Из США прозвучали заявления о том, что мирное соглашение по Газе находится под угрозой. Прошла всего неделя с момента, когда Дональд Трамп поставил подпись под сделкой. В чем проблема?
Сообщение об угрозе нарушения режима прекращения огня в Газе Госдепартамент опубликовал 19 октября в сети X (бывший Twitter). По мнению Вашингтона, вина лежит на движении ХАМАС. США проинформировали о своих опасениях Катар, Турцию и Египет, выступающих гарантами мирной сделки. Госдепартамент «заявил, что гаранты требуют от ХАМАС выполнения обязательств по условиям прекращения огня, и пообещал принять меры для защиты жителей Газы, если нападения продолжатся». [i]
Напомним, что первые серьезные разногласия возникли уже к вечеру 13 октября – то есть в день подписания соглашения в Шарм-эш-Шейхе. ХАМАС не сумел или не захотел в оговоренные сроки вернуть тела всех убитых заложников, что вызвало гнев высокопоставленных израильских чиновников.
14 октября Израиль пригрозил сократить количество грузовиков с гуманитарной помощью, пропущенных в Газу. В тот же день израильские войска открыли огонь по палестинцам на севере сектора Газа, убив по меньшей мере шесть человек. По данным израильских военных, войска преследовали подозреваемых, пересекших согласованную США «желтую линию» — границу частичного вывода израильских войск с этой территории. Однако палестинское информационное агентство сообщило, что израильские беспилотники обстреляли жителей, осматривающих свои дома.
15 октября в телефонном интервью CNN Дональд Трамп заявил, что оставляет за премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху возможность возобновить военную операцию в секторе Газа. Такое решение будет принято в случае, если ХАМАС откажется соблюдать соглашение о прекращении огня и не выполнит требование о возврате тел всех погибших израильтян. При этом американский президент заявил, что израильские войска могут возобновить действия «мгновенно, по его сигналу»,[ii] что вызывает вопрос – кто руководит ВС Израиля? В тот же день пресс-служба министра обороны Израиля Исраэля Каца сообщила, что он дал указание подготовить «комплексный план разгрома ХАМАС», если война в секторе Газа возобновиться.
Тем временем глава гуманитарного отдела ООН Том Флетчер косвенно обвинил Израиль в нарушении обязательств не препятствовать поставкам гуманитарной помощи в Газу. А представители органов здравоохранения Газы сообщили Associated Press, что среди 90 тел, возвращенных Израилем с понедельника, задокументированы, по всей видимости, свидетельства физического насилия. Член комиссии, которой было поручено принять тела в больнице Насера в Газе заявил, что на телах «есть следы пыток и казней».
16 октября ХАМАС выпустил заявление о завершении передачи всех тел погибших израильских заложников, которые удалось обнаружить. По словам представителей движения, дальнейшие поиски требуют специального оборудования для разбора завалов. Израиль, в свою очередь, пригрозил возобновлением боевых действий, обвинив палестинскую сторону в не- выполнении условий сделки. На этом фоне в СМИ появились предположения, что споры о сроках возвращения останков погибших заложников могут быть использованы как повод для срыва соглашения о перемирии.
17 октября Израиль вновь выразил крайнее недовольство тем, что еще не все тела погибших израильских заложников возвращены. В тот же день, один из руководителей политбюро ХАМАС, Мохаммед Наззал, заявил, что группировка намерена сохранить контроль над безопасностью в Газе в переходный период, и уклонился от ответа на вопрос о разоружении.[iii] По словам Наззала, ХАМАС в целом готов заключить соглашение о перемирии сроком до пяти лет, чтобы позволить провести работы по восстановлению разрушенных зданий и инфраструктуры в секторе Газа. Однако условием для этого является уверенность палестинцев, что они получат возможность создать собственное государство.
В этих условиях, о перспективах заключения более длительных и детальных договоренностей по конфликту в Газе остается лишь строить предположения. Документ, подписанный 13 октября мировыми лидерами на мирном саммите в Египте, по всей видимости, содержит лишь общие принципы относительно будущего Газы. Соглашение подписали президент США Дональд Трамп, а также лидеры Египта, Катара и Турции. Однако противоборствующие стороны, Израиль и ХАМАС, свои подписи не поставили. Тем не менее, в ходе «саммита мира» Трамп заявил, что многоэтапный мирный план для Газы находится «на третьем и четвертом этапах», не уточнив, что конкретно имеется в виду. Он также заявил, что расширит состав совета, курирующего восстановление Газы. Мировые лидеры широко приветствовали обмен мнениями и прекращение огня, а президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси назвал момент «уникальным» и «историческим» шансом для региональной стабильности и прогресса.
На пути к окончательному прекращению войны сохраняется множество препятствий. В данный момент, переговорщики в Египте обсуждают дальнейшие шаги по соглашению о прекращении огня. На повестке дня остаются три ключевых вопроса.
Первый. Разоружение ХАМАС. Израиль требует полной демилитаризации группировки, и местные источники обвиняют его членов в попытках вернуть себе контроль над контролируемыми Израилем территориями. Некоторые источники, близкие к переговорам, предполагают, что ХАМАС по-прежнему выступает против полной демилитаризации. Остаются неопределенными и подробности о силах стабилизации в Газе.
Второй вопрос - будущее управление Газой. ХАМАС согласился передать власть в Газе палестинскому технократическому правительству, но только при условии, что оно будет находиться под контролем Палестинской администрации, которая уже управляет частями оккупированного Западного берега. Это противоречит плану Трампа из 20 пунктов, который предусматривает, что управление территорией будет контролироваться международным переходным органом.
Предлагаемый Трампом мирный план для Газы делает ставку на «технократическое» руководство. Но за фасадом масштабных обещаний и признания западными державами государства Палестина в ООН идет, по данным The Economist, борьба за то, кто должен взять на себя управление сектором. С начала войны в октябре 2023 года более десятка правительств и спонсируемых правительствами аналитических центров предложили планы на «следующий день» для Газы. Правительства Великобритании, Дании, Египта, Израиля, Палестины и США, а также поддерживаемый правительством аналитический центр в Объединённых Арабских Эмиратах и бизнесмены в региональных и западных столицах подготовили свои проекты документов.
По данным западных СМИ, Трамп благоволит инициативе бывшего британского премьера Тони Блэра, который мог бы возглавить орган под названием «Международная переходная администрация Газы» (GITA). GITA будет создана по образцу международных администраций, которые курировали переход Восточного Тимора и Косово к самоуправлению по известному сценарию. Она будет добиваться мандата ООН на исполнение обязанностей «высшего политического и юридического органа» Газы сроком на пять лет. Согласно предварительным планам, от палестинцев не будут требовать покидать Газу, Сектор Газа и Западный берег будут воссоединены, а Газа постепенно будет передана Палестинской автономии. Воссоединение представляет здесь главную проблему.
Третья проблема - восстановление анклава. Учитывая, что погибло более 65 000 палестинцев, сотни тысяч людей нуждаются в гуманитарной помощи, а почти все два с лишним миллиона жителей Газы стали перемещенными лицами, восстановление разрушенной войной территории, как ожидается, станет весьма дорогостоящей и сложной задачей. Согласно данным ряда СМИ, в тандеме со Стармером может выступить американский техно-миллиардер Ларри Эллисон, чьи капиталы и технологии способны отстроить инфраструктуру с нуля. При этом многие на Западе уже задаются вопросом – а будут ли там требовать репарации с Израиля по образцу нынешних требований таковых от России?
В целом, перспектива развития событий вызывает настороженность у многих на Ближнем Востоке: мандаты имеют тенденцию длиться дольше, чем планировалось. Печальный опыт прошлого уже есть. После окончания Первой мировой войны, Лондон удерживал Палестину в течение 30 лет. Теперь звучат опасения, что Великобритания захочет повторить его. Стармера также подозревают в произраильской позиции. Да и убедить главу Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса будет сложно. Он пользуется поддержкой арабских государств и, похоже, не готов терпеть соперников.
19 октября Израиль заявил, что днем ранее боевики ХАМАС убили двух его солдат в Рафахе на юге Газы. ХАМАС заявил, что привержен режиму прекращения огня, не знает о столкновениях в Рафахе и не выходил на связь с группировками там в течение нескольких месяцев. В ответ на инцидент в Рафахе Израиль нанёс серию авиаударов по Газе, убив, по данным Агентства гражданской обороны Газы, несколько десятков человек. Каждая сторона обвиняет другую в нарушении перемирия.
В тот же день вице-президент США Вэнс заявил, что даже «лучший сценарий» достижения мира будет продвигаться «рывками» с периодическими перестрелками, утверждая, что план Трампа остаётся «наилучшим шансом на устойчивый мир». Он также заявил, что для обеспечения надлежащего разоружения ХАМАС — одного из принципов плана Трампа — потребуется ввод в Газу международных сил, в том числе из стран Персидского залива. По сообщению израильской Haaretz, США вместе со странами Ближнего Востока и Европы в настоящее время ведут переговоры по проекту резолюции Совбеза ООН, которая определит параметры этих сил. Израиль также заявил, что работает над демаркацией линии отвода в Газе, за которой он будет стрелять по любому жителю, пересекающему её.
20 октября в Израиль прилетели спецпредставитель США по Ближнему Востоку Стив Виткофф и зять президента Трампа Джаред Кушнер. Целью поездки называют переговоры по укреплению перемирия в секторе Газа после боевых действий на выходных, которые грозят сорвать соглашение. По данным американских СМИ, на Ближний Восток может в конце недели приехать и вице-президент Джей Ди Вэнс. Соответственно, турне Виткоффа и Кушнера должно подготовить для этого почву. После боестолкновений 19 октября и сообщения израильской государственной телерадиовещательной компании о приказе приостановить помощь сектору Газа, Израиль, тем не менее, к вечеру того же дня заявил о возобновлении режима прекращения огня.
Таким образом, спустя неделю после заключения «сделки века», складывается следующая ситуация. Сектор Газа полностью разрушен, при этом его территория де-факто разделена: одна часть контролируется Израилем, а другая — движением ХАМАС, которое силой устраняет любую внутреннюю оппозицию. План Трампа выглядит, скорее, набором благих пожеланий, поскольку его ключевые положения крайне трудно реализуемы. В частности, полное разоружение ХАМАС едва ли возможно, так как организация рассматривает это как самоубийство, которое рано или поздно приведет к ее уничтожению со стороны Израиля. По этой же причине не ясны и перспективы создания технократического правительства, независимого от ХАМАС, но лояльного администрации США или арабским монархиям.
Вывод израильских войск также маловероятен – по целому ряду причин. В частности, жизнеспособность правительства Нетаньяху зависит от ультраправых партнеров по коалиции. У Нетаньяху есть и личный интерес в продолжении войны – в этом случае снижается вероятность начала против него судебных разбирательств по обвинениям в коррупции. Израильский премьер-министр не желает уходить, пока ХАМАС не сложил оружие, чтобы это не было воспринято как победа противника. Кроме того, после возвращения заложников политическое давление внутри Израиля несколько ослабло, что развязывает Нетаньяху руки.
Хотя арабские государства, вероятно, готовы предоставить финансовую помощь для восстановления Газы, они крайне неохотно будут рассматривать возможность ввода туда своих войск. Главной задачей такой миротворческой миссии было бы предотвращение столкновений между Израилем и ХАМАС, однако риски слишком велики. Арабские лидеры опасаются непредсказуемых действий со стороны еврейского государства, поскольку негласное поощрение Америкой силовых действий Тель-Авива привело к утрате уверенности в американских гарантиях безопасности в стане местных номинальных союзников Вашингтона.
На сегодняшний день, подписанному 13 октября соглашению о перемирии в Газе не хватает реального механизма реализации. В сложившихся условиях происходящее пока больше напоминает набор ярких деклараций, призванных укрепить реноме Трампа и его администрации. На практике единственным достижением может стать лишь временное и крайне хрупкое перемирие в Газе, продолжительность и будущее которого остаётся под большим вопросом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.rbc.ru/politics/19/10/2025/68f425669a7947611dcbd5ee
[ii] https://edition.cnn.com/2025/10/15/politics/hamas-warning-trump-israel-gaza
[iii] https://www.reuters.com/world/middle-east/hamas-aims-keep-grip-gaza-security-cant-commit-disarm-senior-official-says-2025-10-17/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs