ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Кто вы, «мистер EU»? (к вопросу милитаризации Европы)

12:45 03.07.2025 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Медленно, но верно Европейский союз превращается в самодостаточный военный блок, который должен постепенно начать конкуренцию с НАТО, особенно в период президентства Дональда Трампа. Об этом в своём Telegram-канале недавно написал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. «В таком извращённом виде Евросоюз представляет для нас не меньшую угрозу, чем Североатлантический альянс», – добавил он. 

В отличие от НАТО, являющегося межправительственной организацией и функционирующего как военный альянс, Европейский союз представляет собой наднациональное образование (sui generis), изначально созданное на Западе для укрепления экономического и политического сотрудничества, а также интеграции между странами-членами. Казалось бы, «разделение труда» здесь обозначено четко. Ан, нет.

На современном этапе их объединяет жесткая русофобия и, так называемая, «российская угроза». Как результат, явное сползание ЕС в сторону военизированного объединения, уклончиво называемого – оборонным.

Конечно, все государства имеют право объединяться в блоки, альянсы или союзы, чтобы развивать сотрудничество в различных сферах. Однако НАТО и Евросоюз устроены совершенно по другим правилам и, теперь это стало ясно, с совершенно иными задачами, которые обозначились особенно в отношении ЕС в последние годы.

Как отметил президент России Владимир Путин на встрече с руководителями международных информагентств в рамках Петербургского международного экономического форума, который проходил 18-21 июня в северной столице «Запад навязывает какие-то правила для всего мира, однако не соблюдает договоренности со своей стороны, вот мы все время раньше слышали: «Надо жить по правилам, по каким правилам? Они придумывают правила для других, однако сами действуют, как хотят».

На основе этого «как хотят» ЕС явно сформулировал для себя новую роль и трансформировался из экономической организации в нынешнее агрессивное объединение. Тому примеров немало.

 

Во времена «холодной войны» средние оборонные расходы европейских стран составляли примерно около 3,5 процентов ВВП. Это было время, когда мир балансировал между двумя супердержавами Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, а военная готовность считалась залогом системы национальной безопасности и стратегической стабильности. После холодной войны евроатлантические структуры Запада и особенно «брюссельская бюрократия» Западной Европы, без каких-либо ограничений совместно с США атаковали интересы других стран и народов, активно используя западные военно-политические институты и разведывательные службы. Фактически, начиная с 1991 года политическая элита Европы вернулась к своим первоначальным установкам и заменила культурный интервенционизм военным. Правда, с распадом Советского Союза «крупные» европейские государства: Британия, Франция, Италия и ФРГ несколько уменьшили свои военные бюджеты, предпочитая инвестировать в гражданскую инфраструктуру и социальные программы, однако сути вопроса это не меняет, так как желание у них всегда было одним: переформатировать Россию под интересы Запада во всех отношениях, вплоть до подчинения ее элит. И это ей в 90-е во многом удалось. Нужно признать, у европейской элиты исторически никогда не было особого желания установить равноправные отношения с Россией.

Создание в 1992 году Европейского союза на основе Европейского сообщества и его растущая экономическая мощь вызвали растущие дискуссии в элитарных кругах Западной Европы о новой европейской системе безопасности и большей, хотя и не полной, независимости от США и НАТО.

Уже в 1999 году была структурирована система европейской политики безопасности и обороны, которая в 2009 году была переименована в «Общую политику безопасности и обороны Евросоюза». И, видимо, не случайно, что первые военные миссии Европейского союза начались на сербской и югославской территории в 2003 году в Республике Македония (операция «Конкордия») и в 2004 году в Боснии и Герцеговине (операция «Алтея»). Позднее военные миссии Европейского союза распространились на страны Ближнего Востока и Африки, что свидетельствует о намерении Европейского союза впоследствие стать автономной военной силой, оставаясь при этом частью Североатлантического альянса.[1]

В настоящее время «наращивание военных мускулов Евросоюза» весьма показательно и, прежде всего, по отношению к России. При этом в Брюсселе заявляют, что, так называемая, «российская агрессия в отношении Украины» стала одним из ключевых предлогов для эскалации «европейской оборонной политики». Но это лишь часть правды, главная причина гораздо глубже. За внешним фасадом официальной риторики скрывается более долговременная стратегия. По мнению многих экспертов, новое военное планирование Евросоюза направлено не только на реагирование с учетом текущих угроз, но и на создание зоны постоянной военной напряженности, что может служить сдерживающим и одновременно разрушающим фактором по отношению к Москве.

При этом Европейский союз намерен распространять свой интервенционизм в субрегиональном масштабе. Евросоюз уже милитаризовал Украину, и сейчас, нагнетая антироссийскую истерию, активно милитаризует страны-члены, активно создавая первую линию военной напряженности из Польши и стран Балтии.

В этой связи, особенно теперь после ослабления американской помощи Украине и отхода от исторического принципа обеспечения американского «зонтика» странам НАТО, «европейская коалиция» в лице председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, а также лидеров Британии, Франции, Германии и Польши фактически поддерживает отдельную повестку, нацеленную на формирование внутри Евросоюза отдельной военной коалиции. По сути, мы являемся свидетелями трансформации Евросоюза из экономического объединения в военно-политическое.

На этом фоне военно-политических изменений профессор Кристофер Даазе, один из ведущих немецких политологов, представил «Доклад о мире 2025», в котором подчеркнул необходимость подготовиться к возможному будущему без опоры на НАТО. Его призыв к разработке самостоятельной оборонной стратегии Евросоюза не нов и давно обсуждается политическими элитами Европы. Но так близко как сейчас к такому возможному решению не подходили. Этот стратегический поворот видится частью более широкого плана по расширению и интеграции европейских оборонных структур, что затрагивает и идею создания независимой от НАТО оборонной организации.

В этой связи, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен представила свой план перевооружения ЕС объемом в 800 млрд. евро и создания параллельных натовским военных структур Европейского союза, отметив, что европейские страны, долгое время полагавшиеся на «зонтик НАТО», теперь чувствуют потребность в развитии собственных технологий по производству вооружения и военной техники». Кроме того, ссылаясь на заявление американского президента Дональда Трампа, она заявила, что настало время подумать о военной автономии Европы от НАТО. Как пишет The Washington Post, на июньском саммите НАТО в Гааге президент США Дональд Трамп не поддержал тезис лидеров ЕС и ряда европейских стран о российской угрозе и «поклялся», что Россия не нападет на Североатлантический альянс, пока он находится у власти.[2]

Что касается России, то создается впечатление, что восьмидесятилетний период, прошедший со времени окончания Второй мировой войны так ничему и не научил Европу. Провалившаяся идея «Drang nach Osten» и стремление Европы к доминированию на Востоке, вновь поселилось в умах европейской политической и военной элиты. Как заявил 2 июля в эфире телеканала «Россия 24» заместитель главы МИД России Александр Грушко, милитаризация Евросоюза качественно меняет отношение России к ЕС, и Москва учитывает это в военном строительстве. По словам дипломата, в последнее время на Западе все чаще высказываются идеи о прямом вооруженном конфликте с Россией. В последние годы Москва отмечает беспрецедентную военную активность у своих западных границ.

Напомню, что Кремль неоднократно заявлял, что Россия не представляет угрозы и никому не угрожает, но не оставит без внимания действия, потенциально опасные для ее интересов.[3]

 

Каковы будут долгосрочные последствия широкомасштабного оборонного перевооружения Европы, пока не совсем ясно. Однако очевидно, что Европа больше не видит себя в рамках прежней парадигмы «гражданского мира». Европа, в лице Евросоюза готовится к новой эре, где военная составляющая становятся силовым элементом ее внешней политики. Сегодня, не столько США, сколько лидеры Евросоюза во многом провоцирует милитаризацию и гонку вооружений в мире.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Как «оборонительная» трансформация Евросоюза усиливает милитаризацию Европы 06.09.2024 годаю Электронный ресурс: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/oboronitelnaya-transformatsiya-evrosoyuza/

[2] Трамп дал неожиданную клятву о России на саммите НАТО 26.06.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20250626/tramp-2025495235.html

[3] Милитаризация Евросоюза меняет отношение России к нему, заявили в МИД 02.07.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20250702/mid-2026681391.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати