Выступление С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН по проблематике «Положение на Ближнем Востоке: вызовы и возможности», Нью-Йорк, 12 марта 2012 года

00:21 13.03.2012

 

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемый г-н Генеральный секретарь,

Уважаемые коллеги,

Всколыхнувшие регион Ближнего Востока и Северной Африки трансформационные процессы отражают вполне понятное и поддерживаемое нами стремление народов этих стран жить в лучших условиях, иметь больше возможностей самовыражения, участия в политической жизни, получения экономических и социальных благ.

Эти процессы еще далеки от завершения, и оценить однозначно их дальнейшие перспективы затруднительно, поскольку они подчас сопровождаются болезненными цивилизационными, этно-конфессиональными, экономическими и политическими разломами, создают проблемы для региональной стабильности.

Задача международного сообщества – помочь сделать так, чтобы период трансформации принес арабскому миру больше приобретений, чем потерь. Главное – чтобы перемены проходили мирным, демократическим путем, чтобы уважались основные свободы и права человека, права этнических и религиозных меньшинств, включая, разумеется, христиан.

Мы с симпатией следим за процессами становления демократического государственного устройства в Египте, Марокко и Тунисе, за действиями руководства Йемена по стабилизации обстановки и борьбе с терроризмом, за усилиями Переходного правительства Ливии по возвращению страны к нормальной жизни, подготовке к проведению выборов, разоружению повстанческих группировок. Оказываем гуманитарное содействие, готовы помогать в восстановлении экономики.

Сегодня всех нас, собравшихся в этом зале, в первую очередь интересует международный аспект продолжающейся «арабской весны».

Полагаем, что уже можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, какие бы цели ни ставились в той или иной ситуации, они не могут достигаться за счет введения в заблуждение международного сообщества, манипулирования решениями Совета Безопасности ООН.

В противном случае наносится ущерб престижу Совета, подрывается доверие между его членами, а значит – способность СБ вырабатывать согласованные решения.

Во-вторых, те организации или страны, которые берутся за выполнение мандата, выданного СБ ООН, должны в полной мере отчитываться перед Советом об этой своей деятельности. Это относится и к Североатлантическому альянсу, который, как мы все знаем, вызвался обеспечить режим бесполетной зоны над Ливией, а на деле занялся массированными бомбардировками. Печально, что информация о гражданских жертвах этих бомбардировок до сих пор не расследована. Считаем, что Генеральный секретарь ООН должен внести ясность в этот вопрос, задействовав Декларацию о сотрудничестве секретариатов ООН и НАТО, подписанную в 2008 году.

В-третьих, вмешательство извне с применением грубой военной силы повышает угрозу нелегального расползания оружия и, как следствие, создает риски региональной дестабилизации.

Серьезные выводы предстоит сделать и применительно к ситуации в Сирии, вызывающей у нас, как и у всего международного сообщества, глубокую озабоченность.

Скоропалительные требования смены режима, односторонние санкции, призванные вызвать экономические трудности и социальное напряжение в стране, поощрение оппозиции к конфронтации с властями вместо содействия в налаживании диалога, призывы к поддержке вооруженной борьбы и даже к внешнему военному вмешательству – все это рискованные рецепты «геополитической инженерии», ведущие лишь к разрастанию конфликта и нагнетанию конфронтации в регионе.

Нет никакого сомнения, что сирийские власти несут огромную долю ответственности за происходящее. Но нельзя не видеть, что они давно уже воюют отнюдь не с безоружными людьми, а с боевыми отрядами, среди которых и т.н. Свободная сирийская армия, и экстремистские террористические группы, включая «Аль-Каиду», осуществившие за последнее время серию кровавых терактов.

Поэтому если мы все искренне хотим в качестве абсолютного приоритета немедленно прекратить всякое насилие и оказать гуманитарную помощь гражданскому населению, то на данном этапе надо говорить не о том, кто первый начал, а о выработке реалистичных, осуществимых подходов, которые позволили бы в приоритетном порядке добиться прекращения огня.

Наш подход с самого начала был последовательным, направленным на скорейшее разрешение кризиса в Сирии без насилия, на путях ведомого самими сирийцами инклюзивного политического диалога, проведения назревших реформ. В этом русле лежат и следующие пять принципов, согласованные нами с Лигой арабских государств 10 марта с.г. применительно к нынешним условиям:

1. Прекращение насилия со всех сторон.

2. Беспристрастный механизм мониторинга.

3. Никакого внешнего вмешательства.

4. Беспрепятственный доступ гуманитарной помощи ко всем сирийцам.

5. Твердая поддержка миссии К.Аннана с целью начала политического диалога между правительством и всеми группами оппозиции в соответствии с мандатом, содержащимся в круге ведения, одобренном Генеральным секретарем ООН и Лигой арабских государств.

На такой основе мы готовы согласовывать резолюцию СБ ООН, как были готовы к этому еще осенью прошлого года, когда вносились наши проекты резолюции, не поддержанные, к сожалению, некоторыми членами Совета.

События «арабской весны» ни в коем случае не должны использоваться как предлог для ослабления внимания к палестинской проблеме. Убеждены, что конфликтогенность на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки будет сохраняться до тех пор, пока не будет достигнуто всеобъемлющее ближневосточное урегулирование на имеющейся международно-правовой базе. Это – поистине историческая обязанность мирового сообщества и Совета Безопасности.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем тенденции, не приближающие, а, наоборот, отдаляющие решение этой задачи. Как политически – когда ставятся под вопрос многократно подтвержденные Советом Безопасности ООН, «квартетом» и самими сторонами параметры урегулирования, так и практически – когда поселенческая деятельность Израиля на Западном берегу в прямом смысле сужает поле для необходимых договоренностей. Особую тревогу вызывает нарушение «затишья» в результате обмена ударами между Израилем и Газой, от чего страдает гражданское население с обеих сторон.

В этих условиях международное сообщество обязано интенсифицировать свои усилия. Это относится прежде всего к «квартету», который должен перейти на регулярный режим работы и целенаправленно создавать условия для продолжения непосредственных палестино-израильских контактов с выходом на полномасштабные переговоры. На сегодняшнем заседании «квартета» все его члены приветствовали инициативу Иордании, организовавшей в январе в Аммане серию полезных встреч между израильтянами и палестинцами, и высказались в пользу продолжения этих усилий. Подтверждаем и наше предложение о более тесном сотрудничестве «квартета» с соответствующими членами ЛАГ.

Уверены, что сохраняет свою актуальность и Арабская мирная инициатива, всеобъемлющая реализация которой позволит создать палестинское государство, обеспечить безопасность Израиля и установить отношения мира и стабильности во всем ближневосточном регионе.

Россия открыта к тесному взаимодействию со всеми ответственными членами международного сообщества в интересах достижения этих целей.

Благодарю за внимание.


mid.ru

Версия для печати