ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина - территория 404 и переговорный процесс

11:23 02.05.2025 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Пока два спецпосланника американского президента в рамках «челночной дипломатии» пытаются изобразить из себя хорошего и плохого полицейского, Дональд Трамп отметил свой 100 день на посту президента. Безусловно, как говорят на высшем политическом уровне, есть определенные успехи, но не более того. Ключевая внешнеполитическая проблема – разрешение кризиса на Украине, которая многих нервирует как за океаном, так и в Европе, так и не решена, хотя на ее разрешение Трамп отводил время как раз до 30 апреля.

Причин здесь несколько, но одна из главных, по мнению самого Трампа, заключается в непримиримости позиции главы киевского режима Владимира Зеленского. Главу Белого дома такой подход киевских властей серьезно напрягает. Особенно это стало заметно после срыва лондонского раунда переговоров, после которого американская администрация предупредила, что ее терпение иссякает, и в случае отсутствия прогресса Соединенные Штаты откажутся от роли посредника.

Кроме того, как отметила на брифинге в Белом доме пресс-секретарь администрации Кэролайн Левитт, состоявшаяся на похоронах Папы Римского Франциска встреча с Зеленским, разочаровала президента и терпение его уже на исходе. Она также заявила журналистам, что встреча президента с Зеленским показала, что он тратит слишком много сил и времени на то, чтобы добиться мира на Украине и прекратить кровопролитие. По словам Левитт, «Трамп хочет, как можно скорее, практически уже любыми способами покончить с украинским конфликтом не только, чтобы избавиться от такого балласта, доставшегося в наследие от предыдущего президента Джо Байдена, но и добиться крупного успеха во второй срок правления, в идеале, конечно, к рубежу 100 дней правления, т.е. к 30 апреля, но можно и чуть позже». Но, увы, добиться этого Трампу как мы видим, так и не удалось. Хотя при этом удалось подписать договор по редкоземельным ресурсам на Украине, что, как считают многие эксперты, потребует многолетних усилий по их разработке и огромных вложений без особых прибылей в ближайшем будущем.

Правда, как отметил госсекретарь США Марко Рубио, есть и обнадеживающие новости. По его словам, ближайшие недели будет критически важными и во многом будут определяться как позицией европейских партнеров по коалиции, так и главным образом позицией Москвы. По словам госсекретаря «есть поводы для оптимистичного настроя, но одновременно есть и поводы для реалистичного настроя. Поэтому мы недостаточно близки». В этой связи, видимо, в Москву и Лондон зачастили спецпосланники американского президента. 

Что касается итогов, состоявшихся в Москве 25 апреля переговоров президента России Владимира Путина со спецпосланником Трампа Стивом Уиткофом, то они показали, по словам помощника российского президента Юрия Ушакова, видимый прогресс в сближении позиций двух стран. Кроме того, Ушаков отметил, что встреча в рамках челночной дипломатии весьма примечательна, так как состоялась в знаменательный день – годовщину встречи советских и американских войск на Эльбе в 1945 году.

По мнению Стива Уиткофа, которое он высказал в интервью радиостанции WABC, российский лидер видит не только причины возникшего кризиса на Украине, но и реальные возможности его разрешения. Он отметил, что впечатлен поездкой в Москву и встречей с российским лидером, подчеркнув, что во многом точки зрения на происходящие на Украине процессы у американской и российской стороны совпадают и это внушает оптимизм, в том числе, и в разрешении затянувшегося конфликта.

 

Перечень 22 конкретных условий для возможного прекращения войны на Украине в рамках переговоров в Лондоне озвучил спецпосланник Трампа Кит Келлог. В соответствии с достигнутыми в британской столице договоренностями между США, Великобританией, Францией, Германией и Украиной, Россия прекращает все боевые действия на всем протяжении конфликта сроком на 30 дней с возможностью продления перемирия. Такое предложение, по мнению президента США, выдвинула Украина. Что касается Украины, то Киев в свою очередь должен отказаться от идеи вступления в НАТО, но при желании может добиваться принятия в Евросоюз. США, в соответствии с договоренностями, де-юре признают юрисдикцию России над Крымом, а де-факто и контроль России над Луганской областью и контролируемыми Россией частей Запорожской, Донецкой и Херсонской областей.

По предложению американской стороны, в рамках мирного соглашения между Москвой и Киевом, Украина возвращает себе все занятые Россией территории в Харьковской области, при этом контроль  над Запорожской АЭС и Каховской ГЭС должен осуществляться американской стороной с распределением электроэнергии обеим сторонам. Украина будет восстановлена и получит финансовую компенсацию, а санкции, введенные в отношении России с 2014 года, будут сняты. Там же, по предложению американский стороны предусматривается экономическое сотрудничество США и России в энергетике и других промышленных секторах.

 

Как стало известно, такой расклад в очередной раз не удовлетворил Киев. Главная претензия Киева заключается в том, что американские предложения не предусматривают гарантий безопасности Украине со стороны Вашингтона. Киев также настаивает на том, что Незалежная должна получить финансовую компенсацию, в том числе за счет замороженных российских активов, а санкции США, введенные против России в 2014 году, могут быть лишь «постепенно смягчены после достижения устойчивого мира на Украине». В то же время предусматривается, что в случае нарушения мирного соглашения Москвой санкции могут быть восстановлены в полном объеме. 

Что касается позиции России, то она остается последовательной. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, 28 апреля Владимир Путин проявил жест доброй воли и объявил, что на празднование Победы будет объявлено временное перемирие с нуля часов с 7 на 8 мая до нуля часов с 10 на 11 мая, когда  будут остановлены все боевые действия. Правда, заметил, что пока очень трудно понять, киевский режим собирается присоединяться к этому или нет.[1]

Относительно американо-украинских предложений по урегулированию украинского конфликта, позицию России прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров. Во-первых, по его мнению, которое он озвучил в интервью журналистке CBS Маргарет Бреннан, Россия не намерена предавать огласке ход переговоров с США до их официального завершения.

Во-вторых, на пресс-конференции по итогам встречи Совета министров иностранных дел БРИКС в Рио, Сергей Лавров заявил, что Москва готова к проведению мирных переговоров с Киевом без предварительных условий. Что касается предложения по «30-дневному перемирию, которого требует украинская сторона, то это как раз и есть предварительное условие». Министр еще раз напомнил журналистам чего стоят такие предложения Киева, отметив,  «мы прекрасно знаем цену этим заявлениям. Месяц-полтора-два назад из Киева звучали грозные предупреждения, что они не примут никакого перемирия». В заключение Сергей Лавров отметил, что сейчас Россия не видит возможностей для честного и прозрачного мониторинга этого перемирия, прежде всего, со стороны Киева, попутно заметив, что единственный мировой лидер, который признает истинные причины украинского кризиса – это Дональд Трамп.

28 апреля британское издание Financial Times сообщило, что американская сторона обеспокоена как твердой позицией Москвы, так и непримиримой позицией Киева относительно занятых и вошедших в состав России территорий. По мнению источника в Белом доме, Вашингтон нервирует тот факт, что Москва не соглашается на уступки по ряду направлений, включая передачу отвоеванных у ВСУ территорий, высокую численность ВСУ, а также переход Запорожской АЭС под контроль Вашингтона и Киева.

Как результат, спикер Госдепа Тэмми Брюс вновь подтвердила, что Соединенные Штаты готовы сложить с себя роль посредника и выйти из переговорного процесса по урегулированию конфликта на Украине, если в ближайшее время не будет прогресса. По сообщениям The Sunday Times это может быть «вполне вероятным». Издание также отмечает, что украинская сторона принимает меры на этот случай, наращивая производство вооружений и добиваясь от «коалиции желающих» увеличения финансовой и военно-технической помощи Киеву, а также гарантий безопасности, включая возможное введение европейских «миротворческих сил» на Украину.[2]

 

Могут ли американцы выйти из переговорного процесса по Украине?

Просматривается два варианта:

вариант первый – да, это вполне возможно. Наличие глубоких внутренних проблем в экономике, миграционных процессах и здравоохранении, противоречий в системе внешнеэкономических отношений с ЕС, Китаем, Канадой и Мексикой, жесткая критика со стороны либеральных демократов и формирование ими отрицательного общественного мнения о втором сроке Трампа, а также накопившаяся усталость по разрешению конфликта, может  подвигнуть американского президента выйти из переговорного процесса по Украине.

Вариант второй – на мой взгляд, более реалистичный. Трамп, несмотря на внутренние проблемы и накопившуюся усталость от Киева, продолжит работать над локализацией украинского конфликта. Бросить эту амбициозную задачу, обозначенную как одну из главных, он не решится. Слишком много поставлено на карту, да и окружение будет отговаривать его от этого шага. 

Какие могут быть последствия?

Вполне очевидно, что европейская «коалиция желающих» будет действовать в рамках договоренностей, достигнутых в Лондоне 23 апреля. То есть исходная линия такова: Киеву – «будем помогать до последнего украинца, Россию нужно заставить принять наши условия». Даже без США.

В контексте второго варианта, безусловно, это будет делать сложнее, так как США остаются главным контрагентом всей ситуации.

Что касается России, то те условия, о которых говорит спецпосланник Трампа Кит Келлог и озвученные Reuters вряд ли для Москвы приемлемы. Полагаю, что отдавать территории, о которых говорили в Лондоне, российское руководство вряд ли будет, как сказал российский президент - «мы территориями не торгуем!» Переговоры и достижение договоренностей будут трудными. И в этом процессе, уверен, нужно продолжать специальную военную операцию до получения гарантий в достижении российских целей. Именно СВО является доминирующим фактором в процессе переговоров с Западом и киевским режимом. Хотя Украина уже сейчас представляет собой территорию 404 без перспектив на субъектность. Но это уже будущая история.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Киев не отреагировал на предложение Путина о перемирии, заявил Песков 29.04.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20250429/peremirie-2014002462.html

[2] FT: Европа и Украина опасаются выхода США из переговоров в ближайшие дни 28.04.2025 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/23808793

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати