Искусство Парижа в Москве

00:00 21.09.2011 Мария Грановская, кандидат философских наук


Новая экспозиция ГМИИ имени А.С.Пушкина готовилась около трёх лет. Она уникальна по своей концепции, составу и количеству представленных экспонатов. В музее выставлено около двухсот произведений художников «Парижской школы»из музеев Франции,  Швейцарии  и России. Большинство экспонатов привезено из крупнейших парижских государственных и муниципальных собраний – Центра Ж. Помпиду, Музея Оранжери – филиала Музея Д`Орсэ, Музея современного искусства г.Парижа, а также из женевского Музея Пти – Пале. Часть произведений предоставлена Третьяковской галереей и частными коллекционерами.

Термином «Парижская школа» принято условно именовать сообщество художников-космополитов, живших в Париже на Монпарнасе в начале XX в. Монпарнасское содружество просуществовало с 1900 по 1930 гг. Некоторые художники сохраняли приверженность  «Парижской школе» и в 60-е гг. Отнюдь не придерживаясь единой  программы или направления, они были объединены лишь идеей поиска свободного самовыражения в искусстве. «Они различны в своих стилевых предпочтениях, но взаимодействуют друг с другом, они воспринимают живописный или скульптурный язык соседей, при этом помня о тех уроках, которые они получили в парижских академиях или в мастерских французских мэтров».[1] Творческая атмосфера Парижа  начала XX в. и его многоликая среда притягивала художников со всего мира.  Среди наиболее известных представителей Монпарнасского содружества – Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марк Шагал, Хаим Сутин, Мария Васильева, Диего Ривера. В числе участников Монпарнасского сообщества  ещё множество имён. В искусстве они отрицали традиционализм, положив начало основным течениям начала XX в. – экспрессионизму, сюрреализму, фовизму, кубизму, орфизму и дадаизму, во многом предопределив развитие мирового искусства. 

Усилившиеся накануне  Второй мировой войны ксенофобские настроения положили конец Монпарнасскому содружеству. Некоторые художники покинули Париж в это время уже признанными мастерами. Даже искусство в это время приобрело национальный признак.

Экспозиция размещена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Весьма оригинальным кажется решение организаторов смешать стилистически разные произведения художников «Парижской школы» в едином пространстве. Здесь соседствуют, например, изысканный Фужита  и прямолинейная Маревна (Мария Воробьёва-Стебельская).  В Пушкинский музей  привезли два её полотна с одинаковым названием «Посвящается моим друзьям с Монпарнаса», написанных в 60-х гг. Обе представленные работы выполнены в духе кубизма. На них изображена сама Маревна с маленькой дочерью в кругу друзей, среди которых  Амедео Модильяни, его жена Жанна Эбютерн, Хаим Сутин, Диего Ривера, Моисей Кислинг, Осип Цадкин, Максим Горький и другие.

На выставке также можно увидеть известное программное полотно Шагала «Видение. Автопортрет с музой». В этом шедевре переплетены два мира Мастера – родной Витебск и богемный Париж. Несколько картин Шагала дополнено его графическими работами.

Скульптура «Парижской школы» представляет особый интерес. Кубистические шедевры, представленные московской публике, созданы выходцами из Российской империи – Александром Архипенко, Жаком Липшицем, Осипом Цадкиным, румыном Константином  Бранкузи.    

Кураторы признают, что эта экспозиция не может дать всеобъемлющего представления о деятельности «Парижской школы», хотя в ней и представлено 56 имён.     

 

Выставка открыта для посетителей с 20-го сентября 2011года.

 

Фотогалерея



[1] Д.Сарабьянов. Парижская школа. Парижская школа (каталог выставки). М., 2011, с. 10.

 

Версия для печати