«Это фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений наших стран», – заявил премьер России В.В.Путин, комментируя подписание соглашения о зоне свободной торговле между государствами СНГ.
Договор о зоне свободной торговли СНГ был подписан во вторник 18 октября, в ходе заседания глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге. Документ предполагает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между странами, присоединившихся к нему, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих сегодня режим свободной торговли на пространстве содружества. Соглашение о ЗСТ подписали Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Таджикистан, Молдова и Киргизия. Премьер-министр Украины высказал надежду, что подписанное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ вступит в силу с января 2012 года. Произошло то, что давно должно было произойти. Страны близкие друг другу исторически, культурно и географически, со сравнимыми уровнями социально-экономического развития договорились о единых правилах торговли.
Долгий путь к согласию
Почему это не случилось раньше? Скорее всего, бывшим советским республикам прийти к этому вполне естественному экономическому объединению мешала политика. Подобный договор по ЗСТ от 1994 года не заработал. Возможно, в этом виноваты постсоветские комплексы и страхи воссоздания СССР. Так или иначе, переговоры по созданию зоны свободной торговли СНГ тянулись до тех пор, пока страхи не были изжиты, а мировой финансово-экономический кризис объективно начал склонять руководство государств СНГ к принятию объемных интеграционных решений.
В 1994 году, когда было подписано первое соглашение о зоне свободной торговли в странах СНГ, в России и в ряде других стран договор не был ратифицирован. Договор был подписан с целью минимизации пошлины на экспорт и на импорт товаров и для сокращения издержек при транспортировке. Однако договор содержал слишком много исключений из правил (так называемых изъятий – то есть там было указано на какие виды товаров и деятельности договор не распространяется). Участникам договора не запрещалось вводить «общепринятые в международной практике меры государственного регулирования» в большом количестве случаев, как то для «защиты промышленной и интеллектуальной собственности», для «сохранения невосполнимых природных ресурсов» или при «нарушении платежного баланса» и т.д. Это означало, что участники договора имеют право вводить любые пошли на вывоз природных ресурсов, а кроме того, накладывать импортные пошлины на товары из других стран СНГ. Слишком большие изъятия сделали договор неработоспособным.
К началу 2000-х годов интеграционные тенденции на территории постсоветского пространства существенно ослабли. Россия, Белоруссия и другие страны СНГ собирались вместе, чтобы обсудить сотрудничество, но взгляды на внешнюю проблематику у стран слишком сильно разнились, чтобы договориться о зоне свободной торговли. Однако, как это часто бывало в истории, под влиянием перемен в России, на окружающем постсоветском пространстве стало многое меняться, в том числе и в общих взглядах на возможности интеграционных проектов.
Безусловно, наиболее мощным толчком к такому объединению в рамках СНГ стало создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Остальные страны смогли воочию увидеть те выгоды, которые получили члены Таможенного союза. Каждый вступивший в эту зону получает огромный рынок с едиными правилами игры в любой его точке. Никакие двусторонние соглашения этого дать не могут.
Проект документа о свободной торговле в СНГ с разной степенью интенсивности обсуждался в течение 17 лет. Предполагалось, что зона свободной торговли между странами СНГ будет способствовать восстановлению экономических связей, утерянных после распада СССР. Исходили из того, что ЗСТ сможет повысить конкурентоспособность товаров, откроет доступ на новые рынки.
К 2010 году был разработан очередной проект по созданию зоны свободной торговли. Подписание нового договора о зоне свободной торговли с СНГ планировалось еще весной этого года, однако договор был отправлен на доработку. По мнению экспертного сообщества, разногласия сторон касались ключевых принципов работы ЗСТ. Так, согласно источникам в прессе, Узбекистан на встрече требовал от стран – участниц сотрудничества отказаться от предусмотренного в договоре механизма решения споров при введении нетарифных барьеров в двусторонней торговле.
Зона свободной торговли как первый шаг
Почему сегодня мы говорим о важности Договора о зоне свободной торговли? Потому что зона свободной торговли — это начальная степень интеграции. Дальше идет Таможенный союз, создание общего рынка. Зона свободной торговли довольно эффективная форма, поскольку она предполагает только устранение барьеров внутри этой зоны. Но нынешний договор пока устраняет барьеры не полностью, там остаются кое-какие изъятия, которые будут устранены со временем. По крайней мере, так заявили главы правительств в Санкт-Петербурге.
Если отбросить сложные экономические формулировки, то согласно принятому Договору речь сегодня идет о снятии барьеров, мешавших одним выгодно продавать свою продукцию, а другим эту продукцию покупать по более низким ценам. Выиграют от этого в первую очередь простые граждане. Торговые войны между странами, то есть искусственное сдерживание чужой продукции, должно остаться в прошлом. Единственным мерилом станет качество товара и его конкурентоспособность.
А как мировая практика? Она достаточно богата похожими примерами. Вот небольшой перечень из наиболее известных зон свободной торговли, действовавших и действующих в различных регионах мира:
Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;
Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;
Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);
Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей — подписанное этими двумя странами в 1983 г.;
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой — соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;
Бангкокское соглашение — соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
Международных примеров, как мы видим, много, но наиболее значимый – это Европейский Союз. Хотя интеграция там продвинулась намного дальше, но и сейчас ЕС – крупнейшая в мире зона свободной торговли. Членство в ЕС, несмотря на финансовый кризис еврозоны, дает значимые преимущества.
Перспективы евразийской интеграции
Лидеры 8 из 11 стран СНГ согласовали новый договор о зоне свободной торговли, обсуждение которого длилось около 17 лет. По итогам переговоров российский премьер Владимир Путин признался, что согласование текста договора стало для участников встречи неожиданностью, первоначально рассчитывали только обсудить документ. Как мы уже говорили выше, текст договора был подписан восемью странами: Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном. От присоединения воздержались Азербайджан, Узбекистан и Туркмения. Это, по мнению премьера России В.В.Путина, не страшно. Он считает, что эти государства «сами придут к решению о необходимости сотрудничества, так как увидят его экономические преимущества».
По мнению экспертов, Туркмения и Узбекистан не присоединились к зоне, так как стремятся развивать двусторонние контакты и не проявляют интереса к участию в интеграционных процессах. К тому же, основные контакты Туркмении с государствами Содружества лежат в газовой сфере, остальная экономика мало связана с экономикой СНГ. Для Азербайджана отсутствие подписи связано с неразрешенностью конфликта с Арменией по Нагорно-Карабахскому урегулированию.
Как известно, режим свободной торговли заключается в постепенном отказе от таможенных тарифов и нетарифных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, либерализации торговли услугами, защите прав интеллектуальной собственности, выработке общих правил инвестиций и создании эффективного механизма разрешения торговых споров между странами-участницами. В СНГ на первом этапе создания зоны предполагается, что льготный торговый режим будет действовать не на все товары. Из него предусмотрены изъятия. Речь идет о товарах, налоговые отчисления от которых составляют значительную часть поступлений бюджетов. Для России и Казахстана это энергоносители и металлы, Молдавия в основном экспортирует алкоголь, а Киргизия продает электрические лампы, табак и овощи. Армения, например, крупнейший поставщик меди, а Таджикистан выходит на рынки с цветными и редкоземельными металлами, окисью урана, хлопковыми и шёлковыми тканями и т.д..
Это стандартная практика формирования свободных зон, к переговорам о важных товарах можно вернуться, когда механизм заработает. Конкретные сроки окончания действия изъятий в договоре не указаны. «Мы исходим из того, что постепенно эти ограничения будут уходить, но сроков окончания действия этих изъятий мы не установили», — заявил В.В.Путин, пояснив, что сроки будут устанавливаться в ходе консультаций.
Подводя итоги прошедшего саммита, В.В.Путин подтвердил, что подписание договора «способствует открытию рынков и сближению государств». «Это значит, что мы по целым группам товаров отменяем потихоньку экспортные и импортные пошлины», — заявил он, подчеркнув, что подписание договора не противоречит принципам ВТО, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что свои подписи под документом поставили страны, уже входящие в ВТО. Сейчас во Всемирную торговую организацию входят Армения и Киргизия.
Работа по формированию Евразийского экономического союза началась. Такой союз должен стать центром интеграционных процессов, которые сейчас активно проходят между странами СНГ. То, как стремительно странам удалось договориться о зоне свободной торговле, свидетельствует о том, что страны СНГ и политически, и экономически готовы к более тесной и взаимовыгодной интеграции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs