С тех пор как Госсекретарь Соединённых Штатов Хиллари Клинтон со страниц Foreign Affairs в январе 2012 г. заявила о начале «тихоокеанского века американской политики», боязнь европейцев оказаться забытыми Вашингтоном приобрела осязаемые формы. Для успокоения европейских партнёров было подчёркнуто, что поворот лицом к Азии не будет происходить в ущерб Европе, с обязательствами перед которой Белый дом выступил в 1945 г., сразу после окончания Второй мировой войны.
Поворот от Европы к Азии происходит на фоне финансовых трудностей, испытываемых Пентагоном. В течение ближайших лет администрация Барака Обамы планирует сократить расходы Пентагона на $ 500 млрд. Если учесть, что в Азии Вашингтон сокращать своё присутствие не думает, тем, на ком сэкономят, будет Европа. Уже известно, что военные расходы на европейском театре американцы планируют уменьшить на 15% и вывести две из четырёх армейских бригад, дислоцированных в Европе (1). При этом даже в рамках сохранившихся обязательств США в отношении Европы заметен крен в сторону Азии: дислокация элементов системы ПРО объясняется иранской угрозой (оправданно или нет - другой вопрос), а военнослужащие ВС США в Германии задействованы, преимущественно, в операциях на Ближнем Востоке.
По мнению американских экспертов, Европе не стоит беспокоиться по поводу смещения центра тяжести американской внешней политики в Азию. Аргументация следующая: во-первых, бурный политико-экономический рост Китая, конкурирующего с Вашингтоном за влияние в Тихоокеанском регионе, представляет такую же угрозу европейцам, как и американцам. Подорвав основы системы безопасности Соединённых Штатов, Пекин автоматически подрывает безопасность Европы, гарантом которой являются те же Соединённые Штаты; во-вторых, прямых военных угроз для Европы не существует, а единственный требующий внимания момент – это желание России играть в Европе более самостоятельную роль. Но и здесь нет смысла зацикливаться на Европе, забывая об Азии. В такой ситуации для Вашингтона лучшая тактика – заниматься Азией, держа руку на пульсе событий в Центрально-Восточной Европе (Германия, Польша, Прибалтика, Чехия, Украина, Белоруссия), чтобы суметь вовремя вмешаться в те процессы, которые могут негативно сказаться на интересах США в регионе (2). В-третьих, даже с выводом части соединений ВС США с европейского материка Европа по-прежнему останется самым напичканным американскими военными базами континентом.
Между тем американские власти недовольны отказом многих своих европейских союзников вкладывать больше денег в военную составляющую (в рамках Североатлантического альянса). Обещаний тратить на эти цели не менее 2% ВВП придерживаются только пять государств ЕС. Остальные отказываются, хотя с момента произнесения этих обещаний Европа столкнулась с югославской войной и операциями в Афганистане, Ираке и Ливии. Более того, наблюдается тенденция сокращения расходов на оборону даже среди стран-новичков ЕС. Так, Словакия тратит на эти цели 1,3% своего бюджета. Венгрии не жалко для этого 1,1%. Литва решила, что хватит и 0,9 % (ранее Вильнюс выделял на эти цели не более 1,2%) (3). Единственной страной, постоянно озабоченной собственной безопасностью и предпринимающей активные шаги по её укреплению, является Польша, что объясняется политическими традициями этого государства, претендующего на роль регионального центра силы, вокруг которого должны сплотиться бывшие советские республики, в первую очередь, Прибалтика, Украина и Белоруссия. Польский МИД устами министра Радослава Сикорского заявил, что Соединённые Штаты имеют право на передышку, но Европа должна уже сейчас предпринять шаги, чтобы в будущем адекватно реагировать на вызовы у своих границ. Для этого наличествуют необходимые военно-политические механизмы в рамках организации Вишеградского блока, Веймарского треугольника и т.д.
Центрально-европейская «десятка» (Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Чехия, Эстония, Литва, Латвия, Словакия, Словения) обладает предельно важным стратегическим значением, позволяя отделить ими, словно буфером, Европу от России. Перефразируя теорию российского геополитика Вадима Цимбурского, высказанную в его работе «Остров Россия», можно сказать, что не только Россия – это «остров», окружённый странами-«проливами» (т.е. национальными республиками СССР и прилегающими к ним территориями), которые то подпадают под российское влияние, то силой оттуда выдёргиваются противниками России, но и Европа – это «остров», где роль стран-«проливов» выполняет «центрально-европейский сухопутный пояс» из десяти государств, куда Россия регулярно приходит и откуда регулярно уходит.
Понимают это и в Вашингтоне. Поэтому довольны активной политикой Варшавы, направленной на сближение с главным полюсом силы в Европе – Берлином. Сближение Польши с Германией – это способ не дать немцам далеко вырваться вперёд, а полякам – не остаться далеко позади. Диалог по линии Варшава – Берлин служит сглаживанию ассиметричных явлений в польско-германских отношениях, когда Германия, обладая гораздо более высоким потенциалом, «уходит в международное плавание», забывая о Польше, а Польша в надежде сыграть на сдерживание России, не в состоянии достучаться до Германии.
Вашингтону желательно избежать ситуации, когда восточноевропейские страны сосредоточатся исключительно на своих частных проблемах. Это заставило бы их пренебречь общеатлантистскими вызовами, поскольку ресурсная база не позволяет равнозначно отвечать в обоих направлениях и приведёт к росту нежелания участвовать в разрешении, несомненно, более насущных, но таких далёких от них проблем, как, например, иранская или сирийская. Поэтому, «уходя в Азию», американцы не забудут убедить европейцев уделять больше внимания глобальным вопросам, стоящим перед коллективным Западом.
1) Gideon Rachman: The US Pivot to Asia – Should Europeans Worry? (Central Europe Digest, April 2, 2012: GLOBSEC Special Edition)
2) Там же
3) Clara Marina O`Donnell The Implications of Multipolarity for Central Europe`s Security (Central Europe Digest, April 2, 2012: GLOBSEC Special Edition)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs