Пекин 18.10.2011.
Завершившийся на прошлой неделе визит в Китай премьер-министра России В.В.Путина во многом отличался от обычных встреч на высшем уровне между руководителями наших стран. Несмотря на то, что он не принес каких-либо прорывных или неожиданных результатов, визит прошел гладко и без сюрпризов, однако общее впечатление от него пока еще заставляет политологов и журналистов размышлять над тем, какие же основные главные сюжеты обсуждались в ходе переговоров, к чему пришли стороны и что будет дальше в российско-китайских отношениях.
Не секрет, что накануне визита китайская сторона, в отличие от российской, наиболее серьезное внимание уделяла обсуждению, в том числе в СМИ, вопроса сотрудничества в газовой сфере. Подавляющее большинство местных экспертов, согласившихся побеседовать на тему грядущего общения глав правительств двух стран, отмечали, что Пекин очень надеется достигнуть прогресса в переговорах о цене на «голубое топливо». Почему именно в ходе визита в Китай В.Путина? Потому что, по мнению некоторых местных специалистов, вопрос стоимости этого сырья может быть в принудительном порядке решен политическим руководством России. На встречный вопрос о том, не влияет ли мнение китайских лидеров на позиции китайской КННК (китайская нефтегазовая корпорация, которая непосредственно ведет переговоры с «Газпромом»), собеседники уклончиво давали понять, что их монополия - якобы самостоятельна в заключении контрактов. После чего следовал стандартный набор аргументов, объясняющих, почему Россия должна продавать дешевле, а Китай не может покупать дорого. В целом, они сводились к упоминанию стратегического характера двустороннего партнерства – дескать, друзья должны идти навстречу друг другу, ссылкам на то, что ситуация в КНР и в Европе, куда также идет наш газ, кардинально различаются, а также апелляциям к озвученным Москвой намерениям диверсифицировать потребителей своих углеводородов. В общем, ничего нового, китайцы настойчиво отстаивали свои интересы, а публикации в СМИ вторили экспертам. Надо отдать должное, в этом плане границы правил приличия никто не переходил, и информационное сопровождение визита главы Правительства РФ в целом было окрашено в позитивные тона.
Однако ни китайцы, ни российская сторона вполне оправданно решили не придавать первостепенной важности обсуждению в ходе визита В. Путина газового вопроса, по умолчанию оставив его как-бы за скобками. Вместо этого акцент был сделан на заключении новых договоров, открывающих, в том числе широкие перспективы в сфере взаимодействия в высокотехнологической сфере. Среди подписанных 16 документов можно найти соглашения о сотрудничестве в банковской, финансовой и других областях. Помимо этого, важным является тот факт, что в ходе переговоров был, наконец, урегулирован вопрос с оплатой китайцами задолженности за поставки в Поднебесную российской нефти, разногласия по которому темным пятном ложились на двусторонние контакты. Продолжится сотрудничество в сфере использования «мирного атома», строительства совместного НПЗ в китайском Тяньцзине (недалеко от Пекина), в сельском хозяйстве и других. Однако контракт, предполагающий ежегодные поставки в КНР 70 млрд. куб. м. газа в течение 30 лет, подписан не был.
Впрочем, несмотря на весь ажиотаж вокруг газовой сферы, нынешний визит В.Путина в КНР китайской стороной оценивается как весьма успешный. Как подчеркнул консультант МИД Китая, а в недавнем прошлом посол КНР в Украине, также более 10 лет проработавший в посольстве в Москве, господин Яо Пэйшэн – «в этот раз стороны подтвердили нацеленность на дальнейшее выстраивание стратегического партнерства». При этом дипломат констатировал, что «и Москва, и Пекин осознают важность подобного сотрудничества, понимают необходимость дальнейшего развития диалога по широкому спектру вопросов». На вопрос о том, не окажет ли негативного влияния на двусторонние контакты «пробуксовка» по «голубому топливу», эксперт категорически отмел подобные предположения. «Россия и Китай вышли на высокий уровень понимания и взаимодоверия, что такие детали роли не играют. У нас огромное количество успешных проектов, которые можно занести в актив, сотрудничество развивается по многим направлениям, а упомянутые сложности стоит отнести к разряду, скорее, технических, которые рано или поздно будут урегулированы», - подчеркнул господин Яо. Он также отметил, что «конечно, в ситуации с газом мы наблюдаем то, как каждая из сторон отстаивает свои интересы, ориентируясь на внутриполитические реалии, в этом нет ничего страшного, в итоге консенсус обязательно будет достигнут». Дипломат также предположил, что «Газпрому» и КННК будет легче договориться, когда страсти вокруг газовых дел немного улягутся.
Что же касается других аспектов двустороннего сотрудничества, то здесь наблюдается определенный прогресс. Так, по мнению китайцев, важным показателем является взаимное понимание относительно дефектности современной финансовой системы, когда все страны, безотносительно уровня их экономического развития, продолжают находиться в жесткой зависимости от американской валюты, будущее которой предсказать возьмутся немногие. В целях обезопасить себя наши страны, как считают специалисты, должны и дальше продолжать поиск путей для того чтобы «отвязать» себя от доллара. В этом смысле одним из вариантов видится переход на национальные валюты во взаиморасчетах, который, впрочем, уже частично осуществлен. На самом же деле объемы пока еще совсем незначительны и во многом носят лишь символический характер. Некоторые из китайских экспертов в качестве примера приводят некоторые страны Юго-Восточной и Центральной Азии, где юань почти превратился в национальную валюту, однако очень сомнительно, что подобный сценарий применим к России.
Позитивными примерами взаимопонимания и сотрудничества наполнен диалог России и Китая по другим аспектам международной повестки дня. Так, например, голосование в Совете Безопасности ООН по проекту сирийской резолюции, предложенной США и их союзниками. Совместное ветирование Москвой и Пекином данного документа, по мнению местных аналитиков, демонстрирует созвучность их подходов к проблеме «арабской весны», а если говорить проще, то к своевольному поведению Вашингтона и Брюсселя в отношении суверенных государств. При этом эксперты старательно подчеркивают в разговоре то обстоятельство, что КНР крайне редко использует свое право вето в Совбезе, прибегая к этой мере лишь в крайних случаях, когда речь идет о Тибете или Тайване. Кроме этого, развивается сотрудничество в рамках ШОС, БРИКС и других.
Дополнительную интригу визиту придавал тот факт, что поездка в Китай стала первым зарубежным визитом главы российского правительства после объявления о решении участвовать в президентских выборах 2012 года. Данное обстоятельство отдельно отмечается китайскими экспертами. По их мнению, оно может свидетельствовать об усилении восточного вектора российской внешней политики. Эта перспектива открывает новые горизонты для успешного развития двусторонних контактов, который для Китая в условиях сложных взаимоотношений с Западом приобретает, согласно оценкам ряда специалистов, особую актуальность. На этом фоне китайцы очень рассчитывают на продолжение сотрудничества с Россией и полны уверенности, что курс Москвы на развитие отношений с Пекином продолжится и после смены власти в Кремле. Что же касается Китая, то местные эксперты уверяют, что и после прихода новых лидеров к управлению Поднебесной в следующем году, КНР продолжит линию на укрепление диалога со своим северным соседом.
В общем, состоявшийся визит в очередной раз продемонстрировал – у наших стран по-прежнему много общих целей, констатируется совпадение позиций по многим вопросам, есть серьезный потенциал для наращивания сотрудничества. Вместе с тем, наверное, вряд ли стоит рисовать картину двустороннего диалога исключительно в радужных тонах. На самом деле, только ленивый не заметил изменение тональности публикаций в китайских СМИ и в интервью местных экспертов после того как стало понятно, что «с наскока» подписать газовые соглашения не получится. Разумеется, никто не стал заявлять об охлаждении отношений, но то, что Пекин в случае конфликта интересов будет принимать в расчет собственные интересы, а не эфемерные понятия «стратегический партнер», стало видно не вооруженным взглядом. Да, Китай растет, набирает сил, параллельно с этим волей неволей становясь более заметным и, как следствие, сталкиваясь с новыми проблемами, решить которые рассчитывает, в том числе с помощью России. Так, китайцы почти не скрывают, что в противостоянии с Западом или же попытках обеспечить безопасность по периметру собственных границ, понимают выгоду от сближения с Москвой. Однако, в то же время КНР идет своим путем, и никто не в силах гарантировать, что однажды он не пересечется с российским, и вот именно тогда, видимо, настанет пора для проверки на прочность отношений стратегического партнерства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs