Портрет Осипа Бове. Источник: История.РФ
ГлавУпДК при МИД России - крупнейший и наиболее опытный игрок на рынке аренды московской недвижимости. В ведении Предприятия находятся более миллиона квадратных метров жилой и офисной недвижимости в Москве, среди которых - уникальные особняки, городские усадьбы, доходные и другие шедевры столичной архитектуры.
В цикле статей «ГлавУпДК - традиции гостеприимства», подготовленных специально для журнала «Международная жизнь», мы исследуем, как формировались отечественные традиции гостеприимства. В новом авторском очерке речь пойдет о том, как в России зародилась идея бережного отношения к старинным зданиям, как за прошедшие века эволюционировали реставрационные технологии и какие тенденции определяют эту отрасль сегодня.
Архитектурное наследие в дореволюционной России
Реставрация как осознанная практика сохранения архитектурного наследия в России до 1917 года не имела четких теоретических основ и эволюционировала из традиционных «поновлений» - ремонтных работ, направленных на поддержание зданий в рабочем состоянии, - в более системный подход, сочетающий исторические исследования и художественное воссоздание.
Первые задокументированные попытки такого рода деятельности относятся к XVIII веку: именно тогда в Российской империи начали фиксировать и восстанавливать облик исторических объектов. Правда, до конца столетия все подобные работы оставались преимущественно утилитарными: укрепление конструкций, замена поврежденных элементов проводились без строгого соблюдения аутентичности.
В Москве реставрационные инициативы в основном были связаны с кремлевскими объектами. В 1760-х годах, после пожара 1753 года, императрица Елизавета Петровна распорядилась о ремонте Кремля: сносе обветшалых зданий, разборе стен и строительстве вокруг них новых сооружений в стиле классицизма. Работы включали сохранение колокольни Ивана Великого и попытки воссоздать исторический облик древних соборов.
К началу XIX столетия интерес к «возрождению» прошлого усилился. Перед мастерами того времени стояла задача не просто провести ремонт, а попытаться вернуть вид зданий, близкий к первоначальному, на основе документальных источников.
Например, вследствие войны 1812 года Успенский собор в Кремле был разграблен и осквернен. Реставрация храма в 1813-1816 годах под руководством придворного архитектора Осипа Бове включала укрепление конструкций, очистку фресок и восстановление прежних интерьеров, причем работы опирались на сохранившиеся архивные чертежи. Вскоре собор вернули к богослужебному использованию.
Грановитая палата - самое древнее гражданское здание Москвы - также была отреставрирована в XIX веке. С момента своего создания (при Иване III) тронный зал неоднократно ремонтировался: в 1636–1640 годах были добавлены барочные элементы, а после 1812 года восстановлены ранее утраченные интерьеры.
Осип Бове, Иван Забелин, Петр Герасимов, Николай Марковников (после революции занимался реставрацией помещений Кремля и одновременно их приспособлением для нужд советского правительства) - именно эти специалисты сформировали основу для будущей отечественной реставрационной школы.
Советская школа
Во время Гражданской войны многие здания пострадали от боевых действий и мародерства. В Москве, например, монастыри и даже Кремль использовались как склады и казармы.
К 1930-м годам запустение архитектурного ансамбля городов усилилось из-за идеологических и экономических факторов. Советская власть видела в дореволюционной архитектуре символы «буржуазного прошлого», подлежащие «ликвидации». Генеральный план реконструкции столицы, составленный под руководством Лазаря Кагановича, даже предусматривал снос тысяч исторических строений для создания «социалистического мегаполиса» с широкими магистралями и сталинскими высотками.
Усугублял ситуацию экономический кризис - на реставрационные работы попросту не выделялись денежные средства. К примеру, в 1930-х годах в Москве многие усадьбы на Арбате и в Замоскворечье пришли в полную разруху, а Новодевичий монастырь едва избежал сноса.
Впрочем, некоторым старинным зданиям повезло больше - десятки прежних дворянских особняков были переданы в хозяйственное ведение Центрального бюро по обслуживанию иностранцев в Москве при Народном комиссариате иностранных дел (сокращенно - Бюробин). Ведомство не только следило за сохранностью объектов, но и обеспечивало помещениями, мебелью, инвентарем и продовольствием дипломатические представительства, разместившиеся в них.
Театр Вахтангова в Москве: разрушенный и восстановленный. Источник: ТАСС
К 1947 году в коллекцию памятников архитектуры Бюробина входило уже 47 зданий, в том числе и дом Игумнова на Большой Якиманке, дом Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке и другие красивейшие здания, которые украшают город и по сей день.
Что касается масштабов страны, то после Великой Отечественной войны был создан Всесоюзный комитет по охране памятников и вскоре начались масштабные восстановительные работы. К 1954 году специалисты из разных уголков СССР реставрировали десятки тысяч объектов, включая Новгородский кремль, псковские храмы и московские соборы. Государство увидело в реставрации инструмент патриотического воспитания: возрожденные памятники демонстрировали «непобедимость советского народа».
В 1950-1960-х годах отрасль институционализировалась: был создан Центральный научно-исследовательский институт реставрации, вели непрерывную работу республиканские мастерские и Всероссийская реставрационная комиссия.
Советская школа реставрации ассоциируется с яркими личностями, многие из которых ценой огромных усилий сохранили архитектурное наследие прежних веков. Петр Дмитриевич Барановский, Игорь Эммануилович Грабарь, Николай Андреевич Баранов, Ирина Николаевна Бенуа и другие мастера внесли бесценный вклад в развитие отрасли.
Ренессанс отрасли
Распад Советского Союза стал для реставрационной отрасли настоящим испытанием на прочность. Государственные фонды иссякли, многие квалифицированные кадры перешли на работу в другие сферы. В Москве усадьбы и особняки часто находились без присмотра, а иногда и просто разбирались на стройматериалы.
ГлавУпДК при МИД России проводит реставрационные работы в городской усадьбе Н.И.Позднякова - С.В.Волковой - В.Н.Грибова
Впрочем, уже к началу следующего десятилетия наметились улучшения. Принятие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 2002 года стало поворотным моментом - документ четко определил статус ОКН и нормы, необходимые для соблюдения при проведении реставрационных работ.
В столице под эгидой Департамента культурного наследия города Москвы были взяты под контроль тысячи объектов. Перемены дали эффект: к середине 2000-х годов массовый интерес к реставрации вернулся, причем не только из патриотических соображений. Частные инвесторы увидели в исторических зданиях потенциал для создания элитной недвижимости, а государство начало предлагать налоговые льготы и гранты для таких проектов.
Новые тенденции определили постсоветскую эпоху в данной отрасли. Так, акцент сместился на комплексно-научную реставрацию, включавшую археологические обмеры, лазерное сканирование и даже 3D-моделирование для максимально возможного сохранения аутентичности объектов. Кроме того, исторические здания стали приспосабливать под современное использование с обязательным сохранением прежнего облика.
В ногу со временем шагает и ГлавУпДК при МИД России. Сегодня в ведении Предприятия находятся сотни тысяч квадратных метров недвижимости, причем десятки объектов по праву считаются энциклопедией столичной архитектуры.
«В ведении организации сосредоточена, пожалуй, одна из крупнейших в Москве коллекций исторических особняков. Работать с произведениями искусства, да еще и используемыми для такой важной миссии, как размещение иностранных посольств и резиденций, - почетно!» - отмечал начальник Предприятия Вячеслав Фатин в интервью для сайта ГлавУпДК при МИД России «Объекты культурного наследия» от 20 февраля 2023 года.
Восстановленная городская усадьба Баевых в Москве
Своей деятельностью Предприятие регулярно удостаивается наград от Правительства Москвы. Например, в 2021 году Предприятие стало лауреатом престижной премии «Московская реставрация» за восстановление фасадов особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (ныне - Дом приемов МИД России). ГлавУпДК не только провело необходимый объем работ, но и установило архитектурную подсветку, которая в вечернее время выгодно подчеркивает объемы здания, а днем остается незаметной для внимания горожан. Кропотливая забота о здании и грамотное его приспособление под современную эксплуатацию гарантирует, что особняк, в котором бывали Антон Чехов, Максим Горький, Владимир Немирович-Данченко и многие другие легендарные личности ушедшей эпохи, будет радовать еще многие поколения ценителей архитектуры.
В 2025 году работы в том или ином объеме - непосредственная реставрация (всего здания или только фасадов), поддерживающие ремонтные работы, приспособление под современное использование или разработка проектно-изыскательских работ - велись на десятках объектах.
Так, например, историческое колористическое решение возвращено городской усадьбе Баевых на Проспекте Мира, 52 (стр. 1-2). Также были завершены комплексные реставрации городской усадьбы М.А.Тарасова, расположенной в Хлебном переулке, 21, и жилого дома Е.Д.Ломакиной на улице Гиляровского, 20.
Узнать подробнее о деятельности ГлавУпДК по сохранению объектов культурного наследия
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:13 17.12.2025 • Мацкепладзе Максим 























