Каков он, ресурс «мягкой силы» в нашем государстве, и всегда ли он «работает» на благо развития страны как во внутренней её жизни, так и во внешнеполитической деятельности – эти вопросы обсуждали в формате «круглого стола» руководство Министерства иностранных дел и Общественной палаты России 12 декабря в Москве. Дискуссия на тему «Общественная дипломатия как инструмент внешней политики и развития гражданского общества» состоялась в особняке МИД РФ и констатировала, что обе структуры поддерживают курс руководства страны на укрепление потенциала гражданского общества. Именно на этом сделал акцент в своём выступлении глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, отметив, что гражданское общество «способно энергично участвовать в выработке и реализации актуальной повестки дня для внутреннего развития общества и внешнеполитической деятельности».
Совместная инициатива встречи в таком формате реализована впервые и не без успеха. О том, что за ведомство МИД России, напоминать не требуется, а об Общественной палате РФ (ОП) напомним: она создана в соответствии с федеральным законом в 2005 году, избирается каждые три года и возглавляется также избираемым секретарём - академиком Евгением Велиховым. ОП помогает гражданам страны взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, чтобы властные структуры своевременно учитывали потребности и интересы граждан, необходимость защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики. ОП выполняет и функции общественного контролёра за деятельностью органов власти.
Так, при активном содействии Палаты внимание руководства страны было вовремя привлечено к проекту прокладки нефтепровода в природоохранной зоне озера Байкал, проект был изменён; принято решение об ограничении игорного бизнеса в России. Кроме того, для проведения общественной экспертизы законопроектов Общественная палата сотрудничает с Государственной Думой. В 2009 году, благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, по которому все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. Регулярными стали встречи членов Палаты с Президентом страны. Ежегодно Общественная палата публикует Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. В нём отдельный раздел посвящён деятельности Палаты по развитию международного сотрудничества.
С 2011 года ОП РФ входит в Президиум Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), подписан Меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом. Среди наиболее важных международных мероприятий отметим такие, как Международный семинар по проблемам европейской и глобальной энергетической безопасности и Третий форум общественной дипломатии в 2008 году, слушания по проблемам развития российско-американских отношений, он состоялся накануне визита в Россию президента США Б. Обамы в 2009 году. Установлены дружественные контакты с представителями общественных организаций Чехии, Индии, Италии, Китая, Германии, Южной Осетии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украины, Белоруссии, Болгарии, Испании, Алжира, Египта, Венгрии, Бразилии, Аргентины. Палату же посетили гости и делегации из США, ЕС, Японии, Китая, Турции, Египта, Израиля, Ватикана. Но без поддержки со стороны МИД РФ Общественной палате было бы значительно труднее налаживать международные контакты.
Министерство иностранных дел, по словам Сергея Лаврова, накопило серьёзный опыт взаимодействия с гражданским обществом, будь то регулярные заседания Научного совета при Министре иностранных дел, и аналогичный Деловой совет; в ходе ежегодных встреч Министра с представителями ведущих российских неправительственных организаций; во время регулярного общения российских НПО с профильными департаментами Министерства. Понимание того, чем живёт гражданское общество, приходит и во время встреч в рамках ежегодного Мирового политического форума в Ярославле под патронатом Президента России. На него съезжаются крупнейшие зарубежные политики, руководители мировых СМИ, крупных международных структур. МИД РФ поддерживает контакты по линии Международного дискуссионного клуба «Валдай», Совета по внешней и оборонной политике и др. Как считает Сергей Лавров, «укрепление институтов гражданского общества, государственная поддержка неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов, должны играть важную роль в том, чтобы Россия заняла достойное, принадлежащее ей по праву место среди ведущих стран мира».
По словам руководителя внешнеполитического ведомства РФ, «сегодня очевидно, что без грамотного использования солидного ресурса «мягкой силы» невозможно эффективно отстаивать интересы государства в мире». В своём выступлении за «круглым столом» Сергей Лавров сказал: «В наших интересах не только сотрудничать с институтами гражданского общества для лучшего понимания настроений по вопросам, входящим в компетенцию МИД России, но и способствовать интеграции нашего неправительственного сообщества в различные международные структуры, все более активно содействующие формированию международной повестки дня. Когда-то «зелёные» были малозаметным движением в системе международных отношений. Сегодня вопросы изменения климата, задачи преодоления негативных последствий воздействия на окружающую среду являются приоритетами государственной политики практически всех государств.
НПО, гражданские общества разных стран могут внести существенный вклад в обеспечение межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного согласия, продвижение проектов, призванных объединять страны и народы, а не привносить искусственные и конфронтационные моменты в международное общение. Поэтому гражданское общество – неотъемлемый элемент нашей деятельности на международной арене. Это связано с задачами модернизации страны, охватывающей все стороны нашей жизни, включая гражданское общество, внешнюю политику, современную, конкурентоспособную и многовекторную публичную дипломатию, которой, как отметил Президент Д.А.Медведев, принадлежит здесь весомая роль».
Вот ещё несколько примеров об активизации государственной поддержки общественной дипломатии: многоплановая деятельность Россотрудничества, Фонда «Русский мир», Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова и Российского совета по международным делам. В будущем году, по словам Сергея Лаврова, начнёт работу Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. В обновлённом виде воссоздаётся Российский союз обществ дружбы. Да, это замечательные примеры по укреплению гражданского общества, но они пестуются государственными структурами, а само гражданское общество, чем и как о себе заявляет?
Восемь месяцев «пробивался» репортаж на телевидении о незаконном задержании российского и эстонского лётчиков в Таджикистане. И благодаря гражданской позиции отдельно взятых людей, в том числе Евгения Ревенко, и поддержке МИДа сопротивление было сломлено, и страна узнала о тяжёлой участи нашего соотечественника, вопрос был сдвинут с «мёртвой точки». Но есть и другой пример: российский предприниматель, гражданин России Виктор Бут приговорён судом США к пожизненному тюремному заключению, а гражданское общество Российской Федерации никак не реагирует на это. Справедливости ради, надо сказать, что перед «высоткой» на Смоленской площади стоял пару дней активист, раздавая листовки в защиту Виктора Бута, но они были анонимными, и это воспринимается как акт отчаяния, хоть так привлечь внимание к судьбе своего соотечественника, над которым вершит неправедный суд «правосудие» чужой страны. Где тот ресурс гражданского общества, который поддерживается государством? А может быть, в данной ситуации государству нужна поддержка гражданского общества? Но где его воля, его голос, его ресурс – нашего гражданского общетсва?
Или по поводу притеснения бывших граждан Советского Союза в странах Балтии, большинство из которых до сих пор имеют категорию «не граждане» гражданское общество России как будто и не знает, не озадачивается этой проблемой, а между тем - это наши соотечественники. Озадачены этим только в департаментах МИД РФ, а гражданское общество молчит, разве что в телевыступлениях Николая Задорнова вновь «всплывёт» вопрос о «не гражданах». Или мы говорим о разных вещах? Или это не вопросы гражданского общества? В своё время российский канцлер Александр Горчаков высказывался за участие России в войне на Балканах, хотя империя могла обойтись и без вступления в конфликт с Турцией. Это было в 1876 году, когда Александр II собрал министров в Ливадии и поставил вопрос: «Что делать с гибнущей Сербией»? Тогда князь Горчаков выступил с такими словами: "Наши традиции не позволяют нам быть равнодушными, есть чувства национальные, внутренние, против которых трудно идти. Ваше величество! Теперь не время слов и сожалений, наступил час дела". Князь Горчаков исходил во многом не только из своей гражданской позиции, он чутко улавливал настроения гражданского общества в России, а оно было готово к защите своих славянских братьев. И император поддержал его. Да, это редкие примеры героических поступков государственных деятелей, но именно они дают нам возможность ощутить свою причастность к реальности, пусть и полуторавековой давности. Дают возможность понять, что же это такое – гражданское общество.
«Россотрудничество», руководитель которого Фарит Мухаметшин, также принимал участие в дискуссии о гражданском обществе, ставит стратегической задачей - вывести российскую общественную дипломатию на новый уровень. В этой связи Фарит Мухаметшин отметил важность использования потенциала «мягкой силы» в формировании имиджа России. Значительную роль в этом, по его мнению, играет общественная дипломатия. «Развитие общественной дипломатии мы рассматриваем в качестве приоритетного направления деятельности Россотрудничества», - подчеркнул Фарит Мухаметшин. Он выделил два ключевых направления работы Агентства в сфере общественной дипломатии – это развитие молодёжного сотрудничества и формирование системы и механизма развития российской общественной дипломатии через зарубежные представительства, в частности, российские центры науки и культуры.
В МИД России также придают важное значение контактам между представителями гражданского общества. «Прямое человеческое общение позволяет лучше узнавать друг друга, снимать с повестки дня обсуждаемые с экранов телевизоров и через «микрофонную» дипломатию вопросы, создающие ненужные проблемы. Мы будем всячески поддерживать возможности нашего неправительственного сообщества в расширении международного общения», - сказал во время дискуссии Сергей Лавров и привёл несколько примеров тому. В Министерстве активно стараются подключать представителей российских НПО к международным мероприятиям. Представители НПО-сообщества регулярно присутствуют в составе российских делегаций на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, привлекаются к работе различных органов системы ООН.
«Ценим нашу совместную работу с российскими неправительственными структурами в рамках регулярного т.н. Универсального периодического обзора соблюдения прав человека в различных странах мира. Он проводится по линии Совета ООН по правам человека и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Сегодня 47 российских НПО имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Это высший статус, который предоставляется Организацией Объединенных Наций. Конечно, речь о скромной цифре в сравнении с другими ведущими государствами. Хотели бы видеть более активное стремление российских НПО к развитию сотрудничества с ООН. Такое взаимодействие позволяет не только донести свои идеи до более широкой международной аудитории, но и открывает доступ к информационным и иным ресурсам ООН, возможности участия в различных мероприятиях. Другими формами сотрудничества с организациями ооновской системы являются установление отношений с ЮНЕСКО и Департаментом общественной информации Секретариата Организации, в чём мы также готовы оказывать содействие всем желающим. Призываем активно пользоваться этими каналами», - обратился к участникам дискуссии министр.
Сергей Лавров призвал к конструктивному сотрудничеству институты гражданского общества. «Готовы помогать консультациями и советами, чтобы российские НПО продвигали свою инициативную повестку дня на различных международных форумах. Это будет иметь важное значение с точки зрения формирования многополярного диалога при учёте всего спектра мнений», - сказал министр. Он предложил такую форму сотрудничества: пусть неправительственные организации, Общественная палата России делегируют из числа активистов гражданского общества представителей и специалистов в различных областях для формирования реестра российских экспертов с целью продвижения на те или иные должности в международных структурах. «Это важный резерв, потому что до сих пор те, кто устраиваются на работу в международные организации, в большинстве случаев - чиновники. Думаю, «свежая кровь» не помешала бы», - отметил Сергей Лавров. - Уверены, что указанные выше направления взаимодействия являются перспективными».
Таким образом, министр задал высокую планку для отечественных НПО. Он отметил, что в МИДе заинтересованы в их активности наряду с аналогичными западными структурами, которые представлены на пространстве СНГ. Это становится актуальным и в связи с теми интеграционными процессами, которые происходят с участием России, Белоруссии и Казахстана. В перспективе – это и углубление взаимодействия с Украиной, странами Центральной Азии, Южного Кавказа, включая Абхазию и Южную Осетию. Министр уточнил, что это не должно идти в ущерб развитию отношений по неправительственной линии со странами Евросоюза и США.
«Было бы интересно посмотреть, как потенциал гражданского общества можно подключить к сотрудничеству в рамках ШОС, БРИКС, НАТО, Совета Европы. Например, мощным стимулом для развития общения по неправительственной линии мог бы служить Университет ШОС. Существует механизм регулярных встреч политологов, руководителей академических институтов, экспертов стран-участниц БРИКС. Приглашаем вас активно участвовать в форматах, которые созданы для представителей гражданского общества при поддержке других государств, например, в Ассоциации «Российско-Французский диалог», аналогичном форуме для российских и итальянских деятелей. Накопился позитивный опыт в организации «перекрестных годов» с Италией, Францией, Китаем и рядом других стран, где существуют огромные возможности для участия НПО».
Дискуссия обнадёжила: у «мягкой силы» - немалые и ресурсы, и перспективы, и поддержка, в том числе МИД РФ. И, как сказал в заключение Сергей Лавров: «Дипломатическая служба может быть эффективной, только если идёт «в ногу» с тенденциями, которые вызревают в обществе».
Ссылки по теме:
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs