Военный музей Kитая

00:00 22.02.2011 Екатерина Родина, редактор журнала «Международная жизнь»

МОСКВА-ПЕКИН-МОСКВА

Недавно мне довелось побывать в Пекине. Китайская столица  по  праву считается одним из крупнейших центров мировой культуры и истории: одних музеев здесь больше сотни. Пекинский военный музей китайской народной революции - крупнейший  в стране. Еще на  подъезде взору открывается потрясающее зрелище.  Словно могучий исполин, перед  глазами вырастает мощное сооружение, по архитектуре чем-то напоминающее Мавзолей, только с окнами и по габаритам своим раз в пять больше.  Здание построено  в 1959 году, в типичном для китайских столичных построек того времени стиле социалистического классицизма. Это - единственный в стране музейный комплекс,  экспозиция которого целиком  посвящена истории и сегодняшнему дню Китайской народной армии, последним достижениям в сфере военных технологий и оборонного строительства Китая.

На фасаде главного входа – надпись, не менявшаяся   со времен Мао Цзэдуна: Военный музей китайской революции. Слева от музея расположен памятник герою-освободителю времен правления «Великого Кормчего». Впечатляют динамика и сюжет скульптурной композиции. Она состоит  из двух жанровых сцен. В первой – уже немолодая женщина по- матерински обнимает солдата; рядом - прильнувшая маленькая девочка с упоением и гордостью смотрит на него, а юная девушка ждет момента, чтобы подарить  фрукты. Во второй сцене – другой воин помогает    крестьянке  нести  корзину.  Вся композиция как будто говорит: солдата-защитника дома всегда ждут и  с радостью встречают, а в мирной жизни – солдат – помощник и опора. 

Справа от входа в музей – огромная ракета. Сразу видно,  что это предмет гордости китайцев. Ловлю себя на мысли, что она мало чем отличается от нашей, по крайней мере, внешне.  Это сходство неизменно вызывает восторг многих туристов из России, которые тут же не прочь сделать памятное фото.

 

Входим внутрь здания. В огромном зале представлены реактивные истребители, ракетные пусковые установки, танки.

 

Четыре  этажа музея включают в себя десять залов, самый большой из которых – зал оружия. Чего здесь только нет: всевозможные образцы холодного, стрелкового оружия разных времен и разных стран.  Не обошлось, конечно,  и без легендарного автомата Калашникова.  В Китае до сих пор испытывают  чувство благодарности за помощь нашей страны в военно-технической и экономической областях в период японо-китайской войны (1937-1945 гг.), а также  после провозглашения нового государства в 1949 году– КНР . Экскурсовод приводит высказывание  Мао Цзэдуна: «Оружие народа, вплоть до единой винтовки и единого патрона, нужно сохранить и не отдавать». Так, по завету вождя, все это  и дошло до наших дней. Коллекции очень богатые, разнообразные, а их национальный колорит еще раз заставляет поражаться смекалке и находчивости китайцев.

На одном из стендов, например, можно  увидеть перчатку с намертво прикрепленным к ней маленьким пистолетом. На перчатке даже видны следы крови, подтверждающие то, что ее хозяин побывал в бою. Спрашивается: зачем нужно было создавать такой гибрид? А дело вот в чем: климат в Китае – умеренно континентальный, и дуют, особенно зимой, очень сильные ледяные ветра. Голыми руками оружие не возьмешь, можно было просто отморозить пальцы, вот и нашли китайцы выход из положения – комплект - два в одном. Был и еще один плюс у этого изобретения:  компактное  оружие, вмонтированное в перчатку  при неожиданном  появлении врага, молниеносно приводилось в действие.

В других залах -  не менее интересно. Военная история Китая предстает в виде кинохроник, макетов, диорам, гипсовых скульптур, карт, военных реликвий.

В музее - очень много картин.  На одной  из них запечатлена церемония подписания  первого русско-китайского договора 1689 года.

Вскоре после образования КНР государство, едва оправившись от потрясений военных лет и иностранной интервенции, взяло под охрану все уцелевшие сооружения и достопримечательности древности. Благодаря этому, многие из реликвий многовековой истории Китая  сохранились  по сей день.

Впечатляет  зал скульптурных фигур. И здесь китайцы  оставили  память о своих лидерах, исторических деятелях, ученых, мыслителях.

Про любую страну можно сказать, что она  многолика и самобытна. И это будет справедливо. Но про Китай с его тысячелетними культурными и историческими традициями этих двух определений недостаточно.  Иностранцу, чтобы понять, осмыслить подтекст, нюансы, мифологию и символизм, скрытый буквально во всем, может и   целой жизни не хватить. Не зря говорят, что Китай – это другая цивилизация. Вот и мы, обойдя залы тематических экспозиций, посвященных разным периодам жизни Китая -от  древнейшей до новейшей истории  - возвращались со смешанными чувствами.  Было чувство уважения к народу, который так бережно и скрупулезно  хранит мельчайшие детали своей истории. А еще было  ощущение чего-то недосказанного, чего-то, что пока сокрыто.  Но это и хорошо. Именно так и  должен провожать своих посетителей настоящий  Музей.  Провожать, чтобы однажды позвать  к себе  – открывать и познавать новое. 

Версия для печати