ГЛАВНАЯ >

ЕврАзЭс: трудности и достижения политики интеграции

00:00 22.10.2011 •

18-19 октября в Санкт-Петербурге состоялись заседания Межгоссовета ЕврАзЭс, Совета глав правительств СНГ и высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств.

В повестке дня заседания высшего органа Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана стояли рассмотрение проекта декларации о формировании Евразийского экономического союза, обсуждение хода согласования проекта договора о Комиссии Таможенного союза, а также заслушивание информации о вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство трех стран.

Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали вечером 18 октября документ, признанный всеми участниками совещания «историческим», – Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ). По словам премьера Российской Федерации Владимира Путина, странам удалось преодолеть разногласия, которые между ними существовали, начиная с середины 90-х годов. Одно из таких разногласий – наличие исключений из режима свободной торговли, которые сохраняют контроль за продажей нефти, газа и сахара. Киев может быть доволен: договор предполагает постепенную ликвидацию этих изъятий. Также вчера было принято решение о присоединении к Таможенному союзу Киргизии. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан взяли пока время на размышление.

Таким образом, на пути создания Евразийского экономического союза, достигнут заметный прогресс.

17-летние попытки организовать зону свободной торговли на территории бывшего СССР наконец-то увенчались определенным успехом. Сначала предполагалось, что 18 октября страны только согласуют договор, а подпишут его в декабре.

В 1994 году все страны СНГ уже подписывали соглашение о создании ЗСТ. Однако то соглашение не было подкреплено единогласной ратификацией документа из-за возникших разногласий, поэтому фактически не работало. Теперь разногласия удалось снять.

Перед странами СНГ стоят схожие задачи, одна из них – найти источник экономического роста. Источником является, по мнению премьера РФ, интеграция. Она «позволит в полной мере задействовать такие факторы, как емкий рынок, взаимодополняемость наших экономик, устойчивые кооперационные технологические цепочки». По данным правительства, в первом полугодии 2011 года товарооборот между государствами СНГ превысил 134 млрд. долл. Как сказал В.Путин, это почти на 50% выше показателей прошлого года и сопоставимо с докризисными значениями. Таких результатов удалось достичь даже без действующего договора, а значит, после подписания договора страны СНГ ждет еще более активный товарооборот. «Мы по целым группам товаров отменим между собой экспортные и импортные пошлины, – пояснил премьер. – Это значит, что мы раскрываем свои рынки взаимно для наших товаров, что товары на наши рынки будут поступать по более низким ценам. И это, в свою очередь, означает, что облегчаются условия для создания новых кооперационных предприятий. Все это… повышает конкурентоспособность всех наших экономик».

Зона свободной торговли изначально планировалась в качестве первого этапа интеграции в рамках СНГ. Этот этап застопорился на десятилетия, так как страны стали формировать свои экономические модели, не везде равномерно проводились экономические реформы, сталкивались с трудностями процессы формирования новой политической реальности.. Россия в СНГ – самая богатая ресурсами страна, поэтому переговоры затянулись на долгие годы. Видимо, в окончательном формировании ЗСТ важную роль сыграл тот факт, что Украина и Киргизия, которые входят в зону свободной торговли, являются членами ВТО. Не менее важно, что ЗСТ не требует от России никаких издержек и финансирования ее партнеров. Видимо, резкого роста в торгово-экономических взаимоотношениях не будет, однако постепенно станет возможным сведение к минимуму причин для возникновения торговых войн.

Однако главной сложностью процесса интеграции на постсоветском пространстве остаются структурные различия экономик стран-подписантов нового соглашения. В особенности это касается Киргизии, вступившей в ВТО и сравнительно недавно пережившей серьезный политический кризис, и в значительной степени зависимой от импорта товаров своих восточных соседей, в том числе Китая. Следует также заметить, что в рамках Таможенного союза и ВТО существуют различные подходы к формированию таможенных пошлин. Поэтому нельзя исключать того, что в политических кругах Киргизии могут найтись те, кому принципиально невыгодно идти на интеграцию по тому рецепту, который предлагает своему восточному партнеру Россия. В свою очередь, у России основной и наиболее важной задачей экономического развития остается подготовка квалифицированных кадров для нужд экономического развития и обновление собственной производственной базы. А уже на этом фундаменте возможно будет возводить новое здание евразийской интеграции. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати