ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Гондурасский компромисс

00:00 30.05.2011 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Свергнутый и правящий президенты договорились вести «мирный и конструктивный диалог» в самой стране

Невероятно, но факт: впервые в истории группа государств Латинской Америки вопреки воле США достигла договоренности с нынешним руководством в Тегусигальпе о возвращении свергнутого гондурасского президента Мануэля Селайи (Manuel Zelaya) на родину, а самого Гондураса – в семью Организации Американских Государств (ОАГ) и некоторые интеграционные группировки континента.

Президентом Венесуэлы Уго Чавесом и его колумбийским коллегой Хуаном Мануэлем Сантосом была затеяна многоходовая комбинация по преодолению политического и экономического кризиса в Гондурасе, а также назревавшей в этой стране гражданской войны.

Начало жестокой конфронтации в Гондурасе было положено местными заговорщиками во главе с Роберто Мичелетти, которые, по сообщениям американской прессы, координировали свои путчистские планы с представителями Соединенных Штатов, а точнее, с Пентагоном и ЦРУ. Благо, что на территории республики давно и активно действует военная база США Пальмерола. Противники президента Мануэля Селайи внутри и за пределами Гондураса решились на военный переворот после того, как тот взял курс на социально-экономические реформы, присоединил свою страну к ориентированной на социальные перемены интеграционной группировке АЛЬБА (ALBA), отправил в отставку наиболее одиозных генералов и объявил о проведении опроса населения по поводу возможных поправок в конституции. Последнее и послужило главным поводом для выступления военных. Они обвинили президента в нарушении основного закона Гондураса, в амбициозном стремлении продавить для себя второй срок президентства и заодно – в коррупции. А так как доказывать обвинения было не с руки, 28 июня 2009 года военные вместе с Роберто Мичелетти совершили государственный переворот, арестовали президента и выслали его вон из страны, в Коста-Рику.     

Временным главой государства парламент назначает Роберто Мичелетти.

Дальнейшая хроника основных событий такова.

- 29 июня 2009 года: страны Боливарианского Альянса для Народов Нашей Америки (ALBA), Система Центральноамериканской Интеграции (SIC) и Группа Рио (Grupo de Rio) осуждают государственный переворот и требуют восстановления Мануэля Селайи в должности президента.

- 30 июня 2009 года: Генеральная Ассамблея ООН требует вернуть Селайю к власти.

- 4 июля 2009 года: Организация Американских Государств приостанавливает членство Гондураса в этой организации.

- 5 июля 2009 года: Мануэль Селайя пытается вернуться в свою страну на самолете, однако новые власти не разрешают посадку его самолета в аэропорту Тонконтин и подвергают жестоким репрессиям манифестантов, которые пришли встречать свергнутого президента.

- 24 июля 2009 года: Свергнутый президент прибывает на границу с Гондурасом со стороны Никарагуа и въезжает на территорию своей страны через пункт контрольно-пропускной пункт Лас Манос. Но гондурасские пограничники по приказу властей силой вынуждают его вернуться обратно.    

- 21 сентября 2009 года: Мануэль Селайя каким-то чудом возвращается в гондурасскую столицу Тегусигальпа, но под угрозой ареста укрывается в посольстве Бразилии, где четыре месяца проводит в осаде военных и полиции. Экс президента тайно вывозят за границу. Затем еще несколько месяцев он живет в Коста-Рике.

- 29 ноября 2009 года: в Гондурасе в обстановке репрессий проводятся «всеобщие выборы», итоги которых не вызывают доверия ни у местного населения, ни у международного сообщества.

- 27 января 2010 года: «по результатам» выборов президентом становится гондурасский олигарх, представитель Национальной партии Порфирио Лобо Coca (Porfirio Lobo Sosa). В этот же день Селайя получает разрешение выехать в Доминиканскую Республику, где проводит последние месяцы своего изгнания. (Впоследствии перед возвращением на родину он горячо поблагодарит президента Доминиканы Леонеля Фернандеса за гостеприимство).

- 12 января 2011 года: Национальный Конгресс Гондураса вносит поправку в 5 статью конституции, позволяющую проводить в стране опросы и референдумы. Поразительно, но именно подобная попытка послужила предлогом для свержения Мануэля Селайи.

- 9 апреля 2011 года: новый президент Порфирио Лобо встречается в колумбийском городе Картахена де Индиас с президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом и главой Венесуэлы Уго Чавесом, которые выступают в качестве посредников в деле урегулирования гондурасского кризиса.  

- 16 апреля 2011 года: Уго Чавес принимает в Каракасе Мануэля Селайю и объявляет ему, что при поддержке президента Колумбии посредническая миссия продвигается успешно. 

- 2 мая 2011 года: Верховный суд Гондураса аннулирует обвинения Мануэля Селайи в так называемой коррупции. С экс президента снимаются и другие обвинения. Дорога к возвращению на родину открыта.

- 22 мая 2011 года: Мануэль Селайя и Порфирио Лобо на встрече в колумбийском городе Картахена де Индиас подписывают «Соглашение о национальном примирении и консолидации демократической системы» (“Acuerdo para la Reconciliación Nacional y la Consolidación del Sistema Democrático en la República de Honduras” o “Acuerdo de Cartagena”), которое дает возможность свергнутому президенту и его сторонникам вернуться на родину, а стране реинтегрироваться в ОАГ и другие региональные объединения (такие, например, как Sistema de Integración Centroamericana (Sica) или ПетроКарибе – PetroCaribe), предоставляющие своим членам весьма выгодные экономические льготы. Гарантами выполнения договоренностей выступают Венесуэла и Колумбия. Достигнутое соглашение в целом получает поддержку всех столиц Латинской Америки. Недовольны только Соединенные Штаты, власти которых делали все возможное, чтобы гондурасцы навсегда вычеркнули из своей памяти избранного ими президента Мануэля Селайю…

 

Разумеется, хроника событий, представленная многими зарубежными агентствами, не дает полной картины развернувшейся борьбы за преодоление политико-экономического кризиса в Гондурасе. С самого начала государственного переворота узурпаторы обрушили на истинных защитников конституционного строя Гондураса жестокие репрессии. Начался избирательный отстрел лидеров общественных организаций, профсоюзных активистов, журналистов. Многие жертвы режима подвергались пыткам и издевательствам. Для борьбы с репрессивным режимом был создан Национальный Фронт Народного Сопротивления (Frente Nacional de la Resistencia Popular-FNRP), в который вошли десятки тысяч противников диктаторских порядков. Он был запрещен властями и действовал нелегально. Кстати, «Соглашение» между Селайей и Лобо предусматривает законное включение FNRP в политическую жизнь Гондураса как легитимной партии, лидером которой и становится возвратившийся экс президент.

Так что же произошло? Почему инициатор процесса примирения Уго Чавес, которого почти во всем мире критикуют все и даже ленивые, смог и невозможное сделать возможным?  

Если объяснять коротко и по сути, Гондурас, изгнавший президента и остановивший реформы, не выдержал международной изоляции в условиях экономического кризиса, а террор против политических оппонентов привел к обратному результату – консолидации народного сопротивления. Наиболее радикальные группы Фронта начали подготовку к вооруженным операциям.

По мнению большинства экспертов, Соединенные Штаты не смогли оказать необходимую поддержку своим ставленникам, поскольку даже при раскаленном печатном станке долларов хватает только на субсидии по статьям «Военная помощь Гондурасу» и «Борьба с международной наркоторговлей». Полностью содержать репрессивный режим и страну оказалось и для США слишком накладно.

А ситуация в экономике Гондураса просто аховая. Курс на тотальную приватизацию обернулся ростом безработицы, инфляции и цен на продукты и товары первой необходимости, только стоимость горюче-смазочных материалов в стране при Мичелетти-Лобо повышалась более 20 раз.

Вот и решили в Тегусигальпе, что возврат к демократии и в региональные структуры для них выгоднее, чем назревавшая гражданская война.

Все остальные страны Латинской Америки, в свою очередь, сильно заинтересованы в ликвидации опасного прецедента государственного переворота, который несет в себе соблазн быстрой и эффективной расправы с неугодными США или местной олигархии демократическими строями. А это – трагический возврат к прошлому, к вооруженным противостояниям диктатур и народов, к кровавым гражданским войнам. Так что компромисс оправдан.  

…Итак, в ночь на 28 мая бывший президент Мануэль Селайя въехал из Никарагуа в Гондурас, проведя в изгнании почти два года. По соглашению с действующим главой государства, разрешено вернуться в страну и всем функционерам правительства Селайи. Все выглядит мило, демократично и почти неправдоподобно.

Теперь встает неизбежный и «упрямый» вопрос: смогут ли «проглотить» эту политическую метаморфозу США и те силы, включая военных, которые в июне 2009 года гневно изгнали законно избранного президента и его правительство из Гондураса, лишив его права и в дальнейшем заниматься политикой? И какими будут их ответные шаги? 

Ответы на эти вопросы, думается, получим уже в ближайшее время. А сейчас в Гондурас прибыл генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса (Jose Miguel Insulza). Уже назначена Генеральная Ассамблея этой организации на уровне министров иностранных дел. Сомнения в такой поспешности высказал только президент Эквадора Рафаэль Корреа (Rafael Correa), который обусловил согласие своей страны участвовать в этом процессе реинтеграции Гондураса наказанием участников государственного переворота. Мол многие из них занимают высокие посты в правительстве Лобо и наверняка будут саботировать возврат страны к демократии.

Никарагуа, Боливия, Бразилия и Аргентина, которые сначала противились возвращению Гондураса в ОАГ, сейчас поддерживают его, но с условием, что прежде Тегусигальпа должна выполнить свои обязательства по «Картахенскому соглашению». Так что, в развитии дальнейших событий возможны различные варианты. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати