Пятого августа 2011 года мировые агентства оповестили, что с американского мыса Канаверал к Юпитеру с научной миссией стартовала ракета-носитель Atlas V с исследовательским зондом «Juno». Он является второй миссией программы «New Frontiers» Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Первый зонд «New Horizons» был запущен к Плутону. Ожидается, что «Junо» достигнет Юпитера в июле 2016 года. В течение первых 365 дней зонд будет изучать магнитные и гравитационные поля планеты, а также химический состав ядра Юпитера и его атмосферы. Всего зонд «Junо» совершит 33 витка вокруг Юпитера.
Одним из разработчиков и авторов проекта является американский учёный-астроном, профессор Института астрономии Университета Гавайи в Гонолулу Тобиас Оуэн. Он вместе со своими коллегами и с супругой Натальей Оуэн – Почётным консулом РФ на Гавайях, присутствовал при запуске «Juno» во Флориде. Сразу после этого события Тобиас Оуэн рассказал обозревателю журнала «Международная жизнь» Елене Студневой о той работе, которая стояла за осуществлением проекта, а также поделился своими мыслями на предмет практического применения знаний о Юпитере для всего человечества.
«Международная жизнь»: Уважаемый Тобиас, освоение космического пространства является не только престижем и политикой ведущих государств мира, но и необходимостью. Международное сотрудничество учёных в области космических исследований охватывает спектр проблем и тем от экологической безопасности космической техники до планетарного карантина и сигналов системы глобального времени. Проект «Юпитер» осуществляется в контексте изучения Солнечной системы. Каков международный резонанс данного проекта? Какие возможности и перспективы он открывает для международного сотрудничества?
Тобиас Оуэн: Изначально люди смотрели на усыпанное звёздами ночное небо и задавались вопросом, есть ли какая-то связь между этими светилами и каково их собственное существование? Поиск ответа стал праматерью почти всех религий на нашей планете. Этот поиск повлиял на развитие искусств, на создание музыкальных произведений, поэзии. Именно он, этот поиск ответов на вопрос о первозданной связи между светилами, украшающими небесный свод, стал в своё время стимулом к развитию наук. В этом и есть причина, объясняющая наше стремление к посещению других планет. Изучение далёких миров помогает нам, землянам, понять нашу связь с космосом. Поэтому так приветствуется международное сотрудничество на этом направлении.
Те из нас, кто участвует в планетарной миссии, рассматривает это сотрудничество как средство укрепления мира между народами. В конкретном случае с «Юноной» (Juno) мы тесно сотрудничаем с Италией, с рядом других стран.
«Международная жизнь»: Век глобализации отмечен активным развитием международного взаимодействия по проблемам морей и океанов, в Арктике, в космосе. Декларируемые цели – несомненно, мирное сосуществование. И среди направлений, изучаемых космонавтикой, есть и задачи оборонного характера. С этой точки зрения, чем в перспективе может привлекать Юпитер?
Тобиас Оуэн: Подчеркну: наш проект «Юнона» и все планетарные исследовательские проекты проводятся исключительно в мирных целях. Некоторые из спутников на орбите Земли используются для военной связи, равно как и некоторые самолёты использовались в войнах. Но это не военные миссии к планетам.
Представляете, впервые в истории Земли мы живём 60 лет без войн в Северной Европе. Вполне вероятно, что первый запуск Спутника и последующее освоение космического пространства людьми оказало влияние на этот мирный период. Мне нравится называть эту миссию «спутник человека».
«Международная жизнь»: Исследование Юпитера преследует не только цель получить наиболее комплексную информацию о роли самой большой планеты в Солнечной системе, но также и поиск новых возможностей для землян. С этой точки зрения, чем интересен проект?
Тобиас Оуэн: Это вклад в человеческие знания и опыт, которые имеют для нас ту же неизмеримую природу, что и восхождение на Эверест, изучение Антарктиды или музыка Моцарта. Они тоже вклад в человеческий опыт познания нас самих, своей связи с миром, несмотря на то, что ни один из этих видов деятельности не имеет практического значения. То есть это то, что невозможно измерить в граммах, километрах или страницах рукописи. Этот проект – вклад в сокровищницу знаний о мироздании. Полёт к Юпитеру - и таким образом попытка познания этой планеты – открывает землянам возможность узнать о чудесах Солнечной системы. Хотя, как Вы знаете, на этом космическом корабле, именуемом зонд «Юнона», нет людей, он не пилотируем. Юпитер уже сослужил Земле добрую службу – он не раз выступал в качестве дружественного гиганта, защищая её от многочисленных «атак» и столкновений с кометами. Что он делает? Он отбрасывает одни кометы и «глотает» другие. Почему это происходит? Надеюсь, узнаем.
«Международная жизнь»: Предположу, что научная экспедиция на Юпитер в программе Американского космического агентства (NASA) была запланирована задолго до 5 августа 2011 года, и всё-таки как долго она готовилась? Кто авторы идеи и чем она была продиктована? Немного истории.
Тобиас Оуэн: Данная миссия является звеном в цепи последующих миссий к Юпитеру. Предыдущие два зонда пролетали мимо него и пошли к другим планетам. Третья миссия была направлена на экваториальную орбиту вокруг Юпитера и зондирование атмосферы планеты-гиганта. Тот зонд сделал много выдающихся измерений. Однако он не внедрился достаточно глубоко, чтобы измерить, в частности, обилие воды на Юпитере. Для учёных это было одной из ключевых задач. Этот зонд «Юнона» будет летать не на экваториальной, а на полярной орбите Юпитера. Его задача – изучать гравитацию планеты- гиганта, чтобы рассказать о структуре недр Юпитера, его магнитном поле и его составе. С помощью микроволновой антенны «Juno» будет искать воду глубоко под облаками, окутывающими Юпитер. Мы можем судить об этом по фотографиям планеты.
Десять лет прошло со времени возникновения идеи о такой миссии на Юпитер. Идея «Юноны» возникла в разговоре, который состоялся в кафе JPL между мною и Скоттом Болтоном. У Болтона было несколько прекрасных идей об измерении заряженных частиц в магнитном поле Юпитера. И он был в поиске новых идей, которых было бы достаточно для полноценной миссии на планету-гигант. Я же со своей стороны хотел посмотреть на воду в глубокой атмосфере этой планеты. До сих пор посылаемый зонд не мог её найти. Таким образом, пришло понимание того, что мы могли бы провести эти оба эксперимента в одной миссии. Так мы совместно написали проект «Юнона», а Скотт собрал команду учёных, чтобы поставить эту миссию на утверждение NASA. Болтон Скотт стал главным исследователем и руководителем миссии «Юнона».
«Международная жизнь»: Что для Вас, Тобиас, лично значит этот проект, и этот полёт в частности? Почему Юпитер? Как и когда у Вас родилась мечта узнать об этой планете? Каков Ваш личный вклад в полёт зонда Juno и его работу?
Тобиас Оуэн: Будучи десятилетним ребёнком, я был очарован мириадами звёзд и планет, движущихся между ними в тёмном небе Санта-Фе Нью-Мексико. Когда мне было 12 лет, я самостоятельно сделал телескоп 15-ти сантиметровым объективом. Первая планета, которую я увидел, был Юпитер. С тех пор прошло 63 года. Тогда я даже не мог мечтать о том, что буду членом команды отправки космического корабля на Юпитер. Ведь тогда ещё не было ни ракет, ни спутников.
Вы спрашиваете, почему Юпитер? Неоднократно подчёркивал, что это самая крупная планета в Солнечной системе координат. Юпитер может вместить все планеты Солнечной системы, и при этом ещё место останется. В силу своих огромных размеров Юпитер имеет возможность хранить память о формировании Солнечной системы. Он как её старший сын, первенец. Поэтому для астрономов изучение Юпитера, как для археологов изучение первобытных пещер – приюта людей на Земле. Это ещё и возможность путешествовать в космическом времени.
Часть миссии, в которой я наиболее заинтересован, – это вода, её присутствие на Юпитере. Потому что вода, вы помните её формулу H2O, переносит кислород на этой планете. И именно кислород – часть головоломки в понимании происхождения этой гигантской планеты. Мы не сможем понять образования Солнечной системы, не понимая Юпитер.
«Международная жизнь»: Цели зонда кратко сформулированы всеми мировыми агентствами. Для читателей нашего журнала могли бы Вы поподробнее рассказать о них. Как предполагается дальше строить работу на основе полученных данных? Есть программа продолжения проекта «Юпитер»?
Тобиас Оуэн: Мы изучим структуру недр Юпитера, интересно узнать, имеет ли он ядро, плотностью материала больше, чем Земля. Изучим размер и состав его огромной магнитосферы. А также то, как она производит огромные яркие полярные сияния, узнаем и состав самой планеты.
Среди прочего, что мы собираемся сделать с полученными данными – это использовать их для определения характеристик супер-гигантских планет, чьи орбиты меньше Меркурия, которые обнаружены вокруг других звёзд. В настоящее время известно более 200 из них. Но мы пока не нашли каких-либо, подобных Юпитеру. Может быть, Юпитер даст нам ответ на вопрос: «Почему»?
В настоящее время знания учёных ограничены в отношении этих планет, которые иногда в 10 раз больше Юпитера. Это заставляет нас задуматься над тем, что есть что-то особенное, загадочное в нашей Солнечной системе. Это может означать, хотя и маловероятно, что есть и другие планеты, обитаемые, как наша Земля. И это ещё одна причина, по которой мы хотим ещё больше понять Юпитер, узнать о нем всесторонне. Миссия «Юнона» пока не имеет продолжения, во всяком случае, пока она не планируется. Следующая миссия пойдёт на Марс – другой увлекательный мир.
«Международная жизнь»: Уточните, пожалуйста, логистику, разработанную для взаимодействия с зондом Juno с Земли на весь срок до его возвращения? Чем будут наполнены эти пять лет, отведённые для его работы на орбите Юпитера?
Тобиас Оуэн: Космическому аппарату «Юнона» потребуется пять лет, чтобы добраться до Юпитера. Всё это время, пока он будет двигаться к планете, мы будем общаться с зондом, он будет передавать нам данные с помощью радиосигналов. Непосредственно на Юпитере зонд будет работать ровно месяц. Но на всём протяжении его пути к Юпитеру зонд будет иметь возможность обследовать огромное пространство между Землёй и другими планетами. Радиоволны распространяются со скоростью света, и нашей команде потребуется 45 минут, чтобы связаться с Земли с зондом и ещё 45 минут для зонда, чтобы отправить нам информацию о своих открытиях.
«Международная жизнь»: Насколько необходимо было участие в проекте таких партнёров, как Итальянское космическое агентство, а также Франции, Бельгии, Дании? Как вы оцениваете их вклад в общее дело и видите ли Вы целесообразность участия в этом проекте России? Если да, то в чём именно?
Тобиас Оуэн: В настоящее время все крупные космические миссии предполагают международное сотрудничество. Большие миссии, такие как Кассини-Гюйгенс в систему Сатурна, являются слишком дорогими, чтобы выполнять их только одной страной. Итальянцы многое сделали для миссии «Юнона», они предоставили очень важное оборудование и необходимую электронику. Другие страны – Бельгия, Франция - также помогли, но в меньшем объёме. Русские сотрудничали в рамках других международных миссий. Кстати, они могли бы поставлять инструмент для нашей миссии, но в то время, когда строился наш корабль на Юпитер, у России ещё не было подходящих инструментов. Но это не исключает сотрудничества, ведь мы все заинтересованы в знаниях о Солнечной системе, которые помогают нам добывать с помощью международных миссий «спутники человека».
«Международная жизнь»: Мы уже упоминали, что на запуске космического аппарата к Юпитеру вместе с Тобиасом Оуэном присутствовала его супруга Наташа Оуэн. Пока команда наблюдала приготовление к старту и затем полёт ракеты-носителя, Наташа наблюдала за командой. Вот её впечатления очевидца.
- Юнона улетела к Юпитеру! незабываемое и волнительное зрелище, кажется, что дрожит земля и ревёт страшным рёвом! Какая мощь поднимает ракету и выбрасывает в воздух! Мы с Тоби стояли на сооружённых по этому случаю трибунах около пресс-центра NASA. Взрослые мужики радовались, плакали как котята, ликованию не было предела. Мы оба плакали от счастья. Народ обнимался, кто-то открыл шампанское. Люди переживали такой всплеск счастья, который возможен лишь в редкие минуты нашей жизни. Ощущение победы усиливалось, будучи разделённым с другими и помноженным на десятки сердец. Когда ракету уже не стало видно, и надо было уходить, появилось ощущение пустоты. А чего теперь ждать? Разве может что-то ещё произойти равное по накалу этому чуду?
После запуска Тобиас дал интервью ирландскому телевидению. Семь лет прошло со дня, когда у Тобиаса появилась мечта об этом полёте, и вот она улетела в межпланетное пространство. Он с детства смотрел на небо, думая о далёких мирах. Юпитер был первой планетой, на которую Тобиас смотрел через телескоп, который сделал сам. Ему было тогда 12 лет. Через 63 года он придумал, как полететь к своему первенцу!
В тот день 5 августа ликовало всё побережье. Куда бы ни зашёл, все поздравляли друг друга с запуском. Я покупала по дороге домой из Космического центра фрукты из припаркованного к домику пикапа. Из дома вышел хозяин, приветливый мексиканец в мятой рубахе. Он широко улыбался: «Вы видели запуск»?
NASA запустило миссию к Юпитеру.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs