Вечная загадка картины Веласкеса «Менины»

13:37 01.02.2012 Элла Карахан,


В Институте Сервантеса в Москве открылась  художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Выставка проходит в рамках проекта «Испанские маршруты», по которому художники России и других стран представляют здесь  свои работы на испанские темы.  В прошедшем году, объявленном Годом Испании в России и России в Испании, состоялись две такие выставки. Продолжая проект,  отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои  интерпретации картины «Менины» - одного  из самых выдающихся творений мировой живописи. Такое предложение  нашло большой отклик у московских художников, в частности в Центре современной живописи в Москве. Куратором выставки выступил  один из руководителей Центра, художник Дмитрий Плотников, уже давно работающий над испанской темой.

Веласкес... Что мы знаем о нем,  кроме того, что это был великий испанский художник? Веласкесу и его «Менинам» была посвящена лекция, состоявшаяся перед самым открытием выставки, с которой выступила Татьяная Пигарева - руководитель от отдела культуры Института Сервантеса, кандидат филологических наук, автор множества статей и проектов, посвященных искусству и истории, русско-испанским отношениям. Именно ей принадлежала идея проведения выставки работ, вдохновленных Веласкесом. Можно сказать, что ее лекция стала для многих   собравшихся открытием и самого Веласкеса и его «Менин».   

Татьяна Пигарева начала  свою лекцию с рассказа о том, как она сама  впервые увидела эту картину, постоянно хранящуюся в главном зале музея «Прадо» в Мадриде. В чем же  особая притягательность «Менин»?   Как связана эта картина с историей Испании?  Какие загадки оставил нам художник своим творением? Об этом и рассказывала далее испанистка, делясь своими  исследованиями творчества любимого  испанского художника и сопровождая свой рассказ показом видео слайда «Менин». Татьяна Пигарева отметила, что картина уникальна тем, что  открыта для диалога между зрителем и художником.  Существуют разные прочтения картины. В реалистическом прочтении -   это семья короля Филиппа Четвертого, покровителя Веласкеса. В центре композиции - дочь короля,   пятилетняя инфанта Маргарита. Изображен и сам художник¸ рисующий королевскую семью и их слуг. Многие искусствоведы  считают, что,  работая над «Менинами»,  Веласкес пользовался зеркальным отображением.        Существуют и другие толкования «Менин», связанные с открытиями в библиотеке Веласкеса. Найденные в этой библиотеке книги  свидетельствуют,  что художник увлекался астрономией, эмблемами и эти свои увлечения передавал, создавая персонажи «Менин». Это картина о картине. Остается загадкой, что же хотел  сказать художник  своим творением, поэтому и существуют его самые различные толкования, импровизации на темы «Менин». В начале 20 века Пабло Пикассо создал целый цикл таких импровизаций и вот сейчас в Институте Сервантеса в Москве можно увидеть импровизации современных художников. Здесь представлено  30 работ,  выполненных в самых различных жанрах и техниках -  живопись, скульптуры и инсталляции.  Вместе с москвичами  участие в выставки приняли живущие в Москве  два латиноамериканских художника - из Кубы и Колумбии.

«Идея создать импровизации на тему «Менин» Веласкеса меня увлекла, - говорит художница-график Людмила Григорьева. Вообще к испанской теме я обращаюсь не впервые. Мною был создан цикл портретов испанских поэтов. В прошлом году портреты  были представлены на выставке «Испанская поэзия в творчестве художников» в Государственной  библиотеке иностранной литературы. Именно после этой выставки я получила приглашение участвовать в проекте Института Сервантеса, посвященного «Менинам» Веласкеса. Я очень люблю творчество  великого испанца, восхищаюсь его работами.

Сюжет моей импровизации «Менин» родился быстро. Я решила изобразить учительницу рисования, которая дает объяснения своим ученикам о картине Веласкеса. В центре картины – современная девочка,  которая под впечатлением рассказа учительницы представила себя испанской принцессой. Это самая моя большая картина. А работала я в ней по своей собственной технике... Я уже познакомилась с работами других участников выставки. Они мне очень нравятся. У каждого художника рождается  свой импульс, каждый передает свое переосмысление творения Веласкеса и тем самым выражает свою суть.»

Открытие  выставки в Институте Сервантеса, как и лекция Татьяны Пигаревой,  вызвали очень большой интерес. Тепло приветствовал участников выставки и руководство Института Сервантеса почетный гость – Чрезвычайный и Полномочный Посол Испании в России Фелипе Луис Фернандес де Пенья. Господин посол отметил  большое значение выставки в культурном диалоге России и Испании.

 

Фоторепортаж

Ключевые слова: Институт Сервантеса выставка

Версия для печати