Китайская креативная элита – процесс запущен

10:48 15.12.2011 Ирина Сорокина, культуролог, соискатель философского факультета МГУ, из Пекина, специально для журнала «Международная жизнь

ПЕКИН 14.12.2011. 

 

Китайская цивилизация – одна из старейших и интерес к Поднебесной неуклонно поддерживается впечатляющими успехами экономики, усиливающейся ролью КНР на международной арене, становлением конкурентоспособной системы образования, формированием платформы для модернизации современной китайской культуры. Но при всем многообразии форм развития у Китая по-прежнему устойчивая репутация страны, по большей части копирующей идеи и решения.

Понятно, что копирование, воспроизведение различных идей значительно удешевляет процесс производства, требует меньше ресурсов на внедрение тех или иных решений (например, в системе образования Китай удачно копирует западные образцы), но если смотреть на вопрос более глубоко, значит ли это, что китайцам просто не достает собственной креативности? Как известно, у творческого человека есть одна особенность – невозможность не творить. Попробуем разобраться в том, что такое креативность в китайском варианте, и какова среда для формирования креативных личностей в Поднебесной.

 

Традиционализм современного китайского общества

В Китае до сих пор сильны традиционные семейные отношения – повиновение старшим, уважение, забота. Это – последствия четко укоренившегося в китайскую систему ценностей конфуцианского принципа «Ли» (-буквально «обычай, «обряд», «ритуал»).  «Ли» - это сохранение устоев общества, база образцов социального значимого поведения для подражания. Таким образом, мы можем говорить, что в большинстве современных семей Китая ребенок воспитывается в традиционной среде, родителями, разделяющие традиционные семейные ценности. Несмотря на то, что традиционный метод воспитания как раз и является препятствием на пути развития креативности, сложно критиковать его последствия, наблюдая, какой любовью и заботой современные китайцы окружают старших, какое большое значение уделяют семье.

 

Демографическая политика Китая

Проводимая демографическая политика китайского государства «одна семья – один ребенок», способствует повышенному контролю взрослых над жизнью своего единственного малыша, жестким требованиям к его поведению и успехам в учебе, что затрудняет развитие креативности. В китайской прессе перегруженность школьников – постоянная тема для дискуссий, для многих детей в Китае проводить за партой 10-12 часов в день – норма. Дети настолько загружены учебой, что у них попросту не остается времени на спорт, игры, хобби. Ребенок боится разочаровать старших, не оправдать их надежд, получив плохую отметку при сдаче очередного теста. Такой страх – еще один тормоз на пути развития креативной личности.

 

Китайский язык

Как известно, китайский язык – иероглифический, способствующий формированию соответствующего мышления. Если западный ребенок, изучив алфавит, может самостоятельно научиться складывать из букв слова и в этом действии уже есть момент творчества, момент  личного открытия, то китаец должен запомнить написание как можно большего количества иероглифов, аккуратно прописывая каждый из них по нескольку десятков раз. Начальное обучение основано на механическом запоминании колоссального объема материала (так, например, к 9-ти годам китайский школьник должен знать около 2000 иероглифов), что тренирует усидчивость и память, но никак не стимулирует раскрытие творческого потенциала. Многие выпускники китайских школ, поступив в ВУЗ, сталкиваются ситуацией, когда необходимо уметь не только запоминать, но и анализировать изучаемый материал, а навыкам анализа в школе их не обучали.

 

Индивидуализм

В настоящее время в Китае идет процесс все более явного проявления индивидуализма китайцев, особенно среди молодежи крупных городов. Сами китайцы рады отказаться от обезличенности, избавиться от комплексов детства, когда родители заставляли быть «как все» и не выделяться. Эти веяния могут положительно сказаться на формировании креативной составляющей личности. Однако дух коллективизма по-прежнему силен. Например, в китайских компаниях во время совещаний подчиненные-китайцы не могут возразить боссу, высказать несогласие с предложенными вариантами решения вопросов, предложить альтернативу. Корпоративный же индивидуализм проявляется скорее в заботе о личных интересах, а не о компании в целом, лояльность к компаниям у китайцев-наемных работников крайне низка. В таких условиях компаниям сложно сформировать свой пул «талантов», креативных менеджеров,  как гарантию дальнейшего развития и процветания. Нехватку «талантов» ощущает и высшее партийное руководство страны, развернувшее в своих рядах кампанию по поиску талантливых персоналий. Цель – формирование пула «лучших из лучших» сотрудников всех уровней.

Учитывая вышесказанное можно сделать выводы, что в современном Китае немного предпосылок, способствующих развитию креативности нации. Конечно, мы говорим об обобщенном срезе современного общества – невозможно углубиться в детали в данном формате изложения. А темпы роста экономики Китая требуют все больше сильных менеджеров, способных выполнять нестандартные задачи,  брать ответственность за свои решения, обладающих сильным лидерским потенциалом, ученых, способных совершать перевороты в науке, талантливых дизайнеров – креативных творческих личностей.  Китай дальновидно вкладывает в свой человеческий ресурс: реформирует систему образования, приглашает зарубежных ученых, отправляет на учебу за границу китайских студентов.

В октябре 2011 года в Пекине прошел шестой Пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором особое внимание было уделено обсуждению вопросов культуры. По итогам Пленума было принято «Решение ЦК КПК о некоторых важных вопросах углубления реформы системы культуры, продвижения развития и процветания социалистической культуры». Во время заседания живо обсуждались вопросы повышения креативности нации, расширения форм и содержания культурной продукции, заимствование передового мирового опыта в области развития культуры. Все эти шаги свидетельствуют о понимании властями КНР проблемы и  поиске путей ее решения. Итак, формирование китайской креативной элиты, способной принять вызов, началось – процесс запущен.

Версия для печати