Уже стало аксиомой, что центр тяжести мировой политической и экономической активности смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Государства АТР демонстрируют уверенные темпы роста, причем даже в условиях непростой ситуации, сложившейся в последние годы в международных финансах. Регион справедливо называют локомотивом глобального развития, здесь формируется новое полицентричное мироустройство.
Закономерно, что азиатско-тихоокеанское направление является одним из ключевых приоритетов во внешней политике России. Поэтому я с готовностью воспринял предложение моего давнего знакомого, видного политика и дипломата, бывшего министра иностранных дел Индонезии, издателя журнала «Стратиджик ревью» Хасана Вираюды поделиться видением происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе перемен и рассказать, какой вклад Россия намерена внести в эти процессы.
Мы, разумеется, не новички в АТР. Россия исторически неразрывно связана со многими государствами региона. Наша поддержка была одним из решающих условий победы национально-освободительных движений в Азии. О ней хорошо помнят народы Китая, Индии, Индонезии, Монголии, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и других стран.
Сегодня мы наращиваем курс на усиление вовлеченности в разворачивающиеся на восточноазиатском пространстве процессы политико-экономической кооперации и интеграции. Это – долгосрочная линия, реализация которой носит последовательный и системный характер.
Россия по праву воспринимается в Азии как важный фактор военно-политической стабильности и устойчивого развития. У нас нет идеологических расхождений и серьезных «болевых точек» в двусторонних отношениях с государствами региона, которые нельзя было бы урегулировать путем конструктивного диалога. Среди наших стратегических партнеров в АТР – Китай, Индия, Вьетнам, заинтересованные в продолжении тесного разнопланового сотрудничества с Россией. Динамично, на взаимовыгодной основе развиваются связи с Японией, Южной Кореей, диалоговое партнерство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Нам есть что предложить для решения энергетических, транспортных, научно-технологических, природоохранных проблем региона, и наши партнеры это хорошо понимают. Без России невозможно представить себе обеспечение региональной военно-политической стабильности, коллективные усилия по противодействию международному терроризму, сотрудничество в сфере чрезвычайного реагирования, межцивилизационный диалог.
Наша страна занимает прочные позиции в многосторонних региональных и трансрегиональных объединениях – БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалоге по сотрудничеству в Азии, в формате «тройки» Россия-Индия-Китай. Свидетельством того, что Россия уделяет особое внимание азиатскому вектору своей внешней политики, служит наше подключение к деятельности механизма Восточноазиатских саммитов (ВАС) и диалоговому форуму «Азия-Европа».
Первостепенное значение придаем развитию экономического сотрудничества с упором на те области, где у нас имеются очевидные преимущества. Речь, прежде всего, идет об энергетике, включая атомную, транспорте, освоении космоса.
Торгово-экономические отношения России с государствами АТР укрепляются, успешно осуществляются двусторонние проекты практического сотрудничества. Начата работа по формированию «модернизационных альянсов» на основе инноваций в отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Австралией. Ряд партнеров, в том числе из Южной Кореи, Китая проявляют большой интерес к инновационному центру Сколково. С Китаем и Индией мы взаимодействуем в атомной энергетике, космосе, сфере высоких технологий, других областях. Намерены и впредь сотрудничать со странами АТР в энергетической сфере, в том числе в деле развития традиционных и нетрадиционных источников энергии, создания инфраструктуры для нефтепереработки и производства сжиженного газа. Будем реализовывать наш потенциал в области применения глобальной навигационной и телекоммуникационной системы ГЛОНАСС.
Подъем регионов Сибири и Дальнего Востока – стратегическая задача для России. Убеждены, что наши партнеры в АТР смогут на взаимовыгодной основе внести крупный вклад в реализацию масштабных проектов, связанных с осуществлением этих планов. Российские Сибирь и Дальний Восток обладают огромным ресурсным, энергетическим и иным потенциалом, способным придать мощный импульс дальнейшему развитию как нашей страны, так и азиатских государств. Широкие возможности заложены и в перспективах ускоренного создания в этих регионах инфраструктуры, связывающей Европу и Азию.
Большое значение придаем участию в деятельности форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в котором Россия председательствует в 2012 году. Как подчеркнул Президент Д.А.Медведев на саммите АТЭС в Гонолулу в ноябре прошлого года, мы будем обеспечивать преемственность в решении задач, которые продвигались США и другими председательствовавшими до нас странами, а также в полном объеме реализовывать собственные приоритеты. Такая работа уже ведется –
в декабре 2011 года в Санкт-Петербурге прошла первая неформальная встреча старших должностных лиц (СДЛ) АТЭС, в ходе которой согласованы приоритеты деятельности форума в 2012 году. В их числе – дальнейшая либерализация торгово-инвестиционной деятельности и углубление экономической интеграции в регионе, сотрудничество в целях инновационного роста, совершенствование транспортно-логистических систем, обеспечение продовольственной безопасности. Уже в конце января –феврале нынешнего года в Москве состоятся заседания ряда рабочих органов АТЭС и первая официальная встреча СДЛ.
Внимательно присматриваемся к процессам формирования системы соглашений о зонах свободной торговли в АТР, в том числе в рамках продвигаемого в ВАС Восточноазиатского экономического партнерства и Транстихоокеанского партнерства. При этом не сидим, сложа руки. В завершающую стадию вступают переговоры о заключении соглашения о ЗСТ между Россией и Новой Зеландией, которое будет подписываться от имени Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан. Идет работа над аналогичным документом с Вьетнамом. В ближайшей перспективе настраиваемся на формирование такого же рода партнерства с АСЕАН.
Осенью 2010 года Президент Д.А.Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао выступили с совместной инициативой по созданию в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и устойчивого развития. Лидеры двух стран призвали все государства АТР при осуществлении двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность, не вмешиваться во внутренние дела друг друга; подтвердить приверженность принципу равной и неделимой безопасности и оборонительный характер своей военной политики; не применять военную силу и не угрожать ее применением; не предпринимать и не поддерживать любые действия, направленные на свержение правительств или подрыв стабильности других государств; урегулировать взаимные разногласия мирными политико-дипломатическими средствами на основе принципов взаимопонимания и готовности к поиску компромисса; укреплять сотрудничество в области противодействия нетрадиционным угрозам безопасности; развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество в военной области, не направленное против третьих стран, а также приграничные связи и контакты между людьми.
Убеждены, что данная инициатива способна стать объединительной идеей для Азиатско-Тихоокеанского региона. Позитивная реакция на нее со стороны многих влиятельных стран АТР подтверждает, что предложенные принципы могут стать добротной основой для формирования юридически обязывающего «кодекса поведения» в регионе. На наш взгляд, пришло время для рассмотрения возможных политико-правовых рамок их реализации.
Принципиально важно, что такое видение региональной архитектуры плотно сопрягается с концепцией «динамичного равновесия», выдвинутой министром иностранных дел Индонезии М.Наталегавой, где главный мотив – сложение усилий государств АТР по поддержанию безопасности, стабильности и процветания.
Естественным форумом для выработки целостной концепции инклюзивной безопасности для Восточной Азии служит механизм Восточноазиатских саммитов. Как показали итоги балийского саммита ВАС 19 ноября 2011 года, диалог лидеров может способствовать повышению результативности и скоординированности многосторонних усилий стран региона, достижению синергического эффекта. По нашему мнению, общим интересам отвечало бы развитие с участием ВАС и других действующих здесь организаций и форумов, таких как АСЕАН, ШОС, АТЭС, АРФ, СВМДА, «СМОА плюс», многоуровневой сетевой дипломатии, создание в АТР системы взаимодополняющих многосторонних партнерств. Механизм Восточноазиатских саммитов мог бы стать «каркасом» такой сетевой инфраструктуры. В свете российского председательства в АТЭС мы готовы поработать над установлением партнерской связки между АТЭС и ВАС.
В целом полагаем, что в ВАС должна быть весомо представлена политическая составляющая, прежде всего вопросы региональной безопасности. В его повестку дня должны включаться по-настоящему крупные, стратегические проблемы взаимодействия в Восточной Азии. Не считаем необходимым, чтобы ВАС занимался темами, которые целесообразно решать в двустороннем формате или в рамках других специализированных региональных структур. Это не только перегрузило бы работу форума, но и привело к возникновению в нем группировок и разделительных линий.
Исключительно важным для нас является продолжение диалогового партнерства с АСЕАН. Мощный импульс его развитию придал российско-асеановский саммит, состоявшийся в 2010 году в Ханое. Сейчас активно занимаемся реализацией достигнутых договоренностей, прежде всего по углублению внешнеполитического взаимодействия. Мы вышли на согласованные подходы к вопросам совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР, закрепив их в принятом в июле 2011 года Совместном заявлении министров иностранных дел. При этом Россия активно выступает за усиление центральной роли АСЕАН в процессах политико-экономической интеграции в АТР.
Взаимопонимание на политическом уровне служит хорошей основой для продвижения практического сотрудничества, где мы сегодня переходим от разовых проектов к осуществлению долгосрочных программ в наиболее перспективных сферах. Серьезное внимание наша страна уделяет наращиванию модернизационной и высокотехнологичной составляющей диалогового партнерства с «десяткой».
Активную работу с государствами региона в многостороннем формате подкрепляем усилиями по развитию двусторонних связей, добиваясь комплексного эффекта от наших действий. Именно с таких позиций Россия подходит к расширению и совершенствованию всего спектра отношений с Индонезией – крупнейшим государством Юго-Восточной Азии, влиятельным членом международного сообщества.
С большим оптимизмом смотрим на будущее российско-индонезийских отношений, которые в последнее время демонстрируют высокую динамику. Нас объединяет общая заинтересованность в обеспечении прочного мира, стабильности и устойчивого развития в нашем общем Азиатско-Тихоокеанском доме. Москва и Джакарта разделяют мнение о необходимости коллективных, объединительных подходов к поддержанию региональной безопасности, реагированию на новые вызовы и угрозы как в АТР, так и в мире в целом. В основе российско-индонезийского партнерства лежит доверительный политический диалог.
Многообещающий характер двустороннего сотрудничества определяется созвучием взятых руководством наших стран курсов на модернизационное и инновационное развитие экономик. И Россия, и Индонезия заинтересованы в повышении доли высокотехнологичной продукции в двусторонней торговле, например, внедрении российских авиационных и космических технологий, наработок в сфере телекоммуникаций и спутниковой связи. Перспективные направления – инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, энергетика, включая совместную разведку и добычу полезных ископаемых, культурные и гуманитарные обмены. Имеется хороший потенциал в области создания современной инфраструктуры. В частности, обсуждаем проект строительства на о. Калимантан железной дороги и возможность использования в Индонезии российских технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. В прошлом году российско-индонезийский товарооборот составил почти 2 млрд. долл. США, и это далеко не предел. Намерены в ближайшие годы довести объем двусторонней торговли до 5 млрд. долл.
У России нет в регионе скрытой повестки дня. Наше государство не заинтересовано в формировании замкнутых военных альянсов, угрожающих чьей-либо безопасности. Напротив, мы настроены на углубление разнопланового многостороннего экономического и политического взаимодействия со всеми странами, проявляющими к этому встречную готовность. Сотрудничество во имя мира, стабильности и общего процветания – вот ключевой принцип, который определяет вектор наших усилий на азиатско-тихоокеанском направлении.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs