки обостренных эмоций, политических баталий. Но логика зрелой демократии заключается в том, что выборы завершаются, и после них всегда начинается другой, гораздо более важный период совместной работы. Нам с вами нужно смотреть в будущее. Понимаю, что у нас общая ответственность за страну, общая забота - это благополучие и достойная жизнь миллионов российских семей.

Россия у нас одна, и ее современное, передовое развитие обязано стать целью, объединяющей все политические силы страны, которые хотят работать на созидание.

В начале 2012 года, как мы и планировали, российский ВВП превысил докризисный уровень. Это значит, что наша экономика в полном объеме преодолела последствия спада 2008, 2009 и отчасти даже 2010 годов. Я цифры приведу: объем ВВП России в ценах 2008 года составил по итогам 2011 года 41,421 трлн. рублей, а по итогам 2008 года - 41,277 трлн. Мы его чуть-чуть превысили.

Я сейчас скажу о результатах работы за 2011 год, за предыдущие несколько лет. Хочу сказать, что нам с вами за эти результаты не стыдно, у нас хорошие результаты. Я хочу сказать и отметить, что это результат не только работы Правительства, это, прежде всего, результат работы наших людей, деятельности наших людей во всех отраслях производства и социальной сфере. И это наш совместный с вами результат - я имею в виду и правящую партию, имеющую большинство в парламенте, я имею в виду и те политические силы, которые находятся в оппозиции, потому что в ходе совместной работы, борьбы мнений, споров все-таки рождались решения, которые нас и привели к этому результату, или к этим результатам, а они, безусловно, есть, я сейчас об этом скажу.

Мы с вами помним, как Россия столкнулась с беспрецедентным абсолютно кризисом в финансово-экономической сфере. По существу, это был первый кризис глобального мира. Он был гораздо более масштабным и гораздо более опасным, чем кризис 1998 года. Правильно говорили те политики, эксперты, что, вообще, мир стоял на пороге очень возможных серьезных, самых кардинальных изменений. Это был колоссальный вызов для нашей страны. Если бы мы не сумели дать на него ответ, то не только обрушили бы экономику и социальную сферу, но и поставили бы под сомнение сам суверенитет, геополитическую состоятельность страны, надолго похоронили бы всякие идеи модернизации и развития.

Собственно, мы с вами сейчас видим, что происходит в некоторых странах Европы. Я еще об этом буду говорить, но там реально утрачиваются некоторые элементы суверенитета, когда вопросы абсолютно суверенного характера передаются в наднациональные органы. А для России это было бы очень тяжелой историей. Но мы не сломались, мы показали себя зрелой, творческой, уверенной в себе нацией, с огромной внутренней жизненной силой.

Сегодня хочу еще раз поблагодарить граждан России за выдержку, за терпение, за доверие. Убежден, мы преодолели испытания благодаря общей ответственности, социальному партнерству и гражданской солидарности.

Считаю нашим главным достижением стабилизацию и рост численности населения России: по итогам 2011 года она превысила 143 млн. человек. Мы не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции.

Вы знаете, сегодня об этом и в средствах массовой информации уже объявлено, что в Сибири городом-миллионником стал Красноярск.

Миллионный рубеж вновь перешагнула Пермь. В текущем году миллионного жителя ждут в Воронеже и в некоторых других городах. Общее число городов-миллионников в России в 2012 году достигнет 15. За 2008-2011 годы в России родилось более 7 млн. детей. Один из самых высоких показателей за несколько последних десятилетий.

Что любопытно, и для меня было, честно, неожиданным. Я же каждый день занимаюсь этими вопросами, и, тем не менее, когда готовился к выступлению перед вами, посмотрел еще материалы. Все больше российских семей принимают решение о рождении второго и даже третьего ребенка. За последние 5 лет количество вторых рождений у нас увеличилось на 45%, а третьих и последующих - на 62 процента. За всем этим, конечно, вера людей в себя, в своих близких, в свою страну, в будущее своих семей, в дееспособность и ответственность своего государства.

Как говорят специалисты в таких случаях, просто раздвигается горизонт планирования, когда люди чувствуют определенную стабильность.

В 2009 году здесь, в этом зале (депутатам Государственной Думы прежнего созыва) я представлял антикризисную программу Правительства и сказал тогда, что в центре наших усилий будет благополучие российских семей, что мы не просто будем бороться с кризисом, а продолжим решение долгосрочных задач, что мы должны одолеть кризис через развитие.

Объективно невозможно было, к сожалению, помочь каждому, кто нуждался в помощи и столкнулся с проблемами, но мы старались строить нашу работу так, чтобы отстоять интересы абсолютного большинства наших граждан. Если в начале 90-х и в 1998 году экономические удары обернулись жестоким шоком для миллионов наших людей, то в период кризиса 2008-2010 годов власть показала свою состоятельность перед лицом испытаний.

Мы не отступили, я хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, ни от одного ранее заявленного обязательства. Мы могли, конечно, сослаться на объективные сложности, и это было бы абсолютно нормально, более того, большинство людей и поняли бы это. Так поступили во всех странах мира. Мы могли бы сослаться на эти обстоятельства и ничего не делать, просто отмолчаться. Но это была бы неправильная позиция и с социальной точки зрения, и с политической, и с экономической даже. Ну, и самое главное, что, конечно, нужно все время говорить правду и всегда нести ответственность за свои слова.

Беспрецедентно, что на фоне кризиса, его последствий реальные доходы граждан в России не падали в среднем, а, пусть не намного, но все-таки росли. И так продолжалось все предыдущие четыре года, включая самый сложный - 2009-й. Кстати, в этом году даже немножко больше было, чем в предыдущие.

Вот смотрите, что было, по цифрам. Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов граждан составил в 2008 году 2,4, в 2009-ом - 3,1, в 2010-ом - 5,1%, в 2011ом - меньше, около процента только. Что касается средней заработной платы по экономике, то за 2008-2011 годы она выросла на 18 процентов. Подчеркну, это в реальном выражении. В номинальном - рост почти на 75%; средняя номинальная начисленная зарплата по экономике в 2007 году была 13593 рубля, а в 2011 году - 23693 рубля.

Однако, и это все мы хорошо знаем, у нас еще сохраняется большая имущественная дифференциация, доходы наиболее обеспеченных граждан примерно, хочу это сказать отдельно, это наша проблема действительно, так вот доходы наиболее обеспеченных граждан примерно в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных, и за последние годы этот разрыв, к сожалению, практически не сократился. Мы должны уделить этой проблеме самое пристальное внимание. Здесь огромные риски и социальные, и политические, и экономические.

Но как мы выглядим на фоне других стран. В Германии, Австрии, Франции разрыв между теми, кто получает наибольшие доходы и наименьшие составляет 5-7 раз, и это в целом экспертами считается наиболее оптимальным разрывом. Но, как у нас, примерно то же самое в Штатах, там - в 15 раз разрыв. В такой стране БРИКС, как Бразилия, разница гораздо больше, чем у нас, - 39 раз.

Считаю, что сегодня нам необходимо вернуться к решению важнейшей задачи, минимальный размер оплаты труда в ближайшие несколько лет должен сровняться с уровнем прожиточного минимума. При этом нужно, конечно, совершенствовать сами механизмы определения прожиточного минимума и МРОТ, сделав их более современными и более справедливыми.

В очень непростой период кризисных испытаний мы провели переоценку советских пенсионных прав, а, по сути, восстановили справедливость в отношении старшего поколения. Начиная с 2008 года, средний размер трудовой пенсии в России увеличился в 2,5 раза.

Вы знаете, что происходило и происходит сейчас в других странах на фоне кризисных явлений, которые там, собственно говоря, не прекращаются. Украина подняла пенсионный возраст, во Франции был принят закон о повышении возраста выхода на пенсию с 60 до 62 лет, и там, по-моему, разницы нет между мужчинами и женщинами в этом смысле. В рамках стабилизационной программы в Греции происходят, вы знаете, какие проблемы, не буду даже говорить.

С 1 января текущего года сразу в 1,6 раза были повышены пенсии всех военных пенсионеров, - не в проценты какие-то, а в 1,6 раза независимо от ведомственной принадлежности этих граждан. Также с 1 января практически в три раза выросло денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил, увеличено денежное довольствие в системе МВД, а с 1 января 2013 года зарплаты существенно вырастут и во всех остальных так называемых силовых правоохранительных структурах и специальных службах.

За четыре года при поддержке государства получили жилье около 1,5 млн. наших граждан, при прямой поддержке государства, в том числе, более 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

Добавлю, что с помощью средств «материнского капитала» улучшили свои жилищные условия еще более 1 млн. российских семей. Кстати говоря, по «материнскому капиталу» мы, как и обещали, постоянно с вами его индексируем. Если в 2008 году он составлял 276 с небольшим тысяч рублей, то в 2012 году он составит уже 387 тыс. 640 рублей.

Мы продолжили масштабные работы по ремонту многоквартирных домов и расселению аварийного жилья. Этот проект охватил порядка 16 млн. наших граждан. За прошедшие годы была реализована программа строительства 23 перинатальных и 7 высокотехнологичных медицинских центров, создано 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. Ежегодно в стране открывается порядка 5000 новых спортивных объектов. По сравнению с 2008 годом число людей, которые регулярно занимаются спортом, выросло на 6 млн. человек. Спорт вернулся в школу, обязательными стали три урока физической культуры в неделю. Конечно, и этого пока маловато. Ну, естественно, если посмотреть на наших соседей в Скандинавии, там и в процентном отношении количество людей, занимающихся спортом, гораздо выше, чем у нас. Но тенденции, тренд у нас абсолютно позитивный.

За последние 4 года число стадионов только и бассейнов увеличилось на 20 процентов. Для примера, сегодня в России в два раза больше бассейнов, чем было во всем Советском Союзе. Отмечу также, что в ближайшие месяцы будут вводиться в строй ключевые объекты в рамках подготовки саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи. Разворачивается работа по созданию инфраструктуры по проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Все это крупнейшие, даже по мировым масштабам, крупнейшие проекты.

Конечно, как и для всех стран мира, кризис стал для нас испытанием и испытанием тяжелым. Мы вынужденно потеряли время и темп в некоторых проектах преобразований, но мы не потеряли сам вектор развития, движения вперед.

Да, спад у нас был значительным. Мы это с вами знаем и помним. Но и восстанавливались мы гораздо быстрее, чем многие другие страны. Сегодня у нас самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмерки» и один из самых высоких среди крупнейших экономик мира. Напомню для сравнения: рост экономики США составил 1,7%, в еврозоне - 1,5, в Индии - 7,4, в Китае - 9,2, в России - 4,3. Это третий показатель в мире среди крупных экономик.

Особо отмечу полное восстановление нашего сельского хозяйства после тяжелой засухи 2009 и 2010 годов. Смотрите, мало того, что мы столкнулись с мировым финансово-экономическим кризисом, да и засуха еще два года подряд. И, тем не менее, все меры поддержки и эффективная работа наших сельхозпроизводителей, селян дали свои результаты. Рост в сельском хозяйстве в 2011 году - 22 процента. Россия выходит на второе место в мире по объемам экспорта пшеницы.

В 2011 году уровень инвестиций в основной капитал достиг рекордной величины - 10,8 трлн. рублей. За четырехлетку у нас произошло удвоение объема инвестиций, с 17,9 трлн. рублей в период с 2004 по 2007 год до 36,7 трлн. с 2008-го по 2011-ый.

Прибыль российских предприятий в 2011 году выросла почти на 16%, а налоговые поступления в консолидированный бюджет страны - на 27 процентов.

Позитивная динамика отмечается по всем ключевым показателям развития Российской Федерации, по всем без исключения, тогда как в некоторых странах Европы, как вы знаете, в других регионах мира кризис перерос в хроническую форму, в затяжную рецессию и застойную, растущую изо дня в день безработицу. Бюджетный дефицит и банкротство государственных финансов стали настоящей «удавкой» для государств, теряющих сегодня право на суверенные решения, я уже об этом говорил.

По оценке МВФ, объем мирового государственного долга в 2008-2011 годах увеличился на 14 процентов. Для сравнения, что происходит, в еврозоне - долг почти 90%, во всей еврозоне, у США - превысил 100% от ВВП страны, в Италии - 100%, у Японии - 226%, у Китая рост на 10%, достиг почти 27% от ВВП. У нас с вами - менее 10%, из них только два с небольшим - это внешний долг.

Мы прошли кризис, избежав серьезных рисков, избежав долговой ловушки, сохранили устойчивость национальной валюты и бюджетной системы. Россия - единственная страна среди государств «Восьмерки», имеющая по итогам 2011 года бездефицитный бюджет, более того, у нас даже профицит небольшой.

Для сравнения могу сказать, дефицит бюджета США 8,7%, Япония - 8,9%, Франция - 5,7%, Канада - 5%.

Между тем, международные резервы России, рассчитанные на 1 апреля 2012 года, свыше 500 млрд. долларов, 513,9 млрд. Это третий по объемам золотовалютный резерв в мире после Китая и Японии. Фонд национального благосостояния растет, резервный фонд растет. Резервный фонд увеличился за прошлый год на 36 млрд. и сейчас составляет 1826 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния также растет и сегодня составляет 2624 млрд. рублей.

Нам не нужно ни к кому, слава богу, сегодня идти с протянутой рукой. Наш совокупный долг, как я говорил, - менее 10%, и это один из самых лучших показателей в мире и лучшее значение не только среди стран «восьмерки», но и «двадцатки», и БРИКС.

За последние прошедшие четыре года инфляция снизилась - и на это я хотел бы обратить особое внимание, уважаемые коллеги: это очень важный показатель, - с 13,3% до 6,1 процента. Такого низкого уровня инфляции в новейшей истории России не было никогда. Фактически мы в два раза сократили инфляционный налог на граждан и на экономику.

Она у нас еще большая по сравнению с развитыми рыночными экономиками, но все-таки уже приближается к мировым показателям. Для сравнения могу сказать, в Великобритании она составляет 4,5% по прошлому году, в США - 3,2. У нас - 6,1, но темп снижения какой высокий.

В период кризиса мы направили большие ресурсы на борьбу с безработицей. Сейчас уровень безработицы уже ниже докризисных показателей - чрезвычайно важная вещь, чрезвычайно.

Если говорить о наиболее проблемных странах, то, вы знаете, в Испании, например, уже 25%. Вы представляете, каждый четвёртый без работы из экономически активного населения! Да и в других странах, надо сказать, обстановка очень сложная.

Я еще раз подчеркну, несмотря на все испытания, мы сознательно отказались от психологии выживания, мы выбрали путь развития.

Мы часто слышим критику. Критика должна быть, она отчасти справедлива, я еще об этом скажу. Но за последние четыре годы в России построено и открыто более 2 тыс. новых заводов и производств, в том числе в таких отраслях, как фармацевтика, ай-ти и нанотехнологии, промышленность строительных материалов, лесопереработка.

Посмотрите, как разительно изменилась картина в российском автопроме. Вспоминаю, в начале 2000-х годов, да и раньше, особенно в период кризиса говорили о том, что нам нужно некоторые предприятия вообще закрыть. Конечно, мы этого не сделали и поступили абсолютно правильно. Что сегодня мы видим? У нас создано сразу несколько крупных автомобилестроительных кластеров. Если в 2008 году мы импортировали более 2 млн. легковых и грузовых автомобилей, то в 2011 году эта цифра снизилась вдвое, при этом доля машин отечественной сборки на рынке поднялась с 40 до 70 процентов. Российский авторынок демонстрирует высочайшие темпы роста и уже сегодня является вторым в Европе после ФРГ и четвертым в мире.

Мы говорили, что кризис должен сыграть мобилизующую роль для нашей экономики, подтолкнуть отечественный бизнес к росту эффективности и модернизации.

Важно, что такие процессы действительно идут. В 2011 году более 60% российских предприятий вкладывали средства в обновление основных фондов, в технологическое перевооружение и повышение энергоэффективности. Если в 2008 году доля нового оборудования в возрасте до 10 лет на российских предприятиях составляла порядка 30%, то к концу 2011 года это уже 40 процентов.

Нам известны проблемы отечественного авиапрома. Ну, конечно, там много проблем. В космической отрасли, оборонно-промышленного комплекса и, тем не менее, запущен в серию новый российский пассажирский лайнер «Суперджет-100», сделанный впервые в цифре. Продолжаются летные испытания истребителя пятого поколения. Начинается строительство нашего национального, нового национального космодрома «Восточный», который будет ориентирован исключительно на гражданские программы. Полностью завершено формирование спутниковой группировки системы ГЛОНАСС. Ну, конечно, можно, знаете, иронизировать сколько угодно. Конечно, проблем много с этой системой. Но это важнейшее направление и для «оборонки», и для безопасности, для экономики страны, для технологического развития.

Мы начали, кстати говоря, этот проект совместно с нашими европейскими партнерами одинаково. У них на орбите сейчас, по-моему, пять-шесть спутников. У нас полностью сформирована группировка. Наверное, это одна из немногих областей, где мы реально обогнали наших партнеров. Китайская Народная Республика планирует и пытается создавать такую систему. Мы ее создали за те же самые сроки. Даже быстрее, чем планировали первоначально. Конечно, и картографией нужно заниматься еще, нужно сигнал уточнять и т.д. Там много всяких проблем. Но огромный путь вот по этой программе пройден. Он, безусловно, является показательным.

Что касается оборонно-промышленного комплекса, то по сравнению с 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в 1,5 раза.

Последние 4 года принесли в нашу национальную копилку нефть и газ Ванкора и Талакана, новых месторождений Ямала, Якутии, Сахалина, началась работа на Каспии и на арктическом шельфе. Построена первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Мы вышли с нашими поставками в Азиатско-Тихоокеанский регион, очень перспективный район мира, быстрыми темпами развивающийся. Появилась даже наша новая смесь на мировом рынке.

В прошлом году мы впервые напрямую вышли на газовый рынок Европы за счет пуска «Северного потока», газовой трубы по дну Балтийского моря. И вы понимаете, насколько это важно - мы оказались после развала Советского Союза запертыми целой чередой посредников и транзитеров. А уже в конце текущего года должна начаться прокладка «Южного потока» по дну Черного моря.

За четыре года введено в строй более 12 гигаватт новых мощностей в энергетике. Это самые высокие показатели за несколько последних десятилетий. 12 гигаватт! Я вам скажу, как это было по годам: в 2008 году - 1,7 гигаватт, в 2009 году - 1,5 гигаватт, в 2010 году - 3,2 гигаватт, в 2011 году - 6 гигаватт, а в текущем мы планируем сразу за один год ввести еще дополнительно 8 гигаватт мощности.

В 2010 году было завершено строительство трассы Чита - Хабаровск. Впервые в российской истории Дальний Восток интегрирован в национальную автомобильную сеть. Сейчас мы должны довести эту трассу до самых современных мировых стандартов, включая подъезды к населенным пунктам, обустроить всю придорожную инфраструктуру и т.д.

Запущена программа скоростного железнодорожного сообщения. Построено более 50 сложнейших тоннелей и железнодорожных мостов. Полным ходом идет модернизация БАМа и Транссиба.

К слову, тоже очень интересный показательный пример, перевозки на Дальневосточной железной дороге сегодня на 75% превышают самые лучшие показатели перевозок советского времени, 1988 года. Представляете, рост какой по сравнению с самыми лучшими показателями в СССР - на 75 процентов.

Или другой пример. После развала СССР, тоже очень важная вещь, практически все крупные торговые гавани оказались за границей - на Балтике, на Каспии, на Черном море, на Азове. Все наши крупные порты в одночасье оказались за рубежами Российской Федерации. А Советский Союз вкладывал в них миллиарды в долларовом эквиваленте. Честно говоря, тогда, в том числе и мне, казалось, что нам не уйти уже будет никогда от этой инфраструктурной зависимости. Хочу вам доложить, сегодня мощность российских морских портов практически на 50% превышает перевалку во всех морских портах СССР, а к 2015 году планируется увеличить мощность российских портов еще в 1,5 раза.

Оценивая итоги прошедшего четырехлетия, мы можем с полным основанием утверждать - Россия не только преодолела кризис, мы сделали серьезный, значительный, заметный шаг вперед, мы стали сильнее, чем были раньше.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что в ходе недавно прошедшей избирательной кампании были изложены приоритеты, во всяком случае, так, как я их видел, как кандидат на должность Президента Российской Федерации. Должен вам сказать, что уже в первом своем президентском Указе обозначу «дорожную карту» по всем заявленным инициативам. Более того, работа по ним практически уже началась. Считаю, что мы должны сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегические, принципиальные значения и связаны с нашими историческими перспективами как нации.

Первое - это демографическая состоятельность Российского государства. Сегодня для России каждый человек на счету. Мы должны понимать, что столкнемся с серьезным вызовом - с демографическим эхом 90-х годов, когда страна пережила самый жестокий, я бы не побоялся этого слова, самый жестокий демографический спад. Нам нужны новые решительные шаги по сбережению и развитию народа. Однако, если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата.

Крепкая благополучная многодетная семья - вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры.

Второе. Россия - самая большая страна в мире по территории. Наши пространства мы должны не только сохранить, оградить от внешних угроз, но и обустроить, сформулировать современную среду для жизни человека, для работы во всех регионах страны. Особое внимание, конечно, должны уделить развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это важнейшая геополитическая задача. Нужно сделать так, чтобы темпы увеличения ВРП сибирских и дальневосточных регионов были выше роста общероссийского ВВП, и такая тенденция должна сохраняться, как минимум, 10-15 лет. Конечно, будем добиваться, чтобы в дальневосточных и восточносибирских регионах наметился устойчивый прирост населения, а не отток, который до сих пор продолжается, хоть темпы снижаются, но отток, к сожалению, есть до сих пор. Нужно добиваться прироста населения.

Сейчас мы рассматриваем вопрос создания специальной структуры, которая возьмет на себя координацию и контроль за реализацией проектов, направленных на развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири. И решения будут представлены в ближайшее время.

Третий наш приоритет - это новые и качественные рабочие места. Миллионы людей сегодня заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах, с низкой зарплатой и отсутствием перспектив. Мы должны дать им другую работу, интересную, хорошо оплачиваемую, а значит способную обеспечить высокие стандарты жизни, достойный заработок и возможность содержать большую семью. Средняя реальная заработная плата в России к 2020 году должна увеличиться не менее чем в 1,6-1,7 раза. Мы также должны сформировать все условия для активной, полноценной занятости людей с  ограниченными возможностями, что в том числе требует повсеместного развития безбарьерная среда. Такая программа у нас с вами принята. Вы об этом знаете.

Создание качественных рабочих мест - это востребованность нашего человеческого потенциала, это ключ к победе над бедностью, это массовый средний класс. Это возможность для миллионов людей реализовать свою мечту и, конечно, это путь к реальной диверсификации национальной экономики.

В этой связи четвертая наша базовая задача - построение новой экономики. Она четвертая не по важности, по важности, может быть, главная. Она должна быть устойчивой, способной демонстрировать качественный рост в условиях жесткой конкуренции. Мы должны быть готовы к любым внешним шокам. Вероятность их повторения, как вы знаете, достаточно высока. Мир вступил в эпоху турбулентности. Кроме того, идет новая волна технологических изменений, меняется конфигурация глобальных рынков.

Перед сегодняшней нашей встречей поступили вопросы от фракций, я в своем выступлении попробую сразу на некоторые из них отвечать. Например, в США в последние годы активно занимаются развитием технологий добычи сланцевого газа. Коллеги из ЛДПР спрашивают, что с этой проблемой, как мы к ней относимся? Это, конечно, может серьезно перекроить структуру рынка углеводородов. Отечественные энергетические компании, безусловно, должны уже сейчас отвечать на этот вызов. Полностью согласен с предложением депутатов о том, что нам нужно создать систему более качественного, долгосрочного прогнозирования: макроэкономического, финансового, технологического и оборонного. Это тем более важно, учитывая, что 21 век обещает стать эпохой складывания новых геополитических центров финансово-экономических, культурно-цивилизационных.

Отсюда, конечно, и наш пятый приоритет - укрепление позиций России в мире, и, прежде всего, через новую интеграцию на евразийском пространстве. Уважаемые коллеги, создание Таможенного союза, снятие барьеров на границе уже в прошлом году позволили увеличить взаимный оборот России, Белоруссии и Казахстана сразу на 37 процентов. С нынешнего года мы работаем в более тесном интеграционном формате в рамках Единого экономического пространства со свободным передвижением товаров, капитала, рабочей силы. Кстати, в январе-феврале текущего года взаимный товарооборот стран «тройки» увеличился еще на 13 процентов.

Мы совместно с белорусскими и казахстанскими партнерами передали важнейшие полномочия в сфере макроэкономики, таможенной деятельности, техрегламентов наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии. По сути, это придает интеграционным процессам необратимый характер.

И здесь я бы хотел особо подчеркнуть, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, на мой взгляд, по моему убеждению, является важнейшим геополитическим и интеграционным событием на постсоветском пространстве со времен крушения Советского Союза.

Наш следующий шаг - запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза. Рассчитываем, что к России, Белоруссии, Казахстану присоединятся и другие партнеры, заинтересованные в более продвинутом сотрудничестве.

Привлекательность идеи новой интеграции на евразийском пространстве неуклонно растет. Жизненные реалии, накопленный 20-летний опыт расставляют все по своим местам. Стало очевидно, что в одиночку с сегодняшними вызовами глобальной турбулентности не справиться. Не случайно, что в отношениях партнеров по СНГ стало гораздо более здравого смысла и заинтересованности в коллективной работе.

Например, больше десятилетия без особых результатов шли многословные дискуссии о зоне свободной торговли на пространствах СНГ. В прошлом году Договор о зоне свободной торговли был по-деловому, профессионально обсужден, оперативно согласован и подписан. Я признателен российскому парламенту, который первым ратифицировал этот стратегический документ.

Уважаемые коллеги, по нашим оценкам, уже в ближайшие два-три года Россия войдет в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. При этом мы все еще уступаем самым развитым экономикам мира по производительности труда, а другими словами - это значит по качеству экономики в 3-4 раза.

Естественное решение проблемы низкой производительности - это создание качественно новых рабочих мест. Я уже об этом говорил и цифру называл: не менее 25 млн. в ближайшие годы. Наша стратегическая задача - запустить мотор постоянного обновления рабочих мест и экономики в целом. Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего частными инвестициями. Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30 процентов. Это абсолютно реализуемая, решаемая задача. В 2011 году у нас было порядка 20 процентов. Рост 25-30% - вполне реальный.

Для этого в России должен быть не просто создан благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат. Мы ставим перед собой задачу в ближайшие годы сделать 100 шагов вперед в этом направлении и подняться с нынешнего 120-го места до 20-ого. Кстати говоря, на 20-ом месте сегодня как раз находится Япония, на 21-ом - Латвия. Нас обгоняют существенно и наши партнеры по Таможенному союзу и по Единому экономическому пространству. Белоруссия находится на 69-ом месте, Казахстан на 47-ом.

Сегодня запрос со стороны предпринимателя на комфортную, открытую деловую среду огромен и абсолютно справедлив. Это запрос на реализацию себя в своей собственной стране. Такой запрос на созидание, на востребованность своего таланта, труда, стремление служить России есть практически во всех сферах нашей жизни. Конечно, мы должны ответить на этот запрос.

Принципиально новым форматом прямого диалога общества и государства стало создание Агентства стратегических инициатив. Уже сегодня оно служит реальным инструментом продвижения общественных инициатив и предложений бизнеса, тиражирует и поддерживает лучшие практики и проекты, открывает дорогу новым людям с позитивной, созидательной мотивацией. По сути, Агентство - это и новый формат управления развитием в экономике, социальной сфере, в органах власти.

В декабре прошлого года была выдвинута идея национальной предпринимательской инициативы, смысл которой в том, что само предпринимательское сообщество формулирует предложения по улучшению инвестклимата. Мы будем уделять этому и дальше ключевое внимание, особое внимание. Если мы не исправим ситуацию с деловым климатом, то не сможем решить ни одной стоящей перед нами задачи в экономике, а значит, и в социальной сфере.

Я все говорил о позитиве, и его, действительно много, а сейчас бы хотел сказать об оценках того, что у нас происходит с деловым климатом, деловой средой. Есть такое рейтинговое агентство «Doing Business», хорошее такое, стабильное, ничем себя не запятнавшее. Так вот, по его оценкам, Россия находится на 178-ом месте в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве. Вы представляете, 178-ое место.

Я практически на каждом заседании Правительства говорю о том, что нам нужно сделать в этой сфере. Двигается очень медленно. Я обращаюсь и к вам с просьбой, уважаемые коллеги депутаты: давайте вместе подумаем над конкретными шагами (сейчас об этом еще скажу), как нам работать в этой сфере совместно. Уже до конца текущего года планируем внести целый пакет поправок в законодательство, которые призваны существенно улучшить деловой климат, создать дополнительные гарантии для инвесторов.

В том числе, в России появится институт уполномоченного по защите прав предпринимателей как на федеральном уровне, так и на региональном. Мы вчера с Дмитрием Анатольевичем обсуждали, есть идея, может быть, создать специального прокурора по этим вопросам. С вами будем советоваться. Давайте будем искать наиболее эффективные инструменты решения стоящих перед нами задач совместно.

Я прошу депутатов всех фракций не просто в приоритетном порядке рассмотреть наши законопроекты по улучшению инвестклимата, а выступить их подлинными соавторами.

В начале нового бюджетного цикла мы представим парламенту предложения по налоговому маневру. Его логика в том, чтобы фискальная нагрузка на производство и инвестиции была необременительной, и, наоборот, была повышена на неэффективное потребление, на рентные платежи. Нам нужна справедливая налоговая система, стимулирующая развитие.

Далее. Перипетии на мировых финансовых рынках научили нас - нашу модернизацию мы должны финансировать прежде всего сами. Банковская система, институты развития, фондовые рынки должны быть постоянно в поле нашего внимания.

Уже в текущем году надо принять решение по увеличению возможностей для инвестирования национальных накоплений. Прежде всего речь идет о так называемых «длинных пенсионных деньгах». Естественно, важнейшее условие - это обеспечение доходности и безусловной сохранности пенсионных накоплений граждан.

Что касается резервного фонда, о котором я говорил и который у нас подрос, фонда национального благосостояния, эти средства, уважаемые коллеги, играют важнейшую роль для обеспечения макроэкономической стабильности. Опыт 2008-2009 годов убедительно показал нам, как важно иметь такие подушки безопасности. Я считаю, что к этому нужно относиться очень аккуратно. Истратить накопленные средства легко, денег всегда не хватает, но остаться без этого резерва очень опасно, особенно в современном мире, в условиях, как я говорил, турбулентности и неопределенности развития мировой экономики.

Мы с вами куда пойдем? Вот Греция идет в Брюссель за деньгами, и дают. А нам с вами куда? Тоже, может, дадут, но условия-то какие? Если Греция теряет свой суверенитет над принятием ряда решений, у нас будет еще жестче. Я это помню очень хорошо с 2000 года, когда мы были обременены долгами и когда нам выставляли условия. Даже не буду сейчас говорить, чтобы никого не расстраивать. В России особый случай. Остаться без резервов очень опасно.

Вместе с тем, конечно, можно подумать. У нас и в Правительстве на экспертном уровне идут споры и дебаты на этот счет. Некоторые, например, считают, что можно подумать об использовании доходов, полученных от управления средствами Фонда национального благосостояния. Не самим телом фонда распоряжаться, а на развитие пустить доходы от его управления. Допустим, на развитие той же Восточной Сибири или Дальнего Востока. А часть средств Фонда национального благосостояния, как считают некоторые эксперты, можно было бы использовать для инвестиций в долгосрочные, беспроигрышные стратегические, прежде всего инфраструктурные проекты. Можно подумать, но, повторяю еще раз: очень аккуратно.

Знаете, мы должны добиться абсолютного консенсуса на экспертном уровне по этому вопросу, прежде чем принять решение. В таких вопросах нужно к этому стремиться. Надо к этому стремиться. Тем более что мы без этого-то живем и жили все это время, и развиваемся, видите, какими темпами. Хочется еще сильнее, еще быстрее. Это олимпийские лозунги - выше, быстрее, сильнее. В экономике, в «социалке» мы должны быть очень аккуратными. Но повторяю, ничего не исключено. Давайте вместе будем думать и принимать решения.

Мы будем развивать банковскую систему, чтобы доступность кредитов для реального сектора росла, а ставки снижались. Уже даны поручения сделать эффективную ставку кредитования для бизнеса и граждан. И, самое главное, сделать эту работу абсолютно прозрачной, исключить из нее любые скрытые комиссии.

Далее. За последние годы у нас сформирована целая линейка институтов развития, однако далеко не всегда они доступны и эффективны, часто проигрывают зарубежным аналогам. Необходимо обеспечить международную конкурентоспособность наших институтов развития, совместно с предпринимательскими объединениями провести аудит и сформулировать предложения по совершенствованию их работы.

Институты развития призваны служить настоящим бизнес-лифтом для тысяч наших компаний. Так, уже с 2012 года Российское агентство по страхованию экспортных кредитов должно предоставить свою поддержку малому и среднему бизнесу, который выходит на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией. К 2020 году мы должны увеличить высокотехнологичный экспорт не менее чем в два раза, а долю высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП - в 1,5 раза.

Уже к 2013 году только за счет программ компаний с госучастием мы доведем внутренний спрос на инновации до 1,5 трлн. рублей. Государство будет напрямую вкладывать средства в разработку технологий и поддержку критически важных отраслей. Прежде всего, это станкостроение, двигателестроение, производство новых материалов, фармацевтика, авиа- и судостроение.

Вот коллеги из КПРФ спрашивали в письменно виде, как мы собираемся и что собираемся делать в этом направлении. Я еще буду отвечать на вопросы, могу некоторые вещи конкретизировать.

Но главное, надо сделать инновации выгодными для бизнеса. Мы продолжим поддержку технологических альянсов российских компаний с ведущими мировыми производителями. Особое внимание уделим формированию производств полного цикла, а также центров проектирования, что очень важно, и технологического развития именно на территории Российской Федерации. Одним из основных наших условий при привлечении иностранных инвесторов является не только локализация, не только производство большего количества оборудования на территории Российской Федерации, до 60-70%, но и создание технологических центров - центров проектирования и технологического развития.

Будем поощрять создание площадок опережающего индустриального роста, территориально-производственных комплексов. В ближайшие годы появится порядка 20-30 таких опорных кластеров - от машиностроения и фармацевтики до нанотехнологий и электроники.

Ресурсом модернизации станут оборонные заказы, в том числе. На перевооружение армии и флота, как вы знаете, модернизацию ОПК в предстоящее десятилетие выделяется порядка 23 трлн. рублей. Крупные контракты получат наши оборонные и гражданские предприятия, научные центры и ведущие университеты.

Чтобы не допустить сбоев, ужесточены правила размещения гособоронзаказа. Мы переходим к практике долгосрочных оборонных контрактов, трех-, пяти- и даже 7-летних. Уточнение заданий будет производиться только на основании поручений Председателя Правительства, а в части приоритетных вооружений - только по поручениям Президента. Вот коллеги из КПРФ спрашивали: что будет в этом направлении делаться? Вот в общих чертах так будем работать.

Поставлена задача уже к 15 апреля - завершить размещение гособоронзаказа на текущий год. Кстати говоря, по этому году объем размещенного заказа на данный момент времени чуть выше, чем по прошлому году. Будем решительно пресекать злоупотребления в ВПК. Коррупция в этой сфере абсолютно не допустима. Это касается и завышения цен, и коммерческого подкупа и т.д. В этом направлении нужно действовать самым решительным образом в борьбе с этими проявлениями.

Конечно, самым серьезным образом сокращают поле для коррупции новое качество госуправления, новые стандарты работы и поведение чиновников. Дмитрий Анатольевич Медведев, как вы знаете, внес уже в Государственную Думу законопроект по декларированию расходов чиновников. Полностью такой шаг поддерживаю. Убежден, не только чиновники, но и руководители крупных госкомпаний, ректоры государственных вузов, руководители крупнейших государственных медицинских центров, а, возможно, и иной административный персонал госучреждений должны ежегодно отчитываться о своих доходах и имуществе.

Мы внедрим практику общественного контроля государственных закупок на сумму свыше 1 млрд. рублей. Все крупные инвестиционные проекты с госучастием также должны проходить обязательный публичный технологический и ценовой аудит. Наконец, мы перейдем к построению федерального бюджета на основе государственных программ с четкими показателями результативности и возможностями для общественного мониторинга их исполнения.

Повторю, каждая государственная программа - «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», как и все остальные госпрограммы, должны содержать четкие и понятные каждому гражданину приоритеты развития отрасли, конкретные результаты для каждой сферы, инструменты и показатели их достижения.

Ведущими бюджетными приоритетами должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависит интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала. Будут усовершенствованы подходы к формированию долгосрочной программы фундаментальных исследований, она должна интегрировать работу, проводимую в государственных академиях наук, научных центрах, вузах. Такую программу важно нацелить на разработки, которые позволят России выйти на уровень стран самых передовых в научном и технологическом плане.

Намерены последовательно увеличивать финансирование вузовской науки, прежде всего, в национальных исследовательских университетах. Считаю также, что необходимо установить более жесткие требования к работе всей вузовской сети, предусмотреть эффективные формы ответственности. Российским дипломам должны доверять не только в России, но и во всем мире.

Средняя заработная плата научных сотрудников государственных академий и научных центров, преподавателей высшей школы уже в течение 2012-2013 годов выйдет на уровень средней зарплаты по экономике конкретного региона, а к 2018 году превысит ее вдвое.

Мы продлим как минимум до 2015 года программу по привлечению лучших мировых специалистов в наши университеты и исследовательские лаборатории. В несколько раз, до 25 млрд. рублей в 2018 году увеличится финансирование специализированных фондов, которые поддерживают научные исследования. В том числе, это касается Фонда фундаментальных исследований и Фонда гуманитарных исследований.

Кроме того, специальную грантовую поддержку получат лучшие научные работы студенческих коллективов. Кстати говоря, по поводу привлечения лучших специалистов. Она работает, эта программа, эффективно работает. Я, как вы знаете, много по стране езжу, был в таких лабораториях, встречался с этими людьми. В процентном отношении сейчас затрудняюсь сказать, но это и наши бывшие соотечественники, выехавшие за рубеж и проработавшие там много-много лет, и просто иностранцы, которые приезжают и живут у нас.

У нас одно из условий - это минимум три месяца проводить в нашем учебном заведении или лаборатории. По полгода живут, работают, коллективы создают. Одна из главных целей - не только продукт получить, но и вывести его на рынок. И это работает.

За 2012-2014 годы будут построены и новые студенческие общежития общей площадью не менее полумиллиона квадратных метров. Кроме того, надо создать систему сопутствующих образовательных кредитов, чтобы у студентов была возможность оплачивать проживание и решать другие бытовые вопросы во время обучения.

Напомню, что сейчас у нас есть образовательные кредиты, но они предоставляются только на само обучение, и эти деньги нельзя использовать на решение сопутствующих проблем бытового характера. В принципе считаем возможным и будем сейчас этот вопрос решать: будем предоставлять кредиты на решение этих бытовых вопросов. Тем более что у нас количество бюджетных мест увеличивается в вузах.

И еще. В одной из своих статей писал, что прибавка к стипендии для нуждающихся студентов, которые показывают хорошие результаты, должна быть такой, чтобы эта социальная стипендия достигла не менее 5 тыс. рублей в месяц. Принципиальное решение на этот счет принято.

Нам также нужно создать современную систему подготовки квалифицированных рабочих кадров. И такую задачу не решить без повышения социального статуса преподавателей лицеев, колледжей, мастеров производственного обучения. Этот уровень образования находится в прямой зоне ответственности регионов, и они должны в течение нескольких ближайших учебных лет довести среднюю зарплату педагогических работников училищ, техникумов, лицеев до средней зарплаты по экономике конкретного субъекта Федерации. Я обращаю внимание, безусловное выполнение этого требования станет обязательным условием предоставления всех федеральных межбюджетных трансфертов.

И, конечно, необходимо решить базовую задачу - модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности экономики, дав самим работодателям возможность прямого участия в управлении профессиональным образованием.

Вы знаете, конечно, старая система не работает. Есть ли какие-то ростки нового? Есть, и они очень привлекательными являются. Нужно расширять эту практику, она пока очень минимальная. Но направление крайне важное.

Уже до конца текущего года нужно разработать национальные планы развития профессиональных стандартов. Эффективная система профессиональных компетенций должна стать важнейшим карьерным и социальным лифтом.

Уважаемые коллеги, теперь несколько слов по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию.

Здесь вопросы поступали и от «Единой России», и от ЛДПР, КПРФ. Что хотел бы сказать в этой связи.

Убежден, что членство в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного инновационного развития нашей экономики. Ее открытость, рост конкуренции на пользу гражданам России, а для нашего производителя необходимый стимул для развития. Это новые рынки и новые перспективы, которые мы пока еще не привыкли видеть и верно оценивать. Наконец, членство в ВТО открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы.

Завершение переговорного процесса по ВТО создает условия для подключения России к еще одной многосторонней структуре - Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР. Такую работу мы уже ведем. Вступление в ОЭСР будет означать присвоение глобального знака качества нашей экономике - и в целом и отдельным производителям. Что хотел бы в этой связи сказать?

В ВТО можно, конечно, вступать бездумно и без толку, даже вредные последствия можно огрести, и мы знаем такие примеры, а можно так, как это делают другие страны, которые сумели выжать из формата ВТО максимум пользы для своего собственного развития. И нам нужно использовать инструменты ВТО в своих интересах, как это делают старожилы этой организации.

Кроме того, мы хорошо понимаем, что новая реальность, рост конкуренции - это серьезный вызов для российской экономики и для целого ряда ее отраслей. Сейчас с участием бизнеса, отраслевых объединений рассматриваем ситуацию во всех чувствительных секторах и разрабатываем конкретные механизмы гибкой поддержки отечественного производителя, прежде всего в автопроме, в сельском хозяйстве, в сельхозмашиностроении.

Так, что касается сельского хозяйства, то уже в этом году мы примем новую госпрограмму развития АПК до 2020 года, которая будет полностью адаптирована к режимам ВТО. Кстати, один из приоритетов этой программы - вовлечение в оборот неиспользуемой пашни. Знаю, что вопросов по этой проблеме много. В ближайшие семь лет планируем не менее чем на 5 млн. гектаров увеличить площадь обрабатываемых сельхозземель.

Отдельно, уважаемые коллеги, остановлюсь на работе региональных и местных властей. На этом уровне решается значительное количество проблем и вопросов, волнующих граждан, формируется комфортная для жизни среда. На федеральном уровне уже действует механизм электронного правительства, сотни тысяч людей избавлены от необходимости бегать по инстанциям, собирать бумажки. Всего за год в рейтинге ООН, я вам приводил малоприятные цифры, где мы находимся в рейтингах по ведению бизнеса и так далее, но что касается электронного правительства, то, могу сказать, что всего за год в ООН по уровню развития электронного правительства Россия сделала более 30 шагов вперед, поднялась с 59-ого до 27-ого места. А уже с 1 июля этого года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и все муниципалитеты страны.

Уважаемые коллеги, эта задача, этот шаг гораздо более сложный, чем то, что было сделано Правительством Российской Федерации. Все-таки на правительственном уровне это непростая задача, но она централизованно решалась. Следующий шаг - перейти на электронный формат обслуживания граждан в регионах, муниципалитетах - гораздо более сложный. Поскольку вы постоянно в регионах находитесь, я прошу вас уделять этому самое пристальное внимание. От этого, действительно, напрямую будет зависеть качество обслуживания граждан.

И, конечно, необходимо развивать практику предоставления услуг гражданам по принципу «одного окна», в том числе, на базе многофункциональных центров. Деньги для создания таких центров можно найти, в том числе, за счет оптимизации работы чиновничьего аппарата. Со своей стороны мы так и поступаем: к 2013 году штаты госорганов, подведомственных Правительству, сократятся на 100 тыс. человек. На федеральном уровне мы вводим оценку персональной эффективности руководителей министерств и ведомств.

Считаю, что регионам и муниципальным образованиям необходимо ввести такую же систему оценки работы должностных лиц. Она должна базироваться на внятных и четких показателях.

Мы запустили проект по внедрению стандарта создания благоприятного инвестклимата в субъектах Российской Федерации. Задача - сделать так, чтобы лучшие практики развития бизнеса были не уделом отдельных успешных регионов, а общим правилом работы всех региональных администраций. Вы наверняка знаете такие положительные примеры, когда нет ни нефти, ни газа, ни золота, а результаты работы, объемы инвестиций, в том числе иностранных инвестиций, рост ВРП кардинальным образом в лучшую сторону отличается от средних показателей по России.

В качестве первого шага на муниципальный уровень будут переданы налоги, для того чтобы обеспечить большую самостоятельность регионов и муниципалитетов. На муниципальный уровень будут переданы налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.

Кроме того, должны быть разработаны понятные механизмы определения объема региональных дотаций муниципалитетам. Они постоянно жалуются на то, что там чехарда, неразбериха. Кому сколько дать, как дать, по каким принципам - всё это не определено. Это нужно сделать. Повторю, мы готовы передавать средства на места, но важно, чтобы регионы и муниципалитеты грамотно их использовали, концентрировали на приоритетах, на решении вопросов, улучшающих среду жизни людей.

Мы уже закрепили в законодательстве такое понятие, как благоустройство, установили ответственность муниципалитетов перед гражданами за состояние дел в этой сфере и будем помогать местному самоуправлению в этой работе.

В 2010-2011 годах при поддержке федерального бюджета реализован проект по ремонту дорог и благоустройству во всех столицах российских регионов. Теперь логично продолжить его в отношении всех населенных пунктов страны.

Поэтому мы обозначили три приоритета расходования средств региональных дорожных фондов. Они создаются, концентрируются там серьезные ресурсы. По некоторым регионам на дорожное строительство в этом году средств будет получено на эти цели раза в три больше, чем в предыдущие годы.

Так какие это приоритеты? Это сельские дороги, благоустройство малых и средних городов, поселков, сел, ремонт внутригородских и поселковых дорог. За два года на эти цели предполагается направить порядка 130 млрд. рублей, в том числе везде, где это возможно, обеспечить сельские населенные пункты дорогами с твердым покрытием.

По всей России нам предстоит удвоить объемы дорожного строительства, за предстоящее десятилетие построить порядка 120 тыс. километров федеральных и региональных дорог по принятому в мире однополосному исчислению.

От депутатов поступил вопрос о строительстве транспортного перехода через реку Лену в районе Якутска (от «Справедливой России» вопрос).

Уважаемые коллеги, проект очень дорогой. По предварительным оценкам, он будет стоить 79 млрд. рублей. Надо как следует все просчитать, определить оптимальные варианты. Там есть вариант и тоннелей, и мостов, и т.д. Нужно понять, куда эта дорога приведет, и какой будет экономический эффект от этого строительства. 79 млрд. рублей. Я не говорю, что его не нужно строить, но надо все взвесить, подумать просто.

Уважаемые коллеги, продолжительность жизни в России за последнее четырехлетие возросла на 2,4 года и превысила 70 лет. И сейчас нам нужно уже ориентироваться на показатели самых развитых стран. Хочу напомнить, что в концепции демографической политики, которую мы утвердили в 2007 году, планировалось достичь средней продолжительности жизни в России в 75 лет к 2025 году. Эксперты, оценивая текущую динамику, полагают, что такого уровня можно достичь уже к 2018 году. Я думаю: именно так мы с вами задачу и должны ставить перед собой.

У нас еще огромный, не использованный резерв по снижению уровня смертности. Прежде всего от так называемых предотвратимых причин: от дорожно-транспортных происшествий, в результате производственных травм, отравлений, прежде всего алкоголем, от табакокурения нужно снижать смертность. Нужно укрепить систему профилактики и лечения онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний.

Курение, алкоголизм, наркотики без всяких войн, без всяких глобальных бедствий ежегодно уносят жизни 500 тыс. наших сограждан. Это просто страшная цифра.

Уже в ближайшее время будет введена система раннего выявления наркотической зависимости у школьников. В дальнейшем нужно подумать о такой практике и среди студентов и учащейся молодежи.

Также должны быть приняты поправки в законодательство, усиливающие наказание за распространение наркотиков, за нарушения в сфере оборота алкогольной продукции, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и табака.

Для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы должны предложить социальный контракт: адресную поддержку на условиях включения в нормальную человеческую жизнь, что, в первую очередь, подразумевает заботу о детях, выполнение общественных работ, отказ от пьянства и асоциального поведения.

Отмечу, что уже реализованные программы - программы поддержки семьи, охраны материнства и детства доказали свою эффективность. Например, в тех регионах, где мы открыли новые перинатальные центры, скажем, в Ярославле, в Ярославской области, в Мордовии, в других субъектах Федерации, обратите внимание, младенческая смертность сразу снизилась почти на 20 процентов.

Также уже принято решение о бесплатном выделении земельных участков семьям, в которых есть трое и более детей. К сожалению, встречаются случаи прямого невыполнения или даже саботажа этой меры со стороны местных чиновников. Я прошу депутатов держать эту ситуацию тоже на контроле. Нужно, чтобы эти решения, связанные с передачей земель, сопровождались и другими решениями на региональном и муниципальном уровнях. Ну что, кусок земли? Надо же помочь инфраструктуру там наладить.

Конечно, обязательно дополним наши усилия по поддержке семьи новыми мерами на региональном и федеральном уровнях.

Как уже говорил, в субъектах Федерации, где демографическая ситуация является отрицательной на протяжении нескольких лет, будут введены пособия семьям, нуждающимся семьям, при рождении третьего и последующих детей. Речь идет о ежемесячных выплатах в размере до 7 тыс. рублей до достижения ребенком 3-летнего возраста.

Следующий важнейший момент. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, должны иметь все возможности сохранить и даже повысить свою профессиональную квалификацию. Необходимо оказать помощь многодетным матерям и женщинам, воспитывающим детей-инвалидов, им сложнее всего найти свое место на рынке труда.

И конечно, нам нужно решать проблему с дошкольным образованием. В прошлом году в рамках программы развития дошкольного образования было создано и оснащено около 200 тыс. дополнительных мест в детских садах. Таких показателей не было многие годы.

На что хочу обратить внимание, и прошу вас как людей, которые каждую неделю в регионах бывают, это все время на местном уровне, на муниципальном, региональном с коллегами иметь в виду. Я уже упоминал о демографическом спаде 90-х годов, «яма» такая у нас была, - вот сейчас будет подъем, пройдет еще несколько лет, и это «эхо» отразится. Это значит, что мы с вами можем сейчас настроить огромное количество детских садов, а потом количество нуждающихся сократится, понимаете, и опять будем перепрофилировать эти детские сады. Поэтому лучше сегодня их строить рядом где-то с другими учебными заведениями, со школами, чтобы потом можно было школы расширять за этот счет. Повнимательнее, заранее надо об этом подумать.

Но, безусловно, что очереди в детские сады должны быть полностью ликвидированы в течение четырех лет, в том числе, за счет развития негосударственных дошкольных учреждений. В свою очередь, регионам необходимо довести среднюю заработную плату педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях до средней в сфере общего образования, сделать это уже в течение двух ближайших лет, не позднее.

Мы будем наращивать государственную поддержку социальной сферы. При этом каждый бюджетный рубль должен повышать эффективность, качество социальных услуг. Так, мы значительно увеличили финансирование здравоохранения, растут и зарплаты медицинских работников. К 2018 году средняя заработная плата квалифицированного врача должна вдвое превысить среднюю по экономике региона.

За счет проекта по поддержке российской школы уже в текущем году во всех субъектах Федерации средняя заработная плата учителей достигнет или превысит, как уже в некоторых случаях имеет место быть, среднюю заработную плату по конкретному региону России. Этот результат нужно обязательно удержать и внимательно следить за тем, чтобы опять не пошло снижение этой заработной платы по отношению к общерегиональному показателю.

В свою очередь мы рассчитываем на то, что повышение зарплат, изменение социального статуса специалиста в здравоохранении и образовании прямо скажется на повышении качества их работы. Без позитивной мотивации, без нравственного начала кардинальное улучшение социальной сферы невозможно.

Что хочу подчеркнуть? В ближайшие годы у нас будет на 1 млн. школьников больше, чем сейчас, и нужно заранее предусмотреть, чтобы дети могли нормально и комфортно учиться. В России не должно быть школ, находящихся в аварийном состоянии. Эту проблему мы должны полностью решить в течение 5 лет, и за этот же срок регионы планируют построить еще порядка 1000 школ, новых школ, а количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно возрасти до 10 тыс.

Еще одно предложение. В ходе подготовки к выборам Президента мы создали систему видеоконтроля на всех избирательных участках. Меня некоторые ваши коллеги критиковали за то, что мы направили туда значительное количество федеральных ресурсов. Считаю, что эту инфраструктуру, включая современные каналы связи и скоростного Интернета, нужно, конечно же, использовать в интересах российского образования: для развития дистанционного обучения, для  доступа школьников к крупным библиотечным и музейным фондам. Это будет абсолютно справедливо, и на этой базе это все можно сделать.

Главенствующим принципом для нас является, безусловно, и бесплатность школьного образования в рамках образовательного стандарта. Хочу подчеркнуть: практика так называемых дополнительных платных услуг в школе создает риск фактической эрозии принципа бесплатности. Например, в некоторых школах формирование классов напрямую связано с необходимостью посещать определенный набор платных занятий, или вводятся дополнительные платные консультации по подготовке к ЕГЭ, в то время как школа обязана обеспечить полноценную подготовку к экзамену в рамках выделенных бюджетных средств. Тем самым, школа становится источником социального неравенства, вместо того, чтобы быть социальным лифтом. Поэтому давайте прямо скажем: дополнительные платные услуги могут быть, но только вне рамок основного образовательного процесса.

В этой связи считаю важным остановиться на нашем фундаментальном подходе к развитию социальной сферы. Государство должно не командовать повседневной хозяйственной деятельностью десятков тысяч детских садов, школ, больниц, поликлиник, социальных центров, а, безусловно, гарантировать людям получение бесплатных и качественных социальных услуг.

Положения известного 83-го Федерального закона существенно расширяют самостоятельность учреждений социальной сферы. Они направлены как на повышение качества и доступности социальных услуг, прозрачности работы социальной сферы, так и на создание дополнительных стимулов для сотрудников. И, конечно, задача состоит в том, чтобы искоренить прямые и скрытые поборы в фактическую фиктивность бесплатности многих государственных и муниципальных учреждений.

Что хочу подчеркнуть, в ближайшие шесть-десять лет нужно создать в России современную, динамично развивающуюся социальную сферу. Какие системные вопросы для этого необходимо решить?

Первое, сформировать независимую систему оценки качества работы учреждений социальной сферы, включая критерии эффективности, практику публичных рейтингов социальных учреждений, принятие профессиональных и этических кодексов.

Второе, определить современный набор социальных услуг, необходимых для граждан в условиях развивающегося, усложняющегося общества.

Третье, нужно открыть социальную сферу для предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций, готовых предоставлять качественное образование, медицинскую помощь и социальную защиту. Тем самым мы создадим естественную, живительную конкуренцию, так необходимую нашей социальной сфере.

И, конечно, следует создать режим наибольшего благоприятствования для социального служения наших традиционных российских конфессий.

Нужно еще раз посмотреть законодательство о государственно-частном партнерстве и принять соответствующие решения. Убежден, надо сделать государственно-частное партнерство одним из существенных механизмов реализации программ в социальной сфере.

Важнейшей основой для развития человеческого потенциала, сохранения нашей идентичности как единого народа служит отечественная культура. Мы утвердили Федеральную программу «Культура России», планируем направить на ее реализацию порядка 200 млрд. рублей. Безусловно, будем помогать регионам и муниципалитетам приводить в порядок и строить новые дома культуры, театры, библиотеки. Считаю, что особое внимание надо уделить малым городам и селам. На реставрацию объектов культурного наследия народов России предполагается выделить свыше 42 млрд. рублей.

Еще один приоритет - развитие музейного дела, которое играет огромную роль в жизни общества, сохранения национальной памяти, обеспечивает историческую связь поколений. Бюджетные ассигнования на поддержку музеев в следующие шесть лет вырастут в 4 раза и превысят 67 млрд. рублей.

Будем повсеместно внедрять информационные технологии, чтобы каждый гражданин страны независимо от места проживания имел доступ к национальным и мировым культурным ценностям. Будем создавать общенациональные электронные библиотеки, обеспечивать возможность бесплатного просмотра в сети Интернет кинофильмов, спектаклей из национального художественного фонда.

Приобщение к культуре начинается, конечно, с самого юного возраста, поэтому в своих статьях, как вы знаете, я предложил ввести позицию организатора детского художественного творчества, а также увеличить объемы грантов, распределяемых на конкурсной основе среди молодежных творческих коллективов.

Кроме того, рад, что предметом широкого общественного обсуждения,  дискуссии стала идея о ста книгах, с которыми должен познакомиться каждый молодой гражданин Российской Федерации. И, конечно, мы должны повысить социальный статус, уровень жизни работников культуры. Наша 
задача - поэтапно довести оплату труда работников культуры до показателей, сопоставимых со средними для других бюджетных секторов экономики.

Уважаемые коллеги, в предстоящее десятилетие у нас есть все, чтобы кардинально продвинуться в решении вечной жилищной проблемы. Для большинства семей в России должна быть реализована возможность обзавестись жильем через поддержку государства, через доступную ипотеку, через развитие индивидуального и кооперативного строительства, через формирование сегмента доступного арендного жилья.

В 2011 году вновь начали расти объемы жилищного строительства. Мы вышли на максимальное с 1990 года число построенных квартир - 780 тыс. По метрам у нас чуть-чуть поменьше, чем в прошлом году, но по количеству квартир (рынок требует такого количества квартир с меньшей площадью) это наибольшее значение.

Мы ставим задачу к 2015 году увеличить темпы строительства в 1,5 раза, до 90 млн. кв. метров в год. Это примерно 1,5-2 млн. новых квартир и домов в год.

Что здесь принципиально важно? Первое. Нужно продолжить работу по наведению порядка на земельном и строительном рынке, радикально сократить административные барьеры. Я уже говорил об этом. Сегодня, по оценкам самих застройщиков, затраты на прохождение всех процедур - на подключение к инженерной инфраструктуре - могут порой доходить до 30% от общей стоимости объекта. Многое упирается в отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Считаю, что надо разработать механизм, найти средства и обеспечить в кратчайшие сроки решение этого вопроса.

Второе, у нас огромные земельные ресурсы. Надо ввести их в строительный оборот за счет развития местной дорожной и коммунальной сети, расширение агломерационного радиуса вокруг крупных городов. Понятно, что вокруг крупного города легче строить, дешевле просто. Также будем изымать неэффективно используемые земли у государственных учреждений и ведомств и отдавать их под застройку.

Третье, если мы сможем додавить инфляцию, то обеспечим снижение ставок по ипотечным кредитам где-то на уровне 6,5% в ближайшие годы. Убежден, что эта задача вполне реальна. При этом, например, ипотеку для молодых семей и молодых специалистов можно будет сделать еще дешевле. Собственно говоря, такие программы у нас сегодня уже работают. Можно будет выдавать кредиты - и нужно будет - на 20-25 лет. Конечно, регионы должны подключиться. Например, помочь с первоначальным взносом. Тогда ипотека действительно будет работать.

Кстати, мы уже начали реализацию льготной ипотечной программы для молодых учителей. Вы это знаете. Намерены активно использовать возможности Фонда развития жилищного строительства, в том числе Фонд РЖС будет бесплатно делать проектную документацию, предоставлять землю, готовить инфраструктуру для жилищных кооперативов. Кстати, в рамках этой работы снижение стоимости до 25-30 процентов. В рамках программы Фонда РЖС уже сданы или находятся в разных стадиях реализации проекты общим объемом более чем на 10 млн. кв. метров жилья. В 2012-2013 годах необходимо полностью обеспечить постоянным жильем военнослужащих.

В ближайшее время также полностью решим жилищные проблемы чернобыльцев. В разы увеличим предоставление жилищных сертификатов нуждающимся переселенцам. В текущем году регионы должны в основном закрыть вопрос обманутых дольщиков.

Хочу это подчеркнуть, региональные руководители мне еще года два назад заявляли о том, что они эту проблему закроют, и они должны это сделать. Это не федеральная задача, но мы будем внимательно наблюдать за тем, как эта задача решается на региональном уровне. Там движение есть, но есть и проблемы. Они острые, люди чувствуют себя обманутыми, им нужно помочь, это очевидно. Двигается проблема. Сейчас не буду вам называть конкретно количество предоставленных квартир, оно значительное. Движение есть, но нужно сделать еще немало. И главное, что это можно сделать.

Еще одна очень важная тема. Мы приняли решение до 2015 года продлить работу Фонда реформирования ЖКХ. Считаю, что средства Фонда следует сконцентрировать на полной ликвидации аварийного жилья в России. Нужно вытащить людей из трущоб, в конце концов! В таких домах не только невозможно нормально жить - они представляют и прямую угрозу здоровью и безопасности граждан.

Доступное, комфортное жилье - это еще и качественные коммунальные услуги по понятным и справедливым ценам. Жилищно-коммунальную сферу надо превратить в современную эффективную отрасль, открытую для конкуренции и привлекательную для частных инвестиций. Причем стоимость коммунальных услуг должна быть понятной и прогнозируемой для граждан и инвесторов в ЖКХ. И поэтому мы предлагаем установить нормативы минимум на 3 года вперед.

Напомню, что Правительство приняло решение о переносе сроков повышения тарифов на газ, электричество, тепло в 2012-2013 годах на середину году, с тем чтобы не провоцировать инфляцию в начале года. При этом темпы по повышению в большинстве случаев ограничены целевым уровнем инфляции. Руководителям регионов поручено принять меры, исключающие скачки цен в ЖКХ. Будем держать эту ситуацию на контроле. Предлагаю и вам тоже включиться в эту работу.

Инфляция за первые месяцы текущего года в годовом исчислении составила 3,7% против 6,1% в прошлом году. Это ясное, почти математическое доказательство того, какой существенный вклад в рост цен вносят инфраструктурные монополии. В этой связи считаю, что новому Правительству нужно будет тщательно продумать механизм и уровень индексации тарифов естественных монополий. Нужно предметно разбираться со структурой издержек, прозрачностью инвестпроектов, со схемами финансирования таких компаний. Граждане и производственный бизнес не должны оплачивать чью-то неэффективность. Это очевидно.

Цена вопроса - низкая инфляция. А что это значит? Мы с вами понимаем. Это образовательные кредиты, доступная ипотека и т.д. Собственно говоря, это другая экономика.

Уважаемые коллеги, в декабре следующего года мы будем отмечать 20-летие Конституции и современного парламента страны. Однако мы не можем забывать и о том, что нынешняя Государственная Дума - это уже десятая в отечественной истории, если вести счет от первой российской Думы 1906 года. Убежден: нам необходимо совместно работать над повышением авторитета и значением Федерального Собрания в системе органов государственной власти России, а также над укреплением роли законодательных собраний в регионах и представительных органов местного самоуправления по всей стране.

Продолжение следует...


premier.gov.ru

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати