ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Правый крен с центристским уклоном: изменения политического ландшафта в Эстонии по итогам муниципальных выборов

11:51 22.10.2025 • Владимир Симиндей, историк, политолог, научный сотрудник Центра фундаментальных и прикладных научных проектов РГГУ

На завершившихся в минувшее воскресенье выборах в местные собрания эстонских городов и весей проявились тенденции, которые могут сыграть свою роль в формировании новой конфигурации власти как в Таллине и других местах компактного проживания русского населения, так и в республике в целом. Голосование проходило в условиях повышенной политической турбулентности, вызванной, с одной стороны, упорной борьбой за эстонского избирателя на правом фланге (в основном между правительственной Партией реформ и набирающей силу оппозиционной партией «Отечество»), а с другой – протестной реакцией русскоязычных жителей на разного рода притеснения правящей этнократии.

Нынешние местные выборы в Эстонии прошли при весьма высокой явке в 59,2% от чуть более миллиона зарегистрированных избирателей, что на 4,5% выше, чем на предыдущих выборах 2021 года – это второй по величине результат в новейшей истории страны. Причём рост числа проголосовавших отмечен не только в Таллине или академической столице – Тарту, но и в традиционно депрессивных регионах Северо-восточной Эстонии с преобладанием русского населения.

С точки зрения введения электронного голосования Эстония считается самой продвинутой страной-членом ЕС: этой опцией воспользовались 46% избирателей от 16 лет и старше, тогда как по старинке заполнить бюллетени предпочли остальные 54%. Впрочем, и на участках не обошлось без компьютерных технологий, так как право голоса каждого избирателя сверялось с электронным регистром. Примечательно, что заранее сделавшие выбор с мобильного телефона или ноутбука могли вплоть до итогового дня голосования переиграть своё решение, что само по себе открывало простор для манипуляций в условиях агрессивной предвыборной кампании…

Особую значимость для политических сил, рассчитывавших на поддержку «нетитульного» электората, имел тот факт, что на этих выборах в последний раз могли отдать свой голос обладатели «серых паспортов» – в отличие от соседней Латвии, «неграждане»-эстоноземельцы на местном уровне допускались к урнам. При этом на 7% уже был сокращён пул избирателей, так как в марте парламент решил отнять под соусом «борьбы за национальную безопасность» право голоса на местных выборах у долговременно или постоянно проживающих в Эстонии граждан России (формально поправки в конституцию касаются всех обладателей паспортов государств, не входящих в ЕС). Наши сограждане из этих категорий, численностью около 70 тысяч человек, в прошлых электоральных циклах не проявляли особой активности, однако столь хлёсткий жест государственно-политического недоверия оскорбил не только россиян, но и часть обладателей эстонских паспортов с русскими корнями.

Наблюдатели отмечают, что при всех рисках консолидации протестных голосов Центристской партией в головах правящих эстонских русофобов сработал мощный триггер: на президентских выборах 2024 года 75% местных россиян отдали свои голоса за Владимира Путина, тогда как официальный Таллин демонстрирует решимость поддерживать киевский режим во что бы то ни стало. «По сравнению с двумя последними местными выборами, на этот раз электоральные предпочтения неэстонского населения Таллина стали более однородными – явное предпочтение отдается Центристской партии. На предыдущих и позапрошлых местных выборах у этих избирателей наблюдалось большее разнообразие в партийных предпочтениях и более низкая явка», – прокомментировал ситуацию социолог Айвар Воог.

И действительно, наибольшее число голосов в целом по стране – 21,1% – набрала Центристская партия Эстонии. С учётом провала центристов на парламентских выборах в 2023 году, получивших лишь 14,3% голосов, этот результат можно считать удовлетворительным и обнадёживающим в отношении перспектив расширения фракции в Рийгикогу (парламенте) через полтора года. Таким образом, ЦПЭ в целом удалось преодолеть кризис, вызванный исходом из её рядов многих маститых партийцев (включая бывшего председателя Юри Ратаса) из-за избрания новым лидером русскоязычного политика Михаила Кылварта. Однако детальное рассмотрение региональных раскладок по итогам последних муниципальных выборов даёт не столь радужную картину – скорее, противоречивую.

Так, пирровой победой может обернуться для центристов первое место в Таллине с 37 депутатами из 79. Недобор трёх критически важных мандатов связывают с антицентристской мобилизацией «проэстонских» правых сил, активной работой с населением «соцдемов» и отлучением от электорального процесса около 30 тысяч граждан РФ, проживающих в столице. Без какого-либо коалиционного партнёра Кылварт не имеет шансов рассчитывать на пост мэра, тогда как остальные четыре партии, преодолевшие 5%-й барьер, вполне могут сговориться «дружить» против него, составив новый правящий квартет. При этом EKRE, национал-консервативная партия с популистским шлейфом, на которую могли бы опереться центристы, неожиданно для социологов и политологов полностью провалилась в Таллине. Наблюдатели отмечают, что у Кылварта тлеет непреодолимый межличностный конфликт со сменившим его на посту столичного мэра Евгением Осиновским – руководителем социал-демократов, набравших второе место с 17-ю мандатами. Именно он сейчас пытается выстроить «радужную» коалицию, однако пришедшие третьими с 11-ю местами правонационалисты-«отечественники» пока взвешивают все «за» и «против».

С одной стороны, заманчив вариант поделить город на двоих с центристами. Это идеологически рискованный из-за прорусского имиджа и коррупционного шлейфа у центристов и не самый удобный союз, но именно в таком тандеме «Отечество» могло бы получить больше постов и реального влияния. К тому же, нельзя сказать, что его избиратели питают симпатию к поднадоевшей большинству населения премьерской Реформистской партии, показавшей откровенно плохие результаты по стране в целом (утрачена власть во втором по значимости городе Тарту) и в столице в частности (лишь 8 мест). А их младший партнёр по правительственной коалиции, партия «Эстония 200», и вовсе фатально пролетела на этих выборах. С другой стороны, менее рискованный с идеологической точки зрения квартет предполагает размывание полномочий и ответственности, при этом условием вхождения в него «Отечество» наверняка потребует определённых уступок от реформистов на общегосударственном уровне в сфере налоговой политики и т.д. В обоих сценариях лидер «Отечества» Урмас Рейнсалу может претендовать на пост председателя городского собрания – причем, без необходимости покидать Рийгикогу. В любом случае, «Отечество» метит в фавориты на предстоящих в 2027 году парламентских выборах с прицелом на формирование правительства.

Последний игрок потенциального квартета, Партия правых (6 мандатов), пока занимает выжидательную позицию. По словам её лидера Лавли Перлинг, партия приступит к коалиционным переговорам, если формируемый под эгидой социал-демократов блок будет готов к реальным и содержательным компромиссам. «Будущая городская управа Таллина должна сосредоточиться на создании благоприятной для предпринимательства среды и прекратить раздачу бесплатных благ. Если три партии, до сих пор управлявшие городом, готовы отказаться от своих прежних ошибочных установок и начать предметно заниматься управлением городом, то мы готовы к обсуждению», - сказала она.

На Северо-востоке Эстонии центристы пришли вторыми в Нарве (10 мандатов из 31) и выиграли в Силламяэ (18 мандатов из 21) с преимущественно русским населением. Однако электорат здесь был раздроблен, многие предпочли голосовать за локальные избирательные союзы или несистемные партии. Так, в Нарве впечатляющего успеха достиг список Михаила Стальнухина (12 из 31 мандата), ранее изгнанного из Центристской партии, что ставит крест на её попадание в новую правящую коалицию. И если считающиеся контрэлитными и пророссийскими партии KOOS и «План Б» в столице фактически выступили спойлерами ЦПЭ, отняв на двоих 1% голосов, но в приграничных с Россией регионах картина несколько иная. В городе Кохтла-Ярве KOOS, чей лидер Айво Петерсон содержится в предварительном заключении за «связи с Москвой», смогла получить 3 места из 25, а в Нарве харизматичный бизнесмен Урбо Ваарман конвертировал поддержку русских избирателей в 4 мандата для себя со товарищи из «Плана Б».

От того, сможет ли Михаил Кылварт блокироваться в Таллине с «отечественниками» и/или Партией правых, во многом зависит положение русскоязычного населения эстонской столицы. Тон в тотальной дерусификации общественного пространства задают в правительстве, однако атмосферу определяют в городе. Пока же картина выглядит удручающей: Русский театр уже переименован и свёрнут, ведётся окончательная эстонизация школьного образования, идут по нарастающей накаты на Эстонскую православную церковь Московского патриархата…

Премьер-министр Эстонии и председатель Партии реформ Кристен Михал так прямо и заявил, что считает ключевым вопросом после выборов в Таллине – не допустить возвращения к власти Центристской партии и якобы связанных с ней пророссийских настроений. Говоря о будущем столичной политики, Михал подчеркнул, что главный вопрос – не вернутся ли в столицу на первый план «пророссийские нарративы». «Станет ли это возрождением кремлевской риторики, где говорят, что эстонскоязычное образование – это плохо, а избиратели из числа граждан РФ и Беларуси приветствуются? Или удастся сформировать городское правительство из социал-демократов, «Отечества», Партии реформ и «Правых»? Думаю, несложно догадаться, за какой вариант я болею», – обозначил приоритеты глава эстонского правительства.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] Данная публикация выполнена в соответствии с реализацией государственного задания по теме «Комплексные исследования процессов в странах постсоветского пространства, Центральной и Восточной Европы», код научной темы FSZG — 2024-0006.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати