Всемирное наследие Сербии

00:00 19.10.2011 Елена Шашкина, редактор журнала «Международная жизнь»


В Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская, 21) проходит выставка «Всемирное наследие. Сербия», цель  которой - познакомить посетителей с культурными памятниками Сербии,  включенными ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. На открытии выставки выступили: директор Государственного центрального музея современной истории России Сергей Архангелов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в РФ Елица Курьяк. Заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин зачитал письмо министра культуры РФ Александра Авдеева. Церемония открытия началась с выступления хора Подворья Сербской православной церкви при Московском патриархате. В рамках мероприятия прошла презентация иллюстрированной книги «Всемирное наследие. Сербия».

Выставка организована и подготовлена Белградским институтом охраны культурного наследия при участии Министерства культуры, информации и информационного сообщества Республики Сербия, Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Республики Сербия в рамках Дней культуры Сербии в России. В основе выставки - фотографии уникальных объектов культурного наследия, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Это дворец императора Максимилана Галерия «Гамзиград-Ромулиана» - архитектурный ансамбль на востоке Сербии, представляющий собой совокупность сооружений, состоящих из крепости позднего периода Римской империи и мемориала на близлежащем холме. Строительство крепости датируется концом III – началом IV веков. Приказ на строительство был отдан императором Галерием Валерием Максимином Августом. В память о матери императора ему было дано имя Феликс Ромулиана. На территории объекта расположены укрепления, дворец в северо-западной части, базилики, соборы, римские бани, мемориал и триумфальная арка с двумя проездами.

Древний город Стари-Рас – комплекс памятников средневековья – представляет собой окрестности древнего города Рас, который на протяжении долгого времени являлся столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии.

Монастырь Сопочаны построил король Урош как свою надгробную церковь в 1265 г. Церковь Св. Троицы – единственная сохранившаяся часть древнего комплекса монастыря. Монастырь знаменит своими прекрасными фресками, рассказывающими о христианстве и жизни средневековой Сербии. Фрески из Сопочан являются вершиной не только византийского искусства XIII в., но и европейского искусства того времени.

Монастырь Студеница - один из самых больших и богатых сербских православных монастырей. Он находился в 39 км от города Кралево. Монастырь был воздвигнут родоначальником династии Неманичей - Стефаном Неманя в 1190 г. Внутри укрепленных стен монастыря находятся две церкви: Церковь Богородицы и Церковь Иоакима и Анны. Обе церкви были построены с использованием белого мрамора. Монастырь больше всего известен своими фресками византийского стиля, датируемыми XIII и XIV столетиями.

В исторический ансамбль средневековых памятников Косова XIII и XIV веков, входят Дечанский монастырь и три архитектурных ансамбля: Печский и Грачаницкий монастыри (1310 г.) и церковь Левишской иконы Пресвятой Богородицы.

Монастырь Дечани (1335) у подножья гор Проклетье, в западной части провинции Косова, был построен в середине XIV в. для сербского короля Стефана Дечанского. Монастырь представляет последний важный этап византийско-романской архитектуры в этом регионе и является крупнейшим из всех средневековых храмов на Балканах. В нем находится уникальная, хорошо сохранившаяся византийская живопись, которая покрывает практически все интерьеры церкви, с более чем 1000 изображений отдельных святых.

Комплекс Патриархии монастыря на окраине города Печ – это группа из четырех купольных церквей, имеющих ряд стенных росписей. Фреска XIII в. церкви Святых Апостолов выполнена в уникальном монументальном стиле. Фреска начала XIV в. церкви Богоматери отражает появление нового стиля – так называемого ренессанса Палеологов, соединяющего влияние восточной православной Византии и западных романских традиций. Этот стиль сыграл определяющую роль в последующем развитии искусства на Балканах.

«Такая выставка, причем необыкновенно красиво сделанная, – это та нить связи, которая существует между сербским и русским народом, между нашими культурами», – убеждена историк Елена Гуськова, руководитель Центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения Российской Академии наук, выступавшая на церемонии открытия экспозиции. К этому мнению специалиста, думаю, присоединится и большинство посетителей этой уникальной и познавательной фотовыставки.

Выставка продлится до 24 октября 2011 г.

 

Фотогалерея

Версия для печати