Интервью с Майей Владимировной Роменец де Риос – организатором и директором школы имени М.Горького в Лиме в Перу.
Русская школа имени Максима Горького в Перу отметила 25-летний юбилей. Её инициатор и создатель - Майя Владимировна Роменец де Риос – активный участник всех конгрессов российских соотечественников, которые проходят в Москве и Санкт-Петербурге с участием президента страны и при поддержке министерства иностранных дел России. 2010 год не стал исключением – Майя Владимировна дважды приезжала из далёкого Перу в Москву на съезд соотечественников. Невозможно удержаться от комплиментов этой прекрасной женщине, сочетающей в своём облике красоту духовную и внешнюю.
Наша беседа проходила в дни Всемирного конгресса соотечественников в московском отеле «Рэдиссон-Плаза». Майя Владимировна привезла на эту встречу книги, альбомы, диски, фильмы, часть которых выполнена учениками её школы или родителями совсем маленьких детей, по рассказам и фантазиям собственных чад. Глядя на это творчество, интересуюсь у Майи Владимировны, чего она ждёт от конгресса, в чём видит его непреходящее значение?
М.В. Роменец де Риос: Прежде чем дать оценку конгрессу, хотела бы сказать, что для меня лично - это не только формальное мероприятие, которое организовало министерство иностранных дел России, но и встреча с чудесными людьми, которые в своё время по разным причинам уехали из России. Среди них - очень много интеллигентных умных людей. Важна была и встреча с Москвой, с Родиной. Естественно, большой интерес к теме самого конгресса, а она необычна – «Вклад соотечественников в модернизацию экономики России». Это, согласитесь, очень интересно. Тема полезная: я услышала много предложений от наших соотечественников -медиков, которые предлагают оригинальную аппаратуру для лечения от Ассоциации технологов-разработчиков. Есть предложения бороться с терроризмом, внедрять издательские возможности через новые технологии. Самое главное, что конгресс объединил много интересных, конструктивных людей и интересных предложений, которые будут полезны и для науки, и для культуры России.
«Международная жизнь»: Несмотря на тему конгресса о модернизации, одной из самых значимых стала секция культуры.
М.В. Роменец де Риос: Да, сами чистые технологии сами по себе в развитии общества не будут способствовать прогрессу. Без культуры, без гуманного отношения к людям, без определённой демократии общество не будет продвигаться вперёд при наличии даже самых совершенных машин. Что касается конгресса и моего к нему отношения, то вспомню русскую пословицу – «с корабля на бал». А я приехала «с бала на корабль», потому что накануне мы отмечали 25-летие школы.. У нас на праздновании была делегация из России во главе с вице-спикером Госдумы Светланой Журовой и тремя депутатами, а также посол Российской Федерации в Лиме и представитель перуанского министерства вооружения. Конечно, я приехала в Москву под впечатлением тех ощущений. И приехала, повторю, прямо на корабль, образно говоря. Действительно, Россия - это корабль, который движется с колоссальной скоростью, но ему ещё много не хватает. Прежде всего, культура должна помочь набрать ему необходимую мощь.
«Международная жизнь»: Среди представителей российских соотечественников Вы ощущаете духовную преемственность в поколениях русской эмиграции от Шереметевых до Волкова, который выступал на конгрессе, совсем молодой человек.
М.В. Роменец де Риос: Хотелось бы ощущать. Но нельзя мировоззрение, воспитание и духовное богатство того же Шереметева сравнивать с духовным багажом поколения нынешнего, которое только начинает осваивать взрослую жизнь. Нельзя, вообще, сравнивать поколения между собой. Каждому поколению наших соотечественников, живших или живущих вдали от родины, в другой среде, будет кое-что непонятно в России, в процессах, которые там происходят. Главное, что их объединяет? А объединяет, как мне кажется, – любовь к России, к Родине, желание помочь ей выкарабкаться из трудной исторической ситуации и стать одной из передовых стран мира. Зал конгресса объединил людей, у одного из которых однокомнатная квартира, а графу Шереметеву вернули поместье. Статус, опыт, отношение к жизни у них разное и, может быть, диаметрально противоположное, но любовь к родине – это то, что объединяет людей любого класса, любого статуса.
«Международная жизнь»: К вопросу о вашей школе. Ведь, насколько известно, школа, которую Вы организовали и создали, носит имя русского писателя. В классах говорят, поют, читают стихи на русском языке, более того, рисуют Россию, которую ни разу в жизни не видели воочию, а только в фильмах, на картинках в книгах, на репродукциях в альбомах. В чём заложена идея, с которой Вы и ваши коллеги-учителя каждый день приходите к детям?
М.В. Роменец де Риос: Трудно сказать, что послужило основой. Пожалуй, начиналось с самого простого. Я уехала из советской России, будучи ее воспитанницей, и не могу отказаться от много из того, что дала мне Родина тех лет. Приехав в Перу, я не стала кухонной бабкой, а сразу начала искать сферу приложения своих сил и знаний. По профессии я педагог, и нашей дочке надо было найти учебное заведение, но такого, какого бы мы хотели, не было. Без работы я не могу, не потому что я нуждалась в чём-то, - у меня потребность быть нужной. На Украине я работала в министерстве высшего образования, в отделе университеты, и преподавала на подготовительных курсах университета. Кроме того, была моральная ответственность перед дочерью.
Напомню о ситуации в стране, куда мы прибыли на жительство. В конце 80-х годов по Перу прошла волна террористических актов. Вместе с тем, ещё существовала могущественная социалистическая страна Россия, которая одних пугала, а других радовала. Ко мне пришла группа преподавателей – выпускников российских вузов - они предложили создать свою школу. Мы сняли сначала небольшое помещение, в котором сразу открыли часы преподавания литературы, русского языка, истории. Наши соотечественники не все стремятся отдать детей в такую школу, как «наша». Потому что многие предпочитают школы с преподаванием испанского языка. Естественно, поэтому поначалу в нашей школе было немного учеников. Зато уже на второй год их было около 300.
Хозяйка дома, у которой мы снимали помещение для школы, была человеком реакционного мышления, поставила нам условия, чтобы мы освободили занимаемую площадь, поскольку ей не нравились русские песни. Мы начали искать другую территорию, куда можно было бы переехать. Нашли небольшой заброшенный участок земли, на котором когда-то жил богатый человек. Он умер, дети бросили этот участок и переехали в богатые районы. После чего в пустом доме поселились бродяги. Мы купили этот развалившийся, по тем временам недорого стоивший дом, ключи от которого получили на улице. Полиция помогла нам освободить его от посторонних. К сожалению, как выяснилось, о доме шла дурная слава. Соседи говорили, что там ночью ходят привидения, потому что хозяин, который там умер, играл на пианино - так вот ночью там якобы были слышны звуки этого инструмента. Но у нас не было выбора - всё школьное имущество находилось на улице; от документов до школьных парт и настенных карт. И вдруг случается непредвиденно - муж уезжает в командировку. Я забываю ключи от родного дома. поэтому вынуждена идти ночевать в незнакомый, овеянный тайными, приобретенный дом. Там я провожу три ночи. После этого уже никто не боялся входить в этот дом - раз русская женщина осталась живой. С этого и началась работа.
Что меня побудило к созданию школы? Желание не потерять связь с родиной - это важно. Вместе с тем, конечно, дать детям через песни, через литературу знание русской жизни, русской истории, потому что публика там специфическая - массового стремления к знаниям не наблюдается. У меня муж из бедной перуанской семьи, но он умнейший интеллигентный человек, защитил диссертацию в Киеве, по профессии инженер-строитель, он мой единомышленник, помогает мне во всём. На пенсионные деньги моего мужа мы построили два здания.
Вдруг, в 2008 году приезжает российская делегация на АТЭС в Лиму, и нам сообщают, что министр иностранных дел Сергей Лавров будет у нас в гостях.
Министр прошёл по школе, посмотрел на голые стены с кирпичной кладкой и сказал: «Майя Владимировна, даю Вам слово, что скоро у вас будет всё иначе». И он выполнил своё обещание. 23 сентября завершились все работы, и мы свой 25-летний юбилей отпраздновали в прекрасном помещении. И первый, и второй корпус – всё было отделано, достроен компьютерный зал (25 щтук), отстроен и оборудован спортивный зал, кафетерий. Фантазия моя работает бесконечно. Вспоминаю, как сидела в первом глиняном домике, учеников у нас было немного, а я мечтала о такой школе, как сегодня. Мечты, если очень захотеть, сбываются. На новый учебный год уже идут записываться, хотя мои классы вмещают не более 10-15 учеников. А родители идут и идут – пошла слава о нашей школе. К нам приезжают из других городов. Даже Светлана Журова сказала, что она видела многие школы, но на сегодня таких аналогов них. Как не высказать благодарность министру иностранных дел России Сергею Лаврову и послу в Перу Михаилу Троянскому!
«Международная жизнь»: Как воспринимается русский язык в Перу?
М.В. Роменец де Риос: Весьма прагматично. Те, кто решил получить образование и работать в России, они заинтересованы в изучении языка. Но те, кто к этому не стремятся, относятся к этому соответствующе. На юбилей школы к нам пришёл наш выпускник-перуанец и благодарил нас за преподавание русского языка – он работает переводчиком. Раз в два года наши ученики приезжали на Олимпиаду русского языка, которую регулярно проводил Институт русского языка имени Пушкина в Москве, и возвращались с призами.
«Международная жизнь»: А как Вы стимулируете интерес к языку далёкой от Перу России?
М.В. Роменец де Риос: Чтобы оживить интерес к изучению русского языка и литературы, я создала свою «Третьяковскую галерею». У нас в школе 72 репродукции картин хорошего качества из «Третьяковки». Кроме того, в школе мы создали музей Максима Горького. В прошлом году я встретилась с семьёй Пешковых. В 2009 году я приезжала в Москву - меня награждал Президент Дмитрий Медведев в Георгиевском зале орденом «Дружбы» - за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие достижения в развитии экономического и научного потенциала России, за особо плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей, укрепление мира и дружественных отношений между государствами.
В теленовостях меня увидела семья Пешковых, тем же вечером раздался звонок. Мне позвонила Катя Пешкова - правнучка Максима Горького. Затем мы встретились с его внучкой - Дарьей Максимовной, с дочерьми Марфой и Розалией. А на следующую нашу встречу они мне привезли кассету с фотографиями Горького. С этого и началось создание музея Максима Горького в нашей школе. Он размещается в конференц-зале.
Вот тогда у меня возникла идея разбить старшеклассников на три группы – «переводчиков», «преподавателей» и «гидов по музею». Таким образом, через культуру, через искусство мы идём к знанию русского языка. «Преподаватели» помогают ученикам младших классов изучать русский язык и литературу, эту же задачу решают и «переводчики». По окончании школы мы этим выпускникам будем выдавать дипломы по соответствующим специальностям. Каков результат? Я привезла в Москву тетради и альбомы, в которых руками учеников воссозданы страницы русской истории. По сути, наши ученики - потенциальные общественные дипломаты. Они уже связаны судьбой с Россией. Ведь общественная или народная дипломатия - это творчество народов. Роль такой дипломатии - знакомить с культурными традициями и духовными ценностями своего народа, но не только в познавательном плане. Через взаимное духовное обогащение люди разных государств, с разных материков учатся понимать друг друга, вникая в особенности и традиции иной страны. Вырабатывается духовная общность. Только через интерес друг к другу можно познать истинную цену дружбе и бесценность мира.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs