Тень покойного диктатора генерала Аугусто Пиночета продолжает зловеще маячить над Чили. Об этом свидетельствуют события последних месяцев, которые ставят под сомнение заявленные демократические принципы нынешних руководителей страны, грудью вставших на защиту ряда ключевых положений социально-экономического режима, созданного путчистами после кровавого переворота 1973 года.
Как ни парадоксально, но неолиберальная Чили все еще руководствуется законом о борьбе с террористической деятельностью, принятой еще репрессивным пропиночетовским режимом.
Массовые протесты студенческой молодежи против политики властей, насаждающих в стране платное государственное образование, принесли свои плоды. Но они не те, что ожидали студенты и преподаватели, бурно и дружно выступавшие за равный демократический выбор и бесплатное обучение в вузах и лицеях. Итог оказался прямо противоположным. По официальному заявлению председателя Коллегии преподавателей Чили Хайме Гахардо, руководство страны отреагировало на протесты молодежи по-своему: после нескольких общенациональных акций протеста три тысячи чилийских студентов были изгнаны из своих вузов, а сотни преподавателей, поддержавших молодых протестантов, были вынуждены расстаться со своими рабочими местами.
Как сообщили информационные агентства, цитируя сеньора Гахардо, по сути, по стране прокатилась настоящая карательная операция «Наказание», направленная против учеников и студентов, поддержавших Общественное движение за бесплатное государственное образование. По свидетельству председателя Коллегии преподавателей, приказ об отчислении учащихся и увольнении учителей поступил от алькальдов (мэров) городов и поселков и приведен в исполнение ректорами учебных заведений. Все эти сведения были изложены в письме Хайме Гахардо министру образования страны Гаральду Бейеру. Ответа не последовало.
В последние недели наблюдателями отмечено и наступление чилийкой власти на свободу печати, и все под тем же предлогом соблюдения устаревшего, но такого удобного для правящих кругов закона о противодействии терроризму. В частности, власти принимают так называемый «закон Инспетера», который позволяет полиции без санкций судебных инстанций проникать в архивы средств массовой информации. А под «террористами» понимается любое недовольство масс действиями властей.
Более того, неопиночетовцы пытаются сегодня переписать историю страны. Так, недавно из ряда книг, издаваемых в Чили, по решению чиновников, было решено изъять понятие «диктатура» Пиночета и заменить его словами «военный режим». Мол, никакой диктатуры Пиночета не было, а был просто военный режим правительства генерала Пиночета. Того и гляди в стране появится новый национальный герой под именем жестокого генерала.
Кому в угоду? Напомню, что в год избрания (1970) свергнутого позднее президента-социалиста С.Альенде в Чили действовали свыше 100 американских компаний, включая несколько крупнейших многонациональных с центральными офисами в США. Это и химические концерны Доу и Дюпон, телефонную ИТТ и другие. А тогдашний госсекретарь Генри Киссинджер выступил с ясным заявлением: «Не знаю, почему мы должны ждать и наблюдать, как страна превращается в коммунистическое государство из-за безответственности своего собственного народа»… И вскоре американские спонсоры щедро оплатили и дестабилизацию страны с президентом-социалистом, и заговор генералов-путчистов, и реабилитацию, и экономический подъем Чили после «кровавой хирургической операции».
В сентябре будущего года исполнится 40 лет с того черного дня, когда группа чилийских генералов предала законно избранного президента Сальвадора Альенде и совершила военно-фашистский переворот. Альенде отказался сдаться на милость путчистов и погиб. В своем обращении к нации по радио «Магальянес» 11 сентября 1973 года, когда президентский дворец Ла Монеда уже атаковали самолеты и танки, готовился штурм, он так и сказал: «Это мои последние слова, и я уверен, что моя жертва не будет напрасной. Я уверен, что это, по крайней мере, послужит моральным уроком, а вероломство, трусость и предательство путчистов будут наказаны».
Прошли десятилетия. О Чили и чилийских событиях написаны сотни книг, сняты десятки кинофильмов. Но наказаны ли убийцы и насильники в погонах? Понесли ли кару американские спонсоры кровавого пиночетовского путча? Спонсоры и сегодня спят спокойно. Но вот кое-кто из чилийских военных были наказаны, а кое-кто и умер, не дождавшись возмездия. Но немало и тех, что процветают поныне, передавая свои тоталитарные взгляды по наследству части молодежи.
Вспоминается 2000-й год, когда попытались отсудить и посадить в тюрьму и 84-летнего Пиночета. Судебные страсти тогда были накалены в Чили до предела. Решением Верховного суда экс-диктатора лишили привилегий. Но к тому времени одряхлевший генерал передал власть гражданскому правительству. И по условиям, которые он поставил, была объявлена амнистия всем путчистам 1973 года…
Родственники и сторонники замученных в застенках людей все же потребовали посадить Пиночета на скамью подсудимых. Причем, раздавались и голоса за то, чтобы оставить старика в покое, мол, Бог ему судья. И все-таки значительная часть чилийцев потребовала наказать главаря путчистов за «Караван смерти», то есть, за уничтожение более 70 известных политических сторонников Сальвадора Альенде и 19 арестованных и бесследно пропавших без вести. В вину Пиночету вменялось и убийство чилийских политиков, вырвавшихся из страны за рубеж и погибших там от рук спецслужб диктаторского режима, действовавших в рамках секретной операции «Коломбо». В общей сложности Пиночету, управлявшему Чили с 1973 по 1990 год, было предъявлено 154 иска и обвинений в причастности к убийству и исчезновению порядка 3 тысяч человек. Всего же, по разным данным, режим диктатора уничтожил и репрессировал от 30 до 40 тысяч человек. Сам Пиночет не раз обвинялся в преступлениях против человечности…
Но справедливое возмездие так и не свершилось. Шесть лет спустя, в декабре 2006-го, генерал тихо скончался в столичном военном госпитале в возрасте 91 года. Чилийская фемида оказалась благосклонной к Пиночету. И до сих пор у покойного экс-тирана в стране немало сторонников в армии, полиции, в олигархических кругах и среди зажиточных обывателей. Они-то и создают в обществе атмосферу героического образа Пиночета как спасителя нации от «коммунистического хаоса» и отца успешных экономических реформ. Мораль же, которая помогала бы чилийцам жить не только сытно, в достатке, но и достойно, честно, с уважением к власти и друг другу, пиночетовцами, как и раньше, не учитывается. Но без моральных устоев, без высоких человеческих принципов успешная экономика и нынешний высокий мировой рейтинг развития Чили будут мертвы, как Птица Счастья без свободы.
Нынешним чилийским властям, изображающим из себя цивилизованных неолиберальных демократов, многие местные эксперты советуют, пока не поздно, начать по капле выдавливать из себя Пиночета. Иначе молодежь сделает это с ними без них.
Нынешнего президента Чили Себастьяна Пиньеру называют успешным антикризисным менеджером, умеющим собраться и решить сложные задачи в самых критических ситуациях. В то же время эксперты утверждают, что глава Чили, помимо полезных предпринимательских качеств, имеет и негативные, которые способны перечеркнуть весь президентский позитив. Так, в условиях повседневности, связанной с разногласиями и недовольством Себастьян Пиньера «склонен к излишне жестким, возможно, не совсем продуманным и поспешным шагам». А когда заявляет о компромиссе, чаще всего «впоследствии грубо нарушает свои обещания».
В течение прошлого года Чили бурлила студенческими манифестациями и забастовками рабочих. Во время подавления выступлений карабинеры даже застрелили подростка. И что? Многое было обещано властями, чтобы сбить накал политических страстей. Однако стороны так и остались при своих интересах. В стране по большому счету ничего не изменилось. А президент обещает чилийцам к 2018 году покончить с бедностью и превратить Чили в сильную и процветающую страну. Неужели тоже пиночетовскими методами? Но такое уже было в истории не раз. Только с помощью карабинеров и военщины народ в рай не загонишь. Сначала придется восстановить в государстве мораль и справедливость. Как? С трудом освобождая чилийцев от наследия пиночетизма. Мучительный, но необходимый процесс.
Вопрос «Нужна ли стране реальная депиночетизация?» волнует сегодня сотни тысяч граждан этой южноамериканской республики. И только сами чилийцы могут дать на него ответ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs