Прошедший 2010 год не был слишком значительным, выделяющимся в плане различных крупных военных приобретений и событий. Причиной тому послужили, по мнению российских и зарубежных обозревателей, последствия глобального финансово-экономического кризиса, сломавшего планы многих министерств обороны. Не обошло это стороной и российский военно-промышленный комплекс, российскую армию. Однако, за истекший год можно выделить несколько крупных новостей в российском военном строительстве.
Среди таких событий: первый полет российского прототипа истребителя пятого поколения - ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), известие о том, что Россия возобновляет производство экранопланов, в том числе для нужд силовых структур, проведение Минобороны сравнительных испытаний российских беспилотных летательных аппаратов, успешные пуски российской межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" и некоторые другие. Особо следует подчеркнуть начало работы по формированию государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Объем ее финансирования составит 22-22,5 триллиона рублей, из которых непосредственно Министерство обороны России получит 20 триллионов рублей.
Хотелось бы отметить и еще одно, очень важное, даже знаковое событие. Это - договоренность о приобретении Россией у Франции двух кораблей-вертолетоносцев "Мистраль". Согласно совместному заявлению Президентов России и Франции в конце декабря прошлого года, в рамках международного тендера на поставку двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) для Минобороны России российские власти сделали выбор в пользу предложения, представленного консорциумом, состоящим из французского судостроительного гиганта DCNS и судоверфи STX и российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предложение консорциума предусматривает совместное строительство двух кораблей этого типа с последующим производством двух дополнительных единиц.
Этот беспрецедентный проект сотрудничества является знаковым еще и потому, что, начиная с 1917 года и за все время своего существования, СССР (по идеологическим соображениям) не закупал за рубежом в крупных европейских государствах и США военно-морские суда и вообще не закупал никаких систем вооружений. Ну, а Западная Европа и США, в свою очередь, сами выступали против какой-либо торговли оружием со странами «победившего социализма» и с СССР в первую очередь. Надо сказать, что и Российская Империя еще со времен Петра Великого не очень любила закупать оружие в других государствах, предпочитая брать на вооружение изобретения собственных производителей. Тем не менее, закупка вооружений Российской Империей в других государствах осуществлялась регулярно. Часто это касалось судов для флота Российской Империи. Так, строительство знаменитого и воспетого в песнях крейсера «Варяг» велось в Филадельфии на верфях «William Cramp & Sons», есть еще много тому подобных примеров. В этом смысле франко-российская сделка по «Мистралю» возвращает некую традицию доверия между Россией и Европой, вновь подключая Россию (не члена НАТО) к общеевропейским военным интеграционным процессам.
Существует и другой важный аспект сделки по «Мистралю». Нередко раздается критика в адрес правительства России за непомерно высокую цену закупки. В действительности, стоимость первого вертолетоносца, составит 720 миллионов евро, второго корабля - 650 миллионов евро. Второй "Мистраль" обойдется дешевле, в том числе (убрать запятую) и за счет увеличения доли России в строительстве. Если при строительстве первого корабля доля РФ составит 20 процентов, а при строительстве второго уже может достичь 40 процентов. Такое постепенное увеличение российской доли в проекте строительства крупного корабля немаловажно.
«Мистраль» и корабли его типа – очень крупные суда. Десантный вертолетоносец класса "Мистраль" имеет полное водоизмещение 21 тыс. 300 тонн, максимальную длину - 210 метров, ширину - 30 метров, развивает скорость до 18,8 узлов (исправить узла), запас его хода составляет 19,8 тысячи миль. "Мистраль" может перевозить 16 тяжелых, или 35 легких вертолетов, сухопутную технику, десантные катера и от 450 до 900 солдат. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 тонн (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре и катеров в доке): 60 легких боевых бронированных машин, либо 13 тяжелых танков «Леклерк».
Кроме задач по десантированию на сушу воинских частей и приему вертолетов, корабль может использоваться как центр командования и плавучий госпиталь.
России приходится учитывать тот неприятный факт, что в неразберихе и ошибках 90-х годов страна во многом потеряла возможность строительства крупнотоннажных надводных судов. Николаевские судостроительные верфи отошли к Украине, экономика которой была неспособна их поддержать до прихода лучших времен. Сегодня там нужна их полная реконструкция. За отсутствием строительства крупнотоннажных кораблей для ВМФ и упадка в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров, опыт технический и технологический по целому ряду позиций был Россией безвозвратно утрачен. К тому же средний возраст рабочих в ВПК страны очень значительный. Еще в 2002 году, будучи Президентом России, В.В.Путин, выступая на совещании в Нижнем Новгороде по вопросам ВПК, озвучил среднюю цифру возраста рабочих в отрасли – 63 года. Надо думать, этот средний возраст за последующие восемь лет, к сожалению, меньше не стал. С этой точки зрения совместное осуществление с французскими партнерами проекта «Мистраль» - важная школа подготовки для будущих российских корабелов. Тем более, если понимать, с какими интересными партнерами из Франции им придется совместно работать.
В современном мире, где научно-технический прогресс во многом определяет военную мощь государства, французский судостроительный концерн DCNS стоит на самых передовых в мире позициях, по уровню и качеству своих разработок опережая даже лучшие концерны США. Это о многом говорит. Например, о качестве подготовки и знаниях инженерно-технического состава, с которым российским корабелам предстоит сотрудничать.
Чем же конкретно прославился концерн DCNS, почему его так хорошо знают во всем мире?
Остановимся лишь на последних достижениях этого французского военного кораблестроительного гиганта. В конце октября прошлого года компания DCNS представила концепцию полностью электрического боевого надводного корабля «Advansea», в котором и оружие, и силовые установки будут работать на электроэнергии. Концепция «Advansea» предполагает создание корабля длиной 120 метров и водоизмещением четыре тысячи тонн. Он сможет развивать скорость до 28 узлов. Предполагается также, что новый боевой корабль будет иметь две посадочные площадки для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. В качестве вооружения на «Advansea» будут использоваться лазерные установки с переменной интенсивностью импульса. Кроме того, электричество будет использоваться и для пушек (рельсотронов), в которых снаряды будут ускоряться электромагнитными импульсами. Эта концепция, по мнению специалистов, в ряде моментов опережает известный аналогичный американский проект «Зумвельт».
Проект «Advansea»
DCNS также в этом году представила и концепцию перспективного боевого корабля, который объединит в себе свойства подводной лодки и надводного корабля, одну из самых революционных в мире военно-технических разработок.
Перспективный проект SMX-25
Одним из главных достоинств корабля, получившего условное обозначение SMX-25, является его способность быстро прибывать в надводном положении на удаленные театры военных действий, после чего он будет способен наносить удары из-под воды.
Проект SMX-25 в подводном положении
Предполагается, что корабль в надводном положении будет развивать скорость до 38 узлов (70 км/ч), в подводном - 10 узлов (18,5 км/ч). SMX-25 будет иметь на вооружении 16 многофункциональных ракет, способных поражать надводные, подводные и наземные цели, а также 4 торпедных аппарата. Корабль будет максимально автоматизирован. Экипаж SMX-25 будет насчитывать 27 человек. В 109-метровом корпусе, выполненном с использованием технологии "стелс", предусмотрен также отсек для перевозки разведывательно-диверсионной группы численностью 10 человек
Так что партнеры у российских корабелов будут интересные, непростые, амбициозные и знающие. Тем интереснее работа российским кораблестроителям предстоит: перенять знания, наверстать упущенное в «лихие» 90-е годы, ну и, конечно, привнести наш богатый опыт ВПК в проект «Мистраль». В любом случае данный российско-французский проект имеет много позитива, который лежит не только в плоскости двустороннего военно-технического сотрудничества между Россией и Францией, но и привносит важную международную, общеевропейскую составляющую.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs