Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Исландии Э.Скарпхьединссоном, Москва, 29 ноября 2011 года

00:00 06.12.2011

Уважаемые дамы и господа,

В ходе переговоров с моим исландским коллегой мы констатировали поступательное и продуктивное развитие двусторонних отношений. Активизируется политический диалог на всех уровнях, укрепляются договорно-правовые основы сотрудничества, расширяются отраслевые, межпарламентские, межрегиональные связи.

В сентябре 2010 г. состоялся визит в Москву Президента Исландии О.Гримссона, в сентябре с.г. он также принял участие в международном форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске. Там же прошла встреча О.Гримссона с Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным.

Отмечаем позитивную динамику торгово-экономических отношений между нашими странами. За первую половину текущего года товарооборот вырос более чем на 80% . Однако в цифровом выражении объем торговли пока не соответствует интересам двух стран - по итогам 2010 г. он составил немногим более 130 млн. долл.США. В этой связи мы договорились активизировать двусторонние усилия по наращиванию взаимодействия в этой сфере, в том числе через механизм регулярных консультаций с упором на инновационную составляющую, чему будет способствовать только что подписанная Декларация «Партнерство для модернизации». В соответствии с этим документом условились провести встречу экспертов с участием представителей бизнес-сообществ обеих стран для разработки конкретной программы реализации проектов в различных областях.

Особый интерес для нас представляет сфера энергетики. В России заинтересованы в исландских разработках в области геотермальной энергетики. Это позволит снизить энергоемкость ВВП, что полностью соответствует российским задачам. Удовлетворены тем, что в октябре с.г. вступило в силу двустороннее Соглашение о сотрудничестве в этой сфере.

Помимо энергетики заинтересованы в продвижении проектов по таким направлениям, как передовые технологии в водородной энергетике, фармакология, информационные и телекоммуникационные технологии, программное обеспечение. Сегодня г-н Министр проведет встречу с Министром культуры Российской Федерации А.А.Авдеевым, в ходе которой будет подписано соглашение о сотрудничестве в этой области. Придаем важное значение гуманитарному измерению наших отношений. Здесь сложились добрые традиции. Договорились должным образом и интересными мероприятиями отметить в 2013 г. 70-летие установления дипломатических отношений между нашими странами.

Россия поддержала инициативу Исландии разработать соглашение о сотрудничестве по вопросам усыновления/удочерения. В ближайшее время будем готовы приступить к практической работе.

У нас много интересных проектов и идей в сферах транспорта и связи, касающихся использования Северного морского пути, а также инициативы исландской стороны о прокладке оптико-волоконного подводного кабеля между северо-восточным побережьем Исландии и северо-западным регионом России. Есть существенный потенциал в туристической и рыболовецкой отраслях, по линии межрегионального взаимодействия. Достаточно сказать, что в 2011 г. Исландию уже посетили делегации Санкт-Петербурга, Республики Коми, Калининградской и Волгоградской областей.

Арктика – естественная сфера российско-исландского сотрудничества. Мы заинтересованы в активизации работы Арктического совета. В ходе беседы обменялись мнениями о перспективах реализации конкретных проектов в рамках Арктического совета, Совета Баренцева/Евроарктического региона. Эта линия подтверждена в подписанной сегодня Декларации об арктическом сотрудничестве.

В повестке дня наших консультаций значительное место занимает обсуждение европейской и международной проблематики – это касается отношений с Евросоюзом, деятельности Совета Россия-НАТО, повестки дня ОБСЕ, вопросов, входящих в компетенцию ООН.

Сегодня мы подтвердили линию на дальнейшее наращивание сотрудничества между нашими странами.

Вопрос: Сейчас в Европе активно обсуждается тема борьбы за ресурсы в Арктике, что вызывает рост напряженности и конфликтности. Как бы Вы, Сергей Викторович, это прокомментировали?

С.В.Лавров: Я бы не стал говорить, что данная тема активно обсуждается в Европе. В отдельных европейских странах есть деятели, которые ее затрагивают. Как правило, это те, кто претендуют на ресурсы и пытаются прибрать к рукам то, что им не принадлежит.

Решения о ведении дел в Арктике принимают «арктические» страны, т.е. те, кто входят в Арктический совет, в том числе Россия и Исландия. В мае с.г. в г.Нуук (Гренландия) прошла очередная сессия на уровне министров иностранных дел стран-членов Арктического совета, в ходе которой были приняты решения о том, кто из нерегиональных стран и на каких условиях может подключиться к работе Арктического совета в качестве наблюдателей. Их права и обязанности изложены в соответствующих документах и предполагают необходимость руководствоваться решениями, принимаемыми постоянными членами Арктического совета. В соответствии с достигнутым восемью государствами-участниками этой Организации консенсусом, любые возникающие проблемы должны решаться на основе Конвенции ООН по морскому праву и на базе решений Арктического совета. Поводов для втягивания НАТО в арктические дела не существует.

Вопрос: Сергей Викторович, как Вы можете охарактеризовать заявление ООН о признании действий сирийских властей «нечеловечными» и призыв запретить продажу оружия в Сирию? Представители США в ООН намерены принять решительные действия в отношении Сирии. Вашингтон заявляет о готовности послать свою флотилию в эту страну. Считаете ли Вы, что завтра там могут начаться боевые действия?

С.В.Лавров: Отвечу по порядку. Я не слышал официальной оценки ООН по данному вопросу. Есть высказывания представителей Секретариата Организации, которые они делать не уполномочены. Позицию ООН выражают ее главные органы – Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея, а они таких выводов не делали.

Безусловно, события в Сирии нас тревожат. Вооруженные люди обходятся весьма жестоко с мирными гражданами. В последнее время это касается действий не столько властей, сколько вооруженных групп, провоцирующих беспорядки. Вчера по каналу «Россия 24» я смотрел репортаж из Хомса, где подробно рассказывалось о происходящих там событиях и их причинах. Город находится под контролем вооруженных банд, которые терроризируют местное население. Было бы наивно ожидать от властей, что они закроют на это глаза и будут подчиняться чьим-то ультиматумам, вместо того чтобы наводить там порядок.

Мы настаиваем на том, чтобы члены мирового сообщества, которые имеют влияние на группы внутри Сирии, оказали на них воздействие, потребовав прекращения насилия. Это касается и властей, и вооруженных группировок, которые действуют в стране и поддерживают контакты с западными и арабскими государствами. Данные группировки формируются из граждан других государств и снабжаются оружием. Поэтому предложения о запрете поставок любых вооружений в Сирию являются нечестными.

Мы знаем, как реализовывалось оружейное эмбарго в Ливии. Оно применялось только в отношении ливийской армии, в то же самое время оппозиция получала оружие. Франция и Катар публично заявляли о таких своих поставках. Открыто говорилось и о работе спецназа из ряда европейских государств. Приняв резолюцию СБ ООН, запрещающую поставки оружия, некоторые государства, по сути, бравировали тем, что они ее нарушали. К призывам о введении эмбарго на поставки вооружений в Сирию мы будем относиться с учетом ливийского опыта и поведения некоторых наших партнеров. Самое главное сейчас – прекратить ультиматумы и добиться перевода ситуации в политическое русло.

Все государства, в том числе требующие начать военные действия против Сирии, применили совершенно иной подход в отношении Йемена. Несколько месяцев длились переговоры по согласованию мирного плана, предложенного Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. В итоге, проявив терпение, настойчивость, равное воздействие на всех участников процесса, мировое сообщество добилось того, что план был подписан и появился реальный шанс на стабилизацию положения в Йемене. Такого подхода требует и сирийская проблема.

Ультиматумами, к которым прибегают некоторые государства, в том числе и страны Лиги арабских государств, проблему не решить. Рассчитываем, что наши партнеры по ЛАГ, с которыми мы развиваем стратегическое партнерство, проявят максимальную ответственность за события в их регионе. Надеемся, что они будут руководствоваться интересами стабильности, безопасности и сотрудничества, следовать правилам, выработанным этой Организацией для принятия необходимых решений.

 

mid.ru

Версия для печати