В Доме русского зарубежья прошел V Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»

00:00 07.11.2011 Алла Посашкова


Русское зарубежье. Эти два, казалось бы, не сочетаемых слова крепко укоренились в нашем лексиконе, служа отражением парадоксального явления мировой истории, которое всегда вызывало активный интерес и еще долго будет волновать умы как своих соотечественников, так и иностранных авторов. Вплоть до распада Советского Союза мы не имели возможности узнать о жизни огромной массы русских людей, горькой волей судеб оказавшихся на чужбине, однако сегодня мы постепенно восстанавливаем историческую справедливость, возвращая их на страницы российской истории. Семь десятилетий изоляции двух течений русской культуры оставили много белых пятен, но именно такие события как кинофестиваль «Русское зарубежье» и такие места как Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына призваны объединить расколотую в 1917 году, но единую по своей природе русскую культуру.

Как уже не раз отмечалось, фестиваля, подобного МКФ «Русское зарубежье», до 2007 года никогда не проводилось ни в одной стране, несмотря на горячий интерес к явлению русской эмиграции, проявляемый за рубежом и в нашей стране.

Впервые о мысли проведения кинофестиваля, посвященному жизни русских эмигрантов, было заявлено в 2006 году на Втором Конгрессе Соотечественников в Санкт-Петербурге. Автором идеи выступил известный кинорежиссер-документалист Сергей Зайцев, и она встретила активную поддержку со стороны директора Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына Виктора Москвина (впоследствии он стал Председателем Организационного комитета МКФ «Русское зарубежье»), а также молодого кинопродюсера Филиппа Кудряшова, который занял пост директора кинофестиваля. Организаторы видели свою миссию в том, чтобы реализовать идею возвращения русской зарубежной культуре своей исторической ниши. Замысел был поддержан и за прошедшие годы нашел множество сторонников в лице Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры РФ, Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, Московской Городской Думы, Международного Совета Российских Соотечественников, Института стран СНГ. В одном из своих интервью Президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» кинорежиссер Сергей Зайцев сказал: «Этот фестиваль помогает возродить веру в нашу страну, в великое наследие эмиграции. Приходит постепенное понимание того, что если у нас одна Родина, значит, одна память и одно будущее».

Недаром кинофестиваль открывается 7 ноября, в день, который и предрешил исход миллионов российских судеб. Теперь эта дата, ассоциировавшаяся в далеком прошлом у любого советского человека с ежегодным парадом в честь Октябрьской революции, стала символом примирения и соединения двух культур.

Октябрьской революции суждено было стать трагической исторической вехой в национальной жизни русского народа, ибо 17 октября положило начало разделению великой нации на два огромных русла, отделенных друг от друга политическим занавесом, выстроенным во имя декларируемого противостояния коммунистической и западной идеологий. В эмиграции оказались миллионы русских людей, среди которых были талантливейшие деятели культуры, представители духовенства, казачества, дворянства, военные и предприниматели, государственные служащие, весь свет русской интеллигенции. Они были лишены дома, но не Родины.

Осколки русской интеллигенции были разбросаны по всему миру, найдя приют в самых разных уголках земли: во Франции, Германии, США, Канаде, Австралии, Финляндии, Польше, Эстонии, Норвегии, Швеции, Китае, Греции, Югославии, Аргентине, Бразилии. Этот список можно продолжать. Количество выброшенных за пределы родного государства граждан трудно подсчитать достоверно, но можно с уверенностью утверждать, что в период с 1917 по 1990 гг. эта цифра достигла по крайней мере 15 млн. Этот огромный пласт вобрал в себя выдающихся людей своего времени, талантливейших писателей, художников, ученых и культурных деятелей, труды и творения которых были, к сожалению, недоступны их соотечественникам в течение многих десятилетий. Кинофестиваль «Русское зарубежье» призван приоткрыть для нас огромный русский мир за пределами России через тонкую материю киноискусства.

Русские люди жили и творили за границей, чтя при этом память о Родине и бережно охраняя традиции своего народа. Плеяда русских имен, обогативших копилку мировой культуры, не имеет предела: И.Е. Репин, Б.Ю. Поплавский,В.В. Леонтьев, Н.К. Рерих, А.И. Куприн, И. Р. Пригожин, Ф. И. Шаляпин, И.А. Бунин, И.И. Сикорский, В.К. Зворыкин, Г.Б. Кистяковский, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, В.В. Кандинский, М.М.Фокин, А.А.Алексеев. Сегодня мы с бесконечной гордостью и уважением можем говорить о бесценном вкладе каждого из них в науку, искусство, религию и философию, однако достижения, а также плоды научной и творческой деятельности целого ряда из этого огромного по своему объему списка были неизвестны тогдашним их соотечественникам.

Александр Алексеев стал в подлинном смысле русско-французским художником-графиком и книжным иллюстратором. «Безвестный русский» и «знаменитый француз», именно эти два клейма прочно закрепились за личностью сего уникального человека. Алексеев уехал из России во время Гражданской войны и осел, как и большинство представителей художественной интеллигенции, в Париже, ставшем средоточием русской отщепенческой культуры. Он вошел в историю как изобретатель игольчатого экрана и родоначальник анимации.

Вот уже в пятый раз на Международном кинофестивале «Русское зарубежье» пройдет конкурс игровых и документальных фильмов, лауреаты которого будут удостоены главного приза - бронзовой скульптурной фигуры «Философский пароход», выполненную мастером Галиной Шилиной. Именно под этим названием вошли в историю два рейса немецких пассажирских судов, навсегда вывезших с территории России более 160 человек, в числе которых были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, C.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.А. Мякотин, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев и другие великие умы, ставшие неугодными советской власти.

В грядущем году на фестивале представлены фильмы из семи стран мира. Таким образом, кинофорум вновь подтверждает свой интернациональный характер. В конкурсной программе игрового кино участвует в этом году пять картин: фильм «Татарская княжна» режиссера Ирины Квирикадзе, раскрывающий неизведанную сторону жизни Анны Ахматовой, «Степи» Роба Нильсона, «Белая графиня» американского кинорежиссера Джеймса Айвори о переплетении в Шанхае судеб русской красавицы-эмигрантки графини Софьи Белинской и ослепшего американского дипломата Тодда Джексона и о необычной истории их любви, «Многоточие»,  а также фильм-спектакль Владимира Макарихина и Александры Равенских «Разговор перед лицом молчания» по мотивам поэмы И. Бродского «Горбунов и Горчаков», попытавшийся объединить три тесно взаимосвязанных мира: поэзию, сценическое искусство и кинематограф. В конкурсной программе документального кино значится четырнадцать фильмов, среди которых работа Владимира Зайцева «О чем мечтал декабрист», обращающаяся к поразительным историческим эпизодам, когда далекая Калифорния чуть было не стала российской провинцией, фильм режиссера Олега Беседина «Бронзовый апрель – глазами русских» о массовых волнениях, прошедших в среде русскоязычного и русского населения в Эстонии ввиду инициированного Правительством Эстонии переноса памятника Бронзовому солдату в Таллине из центра города на военное кладбище, фильм-биография величайшего казачьего поэта русского зарубежья под названием «Николай Туроверов. Страницы жизни» (реж. Олег Филь), документальная картина Елены Огурной «Русские без России. Отец Михаил. История одной семьи», центральной фигурой которой стал протоиерей Михаил Осоргин, человек, любивший Россию всем сердцем, лишенный из-за сопровождавших Октябрьскую революцию трагических событий своего дома и родного отца, но имевший настолько сильную привязанность к корням, что она, в конце концов, все же заставила его принять судьбоносное решение перевести свой приход из Константинопольского патриархата под омофор Русской Православной Церкви. Фильм «По течению» Максима Гуреева - яркая зарисовка жизни отдельных русских эмигрантов во Флориде, документальные работы «Добро пожаловать» и «Генерал Корнилов» более тесно знакомят нас с историей русской эмиграции на территории нынешней Сербии.

За прошедшие годы кинофестиваль посетило множество гостей из-за границы, в их число вошли яркие представители культуры: профессор Мэрилендского университета, критик и публицист Джон Глэд, кинорежиссер из Франции, князь Александр Долгорукий, ученица великого театрального педагога Михаила Чехова, актриса и педагог из Нью-Йорка Джоанна Мерлин, основатель мужского русского хора Йельского Университета Денис Мицкевич, певица Аида Семёновна Ведищева, проживающая в настоящее время в Соединенных Штатах, поэт и переводчик Иван Никитин, сын эмигрантов первой волны, проживающий во Франции. Нынешний год, конечно же, в этом отношении не станет исключением. На кинофорум специально приехали Николай Игоревич Сикорский из США, сын известного авиаконструктора, ученого и философа Игоря Сикорского, театровед Михаил Крутов из Франции, Александр Марин из Канады, Екатерина Ерёменко из Германии, а также Ксения Месснер из Австралии, которая проведет в рамках фестиваля творческий вечер и поделится историей своей семьи.

На кинофестивале по традиции состоялось и вручение учрежденной Домом русского зарубежья им. Александра Солженицына и киностудией «Русский путь» в 2008 году медали им. М.А. Чехова «За выдающие достижения в области кинематографии и театрального искусства» выдающейся оперной певице, педагогу Галине Павловне Вишневкой.

Михаил Чехов – это яркая и выдающаяся фигура в мире русского и американского театра и кино, драматический актёр, педагог и режиссёр. Он явился создателем актерской школы, через которую прошли известнейшие голливудские «звезды»: Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Ллойд Бриджес и другие. Медаль выполнена художником Игорем Хараевым по мотивам одного из рисунков серии Николая Ремизова «Психологический жест Михаила Чехова», а ее оборотную сторону украшают слова Михаила Александровича: «… сущность нашей профессии состоит в том, чтобы отдавать – отдавать постоянно… ничего не сохраняя для себя».

Неизменно каждый год фестиваль сопровождает насыщенная программа, в которую входят далеко не только показы конкурсных художественных и документальных картин, но также и различные творческие и тематические вечера, выставки, презентации и конференции. Так, в 2009 году в один из дней в рамках кинофестиваля проводился день, посвященный жизни и творчеству русских эмигрантов в Болгарии, сопровождавшийся презентацией соответствующей книги издательства «Русский путь», а в 2010 году программа предусматривала целый день, посвященный исключительно Франции, когда представленные картины были так или иначе связаны с этой страной, ставшей второй родиной для многих русских эмигрантов. Париж же стал настоящим центром притяжения для художников, писателей, поэтов и адвокатов. По данным Красного Креста, до начала Второй мировой войны во Франции проживало около 175 тысяч русских.

В связи с этим хотелось бы отметить, что в программу V МКФ «Русское зарубежье» вошел день, в который основное внимание будет уделено Сербии: состоится показ документальных фильмов «Генерал Корнилов», который познакомит зрителя более тесно с жизнью русских эмигрантов на территории Сербии и раскроет первые шаги формирования Русской Церкви за границей, и «Добро пожаловать!» режиссера Михаила Ордовского, который взглянет с нового ракурса на жизнь эмигрантов «первой волны» в королевстве cербов, хорватов и словенцев. Также в рамках проекта «Русские на Балканах» пройдет специально подготовленная выставка «Толстой и Достоевский – глазами художников Сербии».

За довольно короткий промежуток времени, охватывающий всего лишь пять лет, МКФ «Русское зарубежье» стал неотъемлемой частью духовной жизни российской столицы. Интернациональность этого события позволяет все более расширять связи с нашими соотечественниками за рубежом и иностранными деятелями культуры, проявляющими интерес к теме русской эмиграции двадцатого века. А Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, неразрывно связанный с кинофестивалем, прочно завоевал роль посредника в диалоге между представителями единой русской культуры, разделенными временем и границей.

То положение, которое занимает кинофестиваль сегодня, в конечном итоге подтверждает надежды, высказанные еще в 2008 году директором фестиваля Филиппом Кудряшовым: «Эхо нашего кинофестиваля услышат и в России, и далеко за ее пределами, а сам фестиваль станет одним из кирпичиков в объединении русских людей по всему миру».

Версия для печати