ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Плюс электромобилизация всей страны

00:00 31.05.2011 • Наталия Меден, институт экономики РАН, к. э. н.

Запад неустанно критикует Россию за то, что-де ее программа модернизации ограничена сугубо материальными аспектами: инновации, инфраструктура, новейшие технологии. Между тем, в самих развитых странах степень вмешательства государства в экономику растёт на глазах. И те из них, которые не погрязли в долговом кризисе, активно содейст­вуют развитию инфраструктуры и новых технологий, проявляя в этом завидную на­стойчивость.

Пример подобной стратегии демонстрирует Германия, правительство которой предпри­нимает серьезные усилия по электрификации автомобильного транспорта. Накануне гло­бального финансового кризиса была принята «Интегрированная энергетическая и клима­тическая программа», один из разделов которой посвящён вопросу перевода транспорта на электромобили. Программа, как документ стратегический, сформулировала общую цель, а конкретные меры в поддержку ее реализации разрабатывались в период, когда финансовый кризис совпал с рецессией и структурным кризисом автомобильной промышленности. В августе 2009 года в рамках второго конъюнктурного пакета правительство утвердило «Национальный план федерального правительства по развитию электромобилестроения». Именно в этом документе впервые прописана амбици­озная цель за ближайшее десятилетие увеличить парк электромобилей едва ли не в тысячу раз: от исходного уровня 1,5 тысяч до миллиона к 2020 г. И здесь же дан старт го­сударственному субсидированию, причем обозначено, что его главным адресатом будут исследовательские проекты. Кроме отраслевого принципа, учитывается и территориальный. На региональную программу, рассчитанную на три года,  выделено 130 миллионов евро; для каждого из 8 «модельных регионов по электромобилизации» поставлены задачи инфраструктурного характера.

Оптимистично настроенные политики надеялись, что серийный выпуск электромобилей начнется в 2011 году. Надежды в полной мере не оправдались. На сегодняшний день первой приступить к серийному выпуску электромобилей собирается компания BMW, которая с 2008 года запустила специальную программу, нацеленную на выпуск электромобилей для крупных городов. Через год производство будет налажено в Лейпциге, в новом сборочном цехе, строительство которого обошлось компании в 400 миллионов евро. Фирма Daimler испытывает «второе поколение» E-Smart (первое поколение так и не вышло из испытательной стадии), а с прошлого сентября занимается малосерийным выпуском электрической версии одной из своих моделей. Audi  обещает уже в этом году представить одну новую версию автомобиля с гибридным приводом (строго говоря, такие модели не относятся к электромобилям), а в течении будущего года завершить разработку электрического варианта спорткара.

Отдавая себе отчет в имеющихся трудностях, правительство не опускает руки. В начале мая 2010 года оно инициировало создание «Платформы по электромобилестроению» с участием экспертов и крупных компаний. В совместном заявлении правительства и представителей германской промышленности по этому поводу говорится: развитие электромобилестроения «укрепляет Германию как промышленную державу и способствует защите климата»[1]. К настоящему времени «Платформа» подготовила для руководства страны два отчета. Последний, майский отчет послужил основой для разработки дальнейших правительственных мер, выходящих за рамки финансирования научных исследований. Впрочем, наука не забыта: если  за 2009–2010 годы исследователи получили полмиллиарда евро, то на три предстоящих года выделяется 2 миллиарда. Главное –  найти способ понизить стоимость аккумуляторов. Объявлено также, что с 2013 года не менее 10% автомобилей, закупаемых или арендуемых правительством, будут обладать низкими показателями по выхлопу CO2 (не выше 50 г на 1 км пробега). Для владельцев электромобилей предусмотрено удвоение срока освобождения от уплаты автомобильного налога до 10 лет. Предполагается завершить создание необходимой инфраструктуры – широкой сети станций для подзарядки аккумуляторов. Специалисты из университета Дуйсбурга-Эссена уверены, что крупные города уже сейчас оснащены инфраструктурой настолько, чтобы каждое десятое из транспортных средств работало на электричестве.

Несмотря на энергичную поддержку со стороны государства, электрификация автомобильного парка и автомобилестроения все же не прогрессирует желанными темпами. Из 42 миллионов зарегистрированных в Германии автомобилей электромобилей насчитывается 2,3 тысячи. По прогнозам отрасли, при существующих темпах в 2014 году парк электромобилей вырастет до 25 тысяч, и к 2020 году получится не миллион, как хотело бы правительство, а 450 тысяч машин.  Причина «невыполнения заданий правительства» лежит на поверхности: электромобили стоят в полтора раза дороже, чем традиционные автомобили. Приукрашивая действительность, близкая к правительственным кругам газета «Франкфуртер Альгемайне» оценивает разницу в цене в диапазоне 4-9 тысяч евро. Зато шеф компании Даймлер Дитер Цетше приводит цифру 11 тысяч, предрекая, что и в 2020 году электромобили будут на 5 тысяч дороже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.  Рассказывая о планах своей компании по выпуску 4 моделей с электроприводом, представитель концерна Даймлер деликатно обошел тему цены. Скорее всего, автостроители немного лукавят, вытягивая у правительства дополнительные субсидии: желательно, в размере 4,5 миллиардов евро до 2014 года, правда, и сами обещают до 2015 года вложить в отрасль 12 миллиардов. Пока, по майским решениям, правительство всё же поскупилось, сделав ставку на не денежные льготы для потенциальных покупателей, как-то предоставление бесплатных парковок и разрешение пользоваться полосами для общественного транспорта.

Со своей стороны, потребители предпочитали бы денежные премии за покупку электромобилей – как это уже делается во Франции, Испании, США и Канаде и запланировано в Великобритании. Однако федеральное правительство отвергло такую идею, опираясь на мнение антимонопольного ведомства. Его глава, Юстус Хаукап, сомневается, есть ли у этой технологии будущее, и уверен, что столь масштабные субсидии угрожают нарушить рыночный механизм. Предложение о премии за покупку электромобилей он назвал «очередной глупостью» после принятия закона о возобновляемой энергетике и премирования покупку новых автомобилей взамен старых (напомним, что Россия позаимствовала этот временный опыт кризисного периода)[2]. Но если на ближайших выборах в бундестаг в числе победителей окажется партия «зеленых» (а опросы общественного мнения подтверждают такую возможность), этот способ стимулирования экологичного автотранспорта имеет шанс в Германии. «Зеленые» решительно выступают за выплату премий в размере 5 тысяч евро в течение двух лет. После недавних земельных выборов впервые за историю в Федеративной Республике  появился «зеленый» премьер-министр, который провозглашает одновременный отказ от атомной энергетики и электромобилизацию своей земли.

Прежде «зеленые» сдержанно относились к идее электрификации транспорта, потому что использование электричества взамен бензина приводит к увеличению нагрузки на электростанции, включая вызывающие наибольшую критику атомные и угольные. Но с недавних пор автостроители тоже включились во всенародную борьбу за новую энергетику – процесс, который в Германии называют «энергетическим переломом» (Energiewende). Термин Wende – так 20 лет тому назад говорили о событиях, предшествовавших объединению Германии – подчеркивает революционный характер изменений в энергетической отрасли, вызванных перспективой отказа от АЭС после японской трагедии. Главная цель состоит в том, чтобы в самой ближайшей перспективе заменить атомную энергетику возобновляемыми источниками. Чтобы сделать электромобили безупречными с экологической точки зрения, автостроительные компании становятся акционерами альтернативной энергетики. Audi уже является акционером нескольких оффшорных ветропарков; BWM, Daimler и Volkswagen пока ограничиваются заявлениями о намерении освоить эту сферу инвестиционной деятельности. Volkswagen с 2009 года совместно с одной из компаний по выработке экологичной энергии ведет проект, нацеленный на использование электромобилями энергии мини-генераторов, расположенных в жилых домах[3].

Почему же правительство поддерживает программу электромобилизации? Думается, причин несколько. Отчасти это PR-акция правительства, учитывающего экологичные настроения общества, то есть своих избирателей. Для избирателей также небезразлично, что автомобильные компании обещают создать в новой отрасли до 30 тысяч рабочих мест.   Кроме того, присутствует желание не уступать традиционную славу немецкого автомобилестроения, тем более что автомобили и поныне являются крупнейшей статьей экспорта. Наконец, важным мотивом является стремление снизить зависимость от импорта энергоносителей: как выражается Ангела Меркель, «прочь от нефти» (старый лозунг «зеленых). Отметим, что такая трактовка была бы благоприятна с точки зрения российского экспорта газа в Германию: ведь в реальности отказ от атомной энергии можно компенсировать наращиванием мощности газовых станций. Но о таком пути в Германии предпочитают не говорить, очевидно, чтобы не навлекать на свою голову упреков за раскол единой энергетической политики Евросоюза.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.



[1] Etablierung der Nationalen Plattform Elektromobilität - Gemeinsame Erklärung von Bundesregierung und deutscher Industrie. http://www.bundesregierung.de, 03.05.2010.

[2] Künast fordert 5000 Euro Kaufprämie für E-Autos // Welt, 14.05.2011.

[3] Ein Mini-Kraftwerk für jedes Wohnhaus // PR online, 06.09.2009.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати