Финиш «перезагрузки»

00:00 28.11.2011 Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, профессор Московского государственного лингвистичекого университета


22 ноября официальный представитель госдепа США госпожа В. Нуланд уведомила мир и Россию о том, что Соединённые Штаты не будут предоставлять российской стороне информацию по обычным вооружённым силам в Европе. Кроме того, американцы заявили, что не будут допускать российские инспекции на американские военные объекты в Европе. Что стоит за этим (очередным, кстати) «вывихом» Вашингтона?

Во-первых, Договор об обычных вооружённых силах в Европе, торжественно подписанный в 1990 году и установивший параметры тяжёлых (обычных) вооружений, предназначался для двух военных блоков - Варшавского договора и НАТО.

Во-вторых, это был скорее политический, чем военный компромисс, поскольку договором не охватывались морские вооружения, крылатые ракеты, средства ПВО и др.

В-третьих, часть стран Варшавского договора вступила в НАТО, возникли новые независимые государства, также вошедшие в Северо-Атлантический Альянс, вообще не попали в зону действия договора.

Подписанный в 1999 г. в Стамбуле новый вариант Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – ещё один вымученный в ходе переговорного процесса политический компромисс. Правда, за бокалами с шампанским. После подписания новой версии ДОВСЕ не было лишь одной завершающей детали – ратификации. Российская Госдума ратифицировала его только в 2004 г., за ней последовали Беларусь, Казахстан, Украина. Но не захотели последовать страны НАТО. А в 2007 г. Россия заморозила своё участие в Договоре.

Итак, что же за шаг совершил Государственный департамент США? Говоря словами народной мудрости, Вашингтон пнул мёртвого осла.

То, что ДОВСЕ мёртв, подтвердило ещё в 2007 году и российское Министерство иностранных дел: «Договор, подписанный во времена холодной войны, давно перестал отвечать современным европейским реалиям и интересам безопасности». А тогдашний начальник Генерального штаба Вооружённых сил  России генерал армии Юрий Балуевский обвинил страны НАТО в превышении «квот» вооружений на тысячи единиц.

То, что г-жа Нуланд сделала оговорку, мол, двери для дальнейших переговоров по ДОВСЕ открыты, - не более чем дежурный дипломатический жест. Если бы Соединённые Штаты, как утверждают официальные американские лица, желали открыть двери для реанимации договора и вовлечения России в переговорный процесс, то, по крайней мере, следовало бы убрать засовы на этой двери. Например, заявить, что НАТО готово соблюдать установленные договором ограничения, включить страны Балтии в зону действия Договора и т.д. Однако американцы делать это не собираются, потому что в таком случае им придётся вывозить из Европы часть своих танков, бронемашин, артиллерийских орудий, вертолётов. А значит, понизить уровень своего военного присутствия в Европе и своего влияния в Старом Свете.

Чем ответила Москва на подобный шаг Вашингтона? Буквально через несколько часов Президент Российской Федерации сделал заявление, в котором коснулся другого элемента «перезагрузки» - договора СНВ-3. Напомнив об имеющихся в Договоре примечаниях об увязке стратегических  наступательных и оборонительных вооружений, о праве России  на выход из Договора при возникновении определённых условий, Дмитрий Медведев указал, что  «Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями». Что стало маленькой сенсацией для СМИ, но не для Пентагона, где прекрасно знают ситуацию и с российской армией, и с российским оборонно-промышленным комплексом.

Инициированная Вашингтоном и с пафосом объявленная «перезагрузка» в отношениях между США и Россией потерпела грандиозное фиаско. Иного быть и не могло. Потому что в США на протяжении последних почти полутора веков сформировалась устойчивая мировоззренческая матрица, позиционирующая Россию (при любом политическом строе – советском, постсоветском) как врага Америки. Господствовавшие в США геополитические стратегии со времён А. Мэхэна (конец XIX – начало XX  вв.) до З. Бжезинского неизменно в центр борьбы за мировое господство ставили сокрушение могущества Россим. Всего два примера:

«…Приступить   к   овладению   полосой  южной Азии между 30 и 40 градусами северной широты и с этой базы постепенно оттеснять русский народ к северу. Так как, по обязательным для всего живущего законам природы, с прекращением роста начинается упадок и медленное умирание, то и наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет своей участи» (А.Мэхен).

«Новый миропорядок будет построен на обломках России, за счёт России и против России» (З. Бжезинский).

А еще можно вспомнить Вудро Вильсона, президента США, предложившего в 1918 году расчленение России, или Р. Рейгана, тоже президента США, объявившего Россию «империей зла».

Осуществить перезагрузку в отношениях между Россией и США возможно, лишь перезагрузив головы американских политиков и финансистов - загрузив их совершенно иными  представлениями о геополитике и избавив от бредовых идей о мировом господстве.

 

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Версия для печати