В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Выставка проходит в рамках проекта «Испанские маршруты», по которому художники России и других стран представляют здесь свои работы на испанские темы. В прошедшем году, объявленном Годом Испании в России и России в Испании, состоялись две такие выставки. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» - одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Такое предложение нашло большой отклик у московских художников, в частности в Центре современной живописи в Москве. Куратором выставки выступил один из руководителей Центра, художник Дмитрий Плотников, уже давно работающий над испанской темой.
Веласкес... Что мы знаем о нем, кроме того, что это был великий испанский художник? Веласкесу и его «Менинам» была посвящена лекция, состоявшаяся перед самым открытием выставки, с которой выступила Татьяная Пигарева - руководитель от отдела культуры Института Сервантеса, кандидат филологических наук, автор множества статей и проектов, посвященных искусству и истории, русско-испанским отношениям. Именно ей принадлежала идея проведения выставки работ, вдохновленных Веласкесом. Можно сказать, что ее лекция стала для многих собравшихся открытием и самого Веласкеса и его «Менин».
Татьяна Пигарева начала свою лекцию с рассказа о том, как она сама впервые увидела эту картину, постоянно хранящуюся в главном зале музея «Прадо» в Мадриде. В чем же особая притягательность «Менин»? Как связана эта картина с историей Испании? Какие загадки оставил нам художник своим творением? Об этом и рассказывала далее испанистка, делясь своими исследованиями творчества любимого испанского художника и сопровождая свой рассказ показом видео слайда «Менин». Татьяна Пигарева отметила, что картина уникальна тем, что открыта для диалога между зрителем и художником. Существуют разные прочтения картины. В реалистическом прочтении - это семья короля Филиппа Четвертого, покровителя Веласкеса. В центре композиции - дочь короля, пятилетняя инфанта Маргарита. Изображен и сам художник¸ рисующий королевскую семью и их слуг. Многие искусствоведы считают, что, работая над «Менинами», Веласкес пользовался зеркальным отображением. Существуют и другие толкования «Менин», связанные с открытиями в библиотеке Веласкеса. Найденные в этой библиотеке книги свидетельствуют, что художник увлекался астрономией, эмблемами и эти свои увлечения передавал, создавая персонажи «Менин». Это картина о картине. Остается загадкой, что же хотел сказать художник своим творением, поэтому и существуют его самые различные толкования, импровизации на темы «Менин». В начале 20 века Пабло Пикассо создал целый цикл таких импровизаций и вот сейчас в Институте Сервантеса в Москве можно увидеть импровизации современных художников. Здесь представлено 30 работ, выполненных в самых различных жанрах и техниках - живопись, скульптуры и инсталляции. Вместе с москвичами участие в выставки приняли живущие в Москве два латиноамериканских художника - из Кубы и Колумбии.
«Идея создать импровизации на тему «Менин» Веласкеса меня увлекла, - говорит художница-график Людмила Григорьева. Вообще к испанской теме я обращаюсь не впервые. Мною был создан цикл портретов испанских поэтов. В прошлом году портреты были представлены на выставке «Испанская поэзия в творчестве художников» в Государственной библиотеке иностранной литературы. Именно после этой выставки я получила приглашение участвовать в проекте Института Сервантеса, посвященного «Менинам» Веласкеса. Я очень люблю творчество великого испанца, восхищаюсь его работами.
Сюжет моей импровизации «Менин» родился быстро. Я решила изобразить учительницу рисования, которая дает объяснения своим ученикам о картине Веласкеса. В центре картины – современная девочка, которая под впечатлением рассказа учительницы представила себя испанской принцессой. Это самая моя большая картина. А работала я в ней по своей собственной технике... Я уже познакомилась с работами других участников выставки. Они мне очень нравятся. У каждого художника рождается свой импульс, каждый передает свое переосмысление творения Веласкеса и тем самым выражает свою суть.»
Открытие выставки в Институте Сервантеса, как и лекция Татьяны Пигаревой, вызвали очень большой интерес. Тепло приветствовал участников выставки и руководство Института Сервантеса почетный гость – Чрезвычайный и Полномочный Посол Испании в России Фелипе Луис Фернандес де Пенья. Господин посол отметил большое значение выставки в культурном диалоге России и Испании.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs