В условиях мировой турбулентности не теряет актуальности вопрос формирования общего рынка труда в СНГ. На вопросы об особенностях рынка труда СНГ и перспективах его развития ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры управления персоналом и психологии, Сафонов Александр Львович.
Александр Львович, какие основные этапы формирования общего рынка труда СНГ можно считать ключевыми? Является ли таким этапом обновление Концепции?
Формирование общего рынка труда происходило путем формирования единых подходов в области регулирования основополагающих трудовых отношений, а также выработки системы координации механизмов регулирования трудовой миграции.
При формировании единых подходов в области трудового права страны участники СНГ использовали как базу советское трудовое законодательство. Это во многом определяло общие взгляды на предоставление гарантий в области оплаты, соблюдения прав особых категорий трудящихся, а также обеспечение безопасности труда. И тем самым единство правого регулирования базировалось на значительном сходстве национальных трудовых кодексов и сопряженных с ними законов о социальном страховании.
Но правительства стран-участников СНГ посчитали необходимым последовательно формировать и единые наднациональные правовые документы, которые бы могли поэтапно обеспечить создание единого рынка труда и упростить процессы трудовой миграции.
Первым документом, которым эти подходы были закреплены по сути является Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека» от 25 мая 1995 года, которая статьей 14 определила перечень основных гарантий (право на труд, равная оплата за равный труд, предоставление оплачиваемого отпуска, защита трудовых прав женщин).
Чуть ранее было принято «Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания» (принято Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря1994 года), которое создавало систему информирования о несчастных случая с гражданами стран СНГ посредством участия в процессе расследования дипломатических представительств.
Далее в 1997 году было подписано «Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств», а в 2011 году было принято Решение о Концепции согласованной социальной и демографической политики государств – участников Содружества Независимых Государств
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств, в которой были закреплены следующие задачи:
«усиление координации в области регулирования миграционных процессов;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития;
принятие мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения (в тех государствах – участниках СНГ, где такие процессы имеют место);
обеспечение интеграции иммигрантов и формирования толерантных отношений между ними и принимающим обществом;
повышение (расширение) информированности о возможном трудоустройстве в государствах – участниках СНГ».
В 2017 году было согласовано решение о Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ и Приоритетных мероприятиях по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017–2020 годы, которые должны были быть направлены на совершенствование инфраструктуры рынка труда, развития организованного набора рабочей силы. Данное решение было поддержано 6-ю странами (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан).
Главным достижением этого периода (конец 90-х – начало 2000-х годов) можно считать то, что в целях формирования единого рынка труда были созданы в значительной степени простые процедуры пересечения границ. Как вы знаете, до недавнего времени для всех стран СНГ действовал “принцип 90 дней” пребывания на территории страны без регистрации, оформления трудовых прав и далее уже необходимо было свои трудовые отношения оформлять. К сожалению, в начале 90-х годов были определенные изъятия в рамках подходов, касающихся трудовых прав граждан при выполнении работ на территории, куда приезжал мигрант. Например, до начала 2000-х годов с заработных плат мигрантов, которые работали на территории Российской Федерации, не отчислялись взносы ни в пенсионных фонд, ни в фонд социального страхования. Это, кстати, нарушало принцип единого подхода к социальной защите работников и формировало условия для экономически необоснованной конкуренции на рынке труда между работниками из разных стран СНГ.
В чем заключаются особенности рынка труда СНГ, которые мы должны учитывать, если стремимся создать единый рынок труда?
Для создания единого рынка труда в рамках стран-участниц СНГ нам необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, есть национальные рынки труда с избытком и недостатком рабочей силы, что порождает неравномерные миграционные потоки и разную нагрузку на регулирующие органы. По разным оценкам в разные годы на территории России трудилось от 15 до 20 миллионов человек и только часть из них оформляли свои трудовые отношения.
Во-вторых, в разных странах разная потребность в рабочей силе с точки зрения квалификации.
Во-третьих, есть определенная проблема с языковой подготовкой.
Исходя из этого, вклад в развитие единой инфраструктуры рынка труда каждой из стран должен иметь свои особенности. Например, Россия является «получателем» рабочей силы и, следовательно в этом плане должна создавать информационные системы об потребности в рабочей силе (по профессиям, географии, условиям найма) доступные не только для органов власти стран-партнеров, но и для граждан стран СНГ. Страны, которые «предоставляют» рабочую силу должны синхронизировать свои образовательные системы под запросы российского рынка труда
Также требуется создание совместных образовательных программ для изучения языков стран СНГ, где предполагается использование работников из сопредельных территорий.
В-четвертых, использование рабочей силы из разных стран СНГ регулируется по-разному: где-то это требует квотирования, где-то нет.
Необходимо также обратить внимание на соблюдение прав и работников-резидентов, поскольку в национальных законодательствах им отдается приоритет при реализации права на труд. Это очень тонкий вопрос. Национальные правительства всегда должны обеспечивать работой постоянно проживающее на его территории население и в этом плане осуществлять планирование трудовой миграции (например, квотирование). Это связано с тем, что трудовые мигранты, в среднем, получают меньше и их трудовые права могут чаще нарушаться работодателями, а значит они предпочтительнее для найма, поскольку стоят дешевле.
При формировании единого рынка труда надо учитывать реальное стремление стран СНГ участвовать в общих интеграционных процессах. Единый рынок труда не может существовать сам по себе в отрыве от общих задач по созданию единого экономического пространства (единой таможни, технического регулирования, единого подхода в системе социального страхования и т.п.)
Если мы посмотрим на историю данного вопроса, то необходимо отметить, что начиная с 2010 года формирование единого рынка труда шло в большей степени не в СНГ, а в ЕврАзЭС, то есть 4 страны: Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения – вот они начали развивать единый рынок труда совершенно по другим, более продвинутым параметрам. То есть это укрепление права работников без особого паспортного оформления пересекать границы.
А до этого в рамках союза России с Белоруссией было объявлено, что у нас вообще единый рынок труда и никакого квотирования работников как с российской стороны, так и с белорусской не существует. Все права, связанные с реализацией этого законодательства, одинаково распространялись на российских и белорусских граждан и в отличии от других представителей стран СНГ, гражданин Белоруссии мог стать на учет по безработице. В отношении белорусов было подписано соглашение о передаче информации о пенсионных правах.
Сейчас я не вижу развития единого рынка труда в рамках стран СНГ, потому что он регулируется в большей степени российским законодательством и предпочтениями России принять или не принять каких-то граждан. Более того, нужно брать во внимание еще один аспект: характер развития рынка труда стран СНГ зависит не только от российской экономики. Он еще зависит от миграционных процессов за рубежом. Понятно, что в рамках демографических проблем в странах Европейского Союза, США они становятся нашими конкурентами в отношении тех людей, которые традиционно работали в силу исторических причин на территории РФ. Сейчас мы видим, что из тех же стран Центральной Азии есть потоки мигрантов в такие страны как Южная Корея, Япония, Ближний Восток, США, Германия. Это относится и к казахам, и к узбекам, и к таджикам, и к киргизам. Исключением является Туркмения: там просто запрет на пересечение границы.
Концепцию единого рынка труда придется пересматривать. Почему? Потому что в нынешних непростых социально-экономических условиях, скорее всего, из этого соглашения выпадет Украина и Молдавия.
Украина ведь практически никогда не принимала активного участия в тех процессах, которые являются общими для стран СНГ?
Формально – нет, а на практике у нас были с ними связи и контакты. Например, мы обеспечивали взаимообмен информации по пенсионному обеспечению. Во-вторых, мы не препятствовали (и они не препятствовали) работе украинцев на территории Российской Федерации. В отношении россиян действовали такие же правила: что они 90 дней могли у нас находиться без регистрации, что мы у них. Это была основа для перемещения трудовых мигрантов. После 2014 года все поменялось: Украина первая вышла из этого соглашения. Если посмотреть ее трудовой кодекс, он значительно повторяет наш кодекс образца 2001 года. Поэтому, я бы сказал так: не было особой заинтересованности в развитии единых нормативных актов в странах СНГ никогда. Были попытки, подходы в рамках рекомендаций.
И все же: возможен ли полноценный единый рынок труда в СНГ?
Скорее всего, единый рынок труда мы будем видеть в рамках ЕврАзЭс, потому что есть инфраструктура соответствующая, есть необходимые рабочие комитеты. Более того, под это разработано законодательство. В том числе, о пенсионном обеспечении. Данный акт позволяет учитывать трудовой стаж, размер заработной платы и передавать эту информацию в рамках объединения. Ко всему прочему – нет никакого квотирования иностранной рабочей силы. Поэтому, скорее всего эволюция общего рынка труда общего будет в рамках рынка труда ЕврАзЭс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs