ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Модернизация с китайской спецификой Часть 1

10:08 09.12.2011 • Татьяна Щенкова, руководитель пресс-центра РИА Новости в Пекине, специально для журнала «Международная жизнь»

ПЕКИН, 09.12.2011

 

Часть II

Китайская научная школа прошла длительный процесс эволюции, прежде чем обрести свои современные очертания. Ключевую роль в ее развитии сыграли успешное заимствование зарубежных технологий, а также характерное для китайской нации умение коммерциализировать полученные в ходе трудовой деятельности результаты.

 

От эпохи «четырех великих изобретений» до провозглашения КНР

В современном мире китайцы известны своей способностью быстро копировать успешные достижения и продукты и перенимать технологии. Однако, если мы заглянем в древность, то увидим, что так было не всегда. Помимо «четырех великих изобретений» (бумага, книгопечатание, компас, порох), Китай сумел самостоятельно достичь значительных успехов в математике, астрономии, медицине, мореплавании, сельском хозяйстве и конструировании механизмов, не говоря уже об искусствах, философии и литературе, и вплоть до 15 века оставался одним из главных центров развития мировой научной мысли. Полученные научные и технические достижения в описываемый период достигались в первую очередь экспериментальным путем, при этом теоретическому осмыслению полученных результатов отводилась второстепенная роль. Сознательная изоляция от внешнего мира, негативно сказывавшаяся на притоке новых знаний, и, как следствие, заставлявшая китайскую науку вариться в собственном котле, а также отсутствие системного критического восприятия полученных научных результатов привели к серьезной стагнации в научном развитии, и техническому отставанию, которое стало наиболее очевидным в период правления двух последних китайских династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).

Осознание необходимости дальнейшего развития науки и большей открытости внешнему миру пришло в Китай после ряда сокрушительных поражений в ходе Первой и Второй Опиумных войн (1840–1841 и 1856–1860 гг.) и выразилось главным образом в стремлении модернизировать вооруженные силы, что в свою очередь привело к постепенному признанию и заимствованию западных технологий в области металлургии, химии, математики, а также к повсеместному изучению иностранных языков. В последнее десятилетие XIX в. в Китае стали появляться многочисленные иностранные учебные заведения. Одновременно Китай начал направлять лучших студентов за рубеж на обучение в Японию, США и Европу. Однако проникновение западной науки и техники в Китай столкнулось с сопротивлением со стороны конфуцианских школ и традиционного научного сообщества внутри страны. Использование западных технологий носило исключительно утилитарный характер, другие же стороны научного познания, в первую очередь в сфере гуманитарных наук, отрицались. Таким образом, традиционные научные достижения Китая, хотя и являлись предметом неизменной национальной гордости, имели незначительное прикладное значение для формирования научной школы, которая выстраивалась по зарубежным образцам. Главную роль в развитии науки на данном этапе играла узкая прослойка интеллигенции, сформировавшаяся в первые десятилетия XX в. и в основном состоявшая из прошедших обучение за рубежом молодых китайских ученых. На их плечи легло решение конкретных научных задач, призванных обеспечить экономический рост и военные успехи. Таким образом, в Китае отношение к научным достижениям изначально носило в первую очередь прагматичный характер, при этом главное внимание уделялось прикладным исследованиям, в то время как фундаментальной науке придавалось намного меньшее значение. Развитие китайской науки в период с 1937 по 1949 год затормозилось в результате японской агрессии и последовавшей за ней гражданской войны, завершившейся победой Коммунистической партии Китая и провозглашением Китайской Народной Республики.

  

Научно-техническая парадигма Нового Китая

Развитие науки вновь вышло на передний план после образования КНР, когда перед страной встала задача провести модернизацию практически во всех отраслях народного хозяйства. На помощь в борьбе с технологической отсталостью молодой республике пришел СССР. В период с 1950 по 1960 гг. десятки тысяч советских ученых, инженеров и преподавателей приехали в Новый Китай, чтобы помочь поднять экономику страны и провести индустриализацию. При поддержке советского «старшего брата» Пекин приступил к реализации 156 проектов в оборонной промышленности, авиации, судостроении, металлургии, машиностроении, энергетике, электротехнической, химической и легкой промышленности, фармацевтике и других отраслях. Фактически все без исключения направления, проекты, развивать и реализовывать которые приехали советские специалисты, легли в основу принятого в КНР первого пятилетнего плана (1953-1957 гг.). Именно в этот период в Китае была создана первая в стране металлургическая база – Аньшаньский металлургический комбинат, первый автомобильный завод в Чаньчуне, крупнейшая нефтедобывающая база – Дацинские нефтепромыслы. Были внедрены в промышленное производство передовое советское оборудование, техника и технологии, подготовлен технический персонал и высококвалифицированные рабочие. Китай также направил на учебу и стажировку в СССР несколько тысяч студентов и технических специалистов.

В этот период Китай также скопировал советскую систему высшего образования и организации научных учреждений, которая просуществовала в том или ином виде вплоть до начала проведения политики реформ и открытости в 1978 г. и несколько лет после.

Произошедшее в 60-е гг. охлаждение в политических отношениях двух стран привело к отзыву советских специалистов из КНР, что, безусловно, затруднило научно-техническое развитие. Несмотря на это, китайское руководство взяло курс на достижение запланированных научных результатов практически любой ценой, и уже в 1964 году Китай сумел самостоятельно провести первое испытание атомной бомбы, а годом позже китайские ученые синтезировали бычий инсулин. Однако настоящим ударом для китайской науки стали годы Культурной революции (1966-1976), когда в стране закрылись учебные и научные заведения, а многие ученые и педагоги подверглись жестоким репрессиям. Вместе с тем, китайские космическая и ядерная программы продолжали развиваться и в это десятилетие (во многом благодаря тому, что они находились в ведении военных, которых Культурная революция практически не затронула): в 1967 году Китай провел первые испытания водородной бомбы, в 1969 году – подземные атомные испытания, а в 1970 запустил первый искуственный космический спутник.

С началом проведения политики реформ и открытости в 1978 году перед Китаем встала необходимость реформировать свою научную систему в соответствии с поставленными экономическими задачами. Развитие науки и техники вошло в «четверку» приоритетных направлений модернизаций, провозглашенных Дэн Сяопином. Задачи, стоящие перед китайским руководством в сфере реформирования научно-технической системы, совпадали с проводимой экономической линией на создание рыночной системы отношений. В этом контексте наука должна была стать одной из движущих сил экономического роста и начать приносить доход. Принятое в марте 1985 г. решение ЦК КПК о реформе системы управления в области науки и техники предусматривало изменения в финансировании научно-исследовательских учреждений и внедрение подрядной и контрактной систем, создание рынка технологий, поощрение сотрудничества между исследовательскими, учебными и проектными институтами, развитие международного научного сотрудничества, предоставление большей самостоятельности исследовательским институтам в принятии решений, в частности, при организации исследовательской работы или при создании технических служб.

Примерно в это же время в Китае завершался первый этап реформирования госпредприятий (1978-1986), который также предполагал переход на хозяйственно-подрядную форму производства, что давало госпредприятиям большую автономию и позволяло самостоятельно определять, в каких технологиях они испытывают потребность, и напрямую заключать контракт с научными учреждениями. В 1979 г. в Китае был принят закон, разрешающий создание совместных предприятий (СП) с иностранными компаниями в отдельных регионах (так называемые особые экономические зоны). Уже через три года после его принятия на территории южных провинций Фуцзянь и Гуандун были созданы первые особые экономические зоны, в которых насчитывалось около 900 совместных предприятий, в качестве «иностранных» партнеров в которых выступали компании из Гонконга, Тайваня и Макао. После того как в 1992 году прямые иностранные инвестиции были разрешены на всей территории страны, в Китае начали активно создаваться совместные предприятия с участием зарубежного капитала, а вместе с ним в страну потянулись иностранные технологии. В результате государство сохранило участие только в ключевых для национальной безопасности областях, таких как электроэнергетика, строительство, нефтедобыча и нефтепереработка, коммунальные услуги и автомобильная промышленность, а также горнодобывающая промышленность, банковская сфера и телекоммуникации. Одновременно в Китае сформировалась широкая сеть мелких и средних предприятий, которые и стали главными заказчиками научных разработок.  

Таким образом, в результате проведенных реформ Китаю удалось перевести свою экономику на рыночные рельсы, а также создать конкурентную среду, необходимую для развития науки и техники. О том, как в Китае начали коммерциализировать полученные научные результаты, мы поговорим в следующем материале. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати