ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Тарифный удар Трампа: кому будет больнее?

11:32 07.04.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

2 апреля Дональд Трамп объявил о введении новых масштабных тарифов на импортные товары в США. Размеры новых пошлин поражают воображение наблюдателей, их называют «невиданными за последние сто лет».

Согласно решению, обнародованному Трампом, с 5 апреля вводятся 10-процентные тарифы на все товары из более чем 200 стран и территорий. Более высокие тарифы устанавливаются для импорта из 60 государств. Величина пошлин зависит от размеров положительного сальдо в торговле той или иной страны с США. Как утверждают злые языки, де-факто, «формула» для расчета проста: пятьдесят процентов от величины, полученной делением торгового дефицита на объем экспорта.

Экономисты единодушны в резкой критике такого подхода. Тем не менее, тарифы для Китая установлены в 34 процента – в дополнение к ранее введенным 20-процентым, в 27 процентов для Индии, в 24 процента для Японии, для Европейского союза – в 20 процентов. Многим странам и территориям «прописаны» драконовские пошлины в десятки процентов – в том числе, с целью не допустить попыток «обойти» ограничения путем размещения в них производств третьих стран, прежде всего, китайских. Страновые тарифы должны вступить в силу 9 апреля.

Исключения сделаны для фармацевтической отрасли и таких товаров, как медь, пиломатериалы и полупроводники, а также энергоносители и некоторые полезные ископаемые, которых нет в США. Исключения также распространяются на товары, на которые Трамп ввел тарифы ранее, например, на сталь. Формально, Трамп оставил возможность для переговоров: согласно тексту его указа, если торговая политика других стран к США будет изменена в соответствии с пожеланиями Белого дома, тарифы могут быть отсрочены или снижены. Из заявлений ряда членов администрации также можно вывести предположение, что объявленные Трампом цифры - это максимальный уровень, который будет применяться к тем государствам, которые не пойдут навстречу требованиям Белого дома. 5 апреля CNN сообщила, что переговоры уже начались с Вьетнамом, Индией и Израилем. Согласно другим сообщениям, Аргентина уже договорилась с Белым домом об обнулении всех импортных тарифов в двусторонней торговле.

Нужно признать, действия Трампа вызвали эффект разорвавшейся бомбы. В течение следующих дней американские, азиатские и европейские рынки падали. Доллар снижался на валютных торгах по отношению к основным мировым валютам. Ряд экспертов ожидают снижения ставки ФРС на 100 базисных пунктов «до конца года».[i] 3 апреля Агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Китая – третьего после Канады и Мексики торгового партнера американцев, с «А+» до «А» на опасениях «дальнейшего ослабления госфинансов КНР и быстрого роста госдолга». После того, как Пекин обнародовал зеркальные ответные меры, фондовые индексы по всему миру пережили новый обвал. Дешевеет нефть и другие сырьевые товары.

Реакция руководства стран мира неоднородна. Министерство торговли Китая практически сразу заявило, что Пекин «примет ответные меры для защиты своих прав и интересов». 4 апреля стало ясно, что на этот раз Китай не будет сдерживаться. Объявлено об ответных пошлинах в 34 процента на все товары из США. Решение вступит в силу 10 апреля. Члены ЕС разошлись во мнениях, как реагировать: Италия предостерегает от эскалации, а Франция и Германия выступают за нее. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Брюссель стремится к переговорам, но «готовится к дальнейшим контрмерам», если переговоры не увенчаются успехом.

Многие пострадавшие страны выразили сожаление по поводу шагов Трампа, не угрожая прямыми ответными мерами. Такой, в частности, была реакция Японии и Южной Кореи. Премьер-министр Австралии Албанезе заявил, что тарифы «не имеют логического обоснования и противоречат основам партнерства наших двух стран». Премьер-министр Канады Марк Карни отметив, что Трамп не стал вводить новые пошлины для его страны и Мексики, добавил, что Оттава будет «бороться» с уже введенными тарифами США. Вскоре было объявлено о первых контрмерах.

Повышение импортных пошлин, объявленное Трампом, в разы превышает уровни, что были ранее. Средняя величина импортного тарифа, с учетом всех исключений, возрастает, по разным оценкам, до 20-29 процентов. Еще год назад она составляла чуть более 2 процентов. Эксперты сходятся во мнении, что «Трамп разрушил привычные торговые нормы». На таком фоне растет беспокойство о будущем всей мировой экономики. Однако оценки характера и глубины последствий новой тарифной политики как для самих США, так и для системы международных экономических связей, разнятся, и, порой, существенно.

Большинство наблюдателей ожидают «катастрофических последствий» и считают, что в ближайшее время, основной удар новые тарифы нанесут по самой Америке, где вырастут потребительские цены, а также, вероятно, инфляция. ФРС оказывается лицом к лицу с угрозой стагфляции, когда экономика замедляется, но при этом растут цены. Опасения перехода американской экономики к рецессии в текущем году стало доминирующим среди экономических экспертов. Диапазон большинства прогнозов на итоги нынешнего года для экономики США лежит от «нулевого роста» до «падения на 0,1 – 0,3 процента». Как результат, в Республиканской партии уже звучат опасения относительно перспектив промежуточных выборов 2026 года. По данным Bloomberg, главе американского Минфина Скотту Бессенту названивают хедж-фонды и топ-менеджеры, которые просят его попытаться смягчить позицию Трампа по поводу тарифов.

По мнению источников ряда американских СМИ, анонсированные Трампом тарифы могут нанести сильнейший удар по местному ВПК, нарушив «глобальные цепочки поставок, на создание которых Пентагон потратил десятилетия». Подход к торговой политике, выбранный Белым домом, способен также помешать заявленной цели о возвращении Америке роли ведущего мирового промышленного центра. Тезис Трампа, что США должны производить компоненты «без чрезмерной зависимости от импорта ключевых ресурсов», легко провозгласить, но его реализация требует кропотливой системной работы в течение многих лет, а не «кавалерийского наскока». Помимо прочего, пострадает и западная поддержка в адрес Киева.

Те, кто ищет в действиях Трампа рациональное зерно, полагают, что нынешний президент США пытается запустить процесс масштабной национальной реиндустриализации - повернуть вспять тенденции на перенос производств в страны с более дешевой рабочей силой и формирование «чрезвычайно сложных международных цепочек поставок», набравшие обороты в последние десятилетия. Предполагают, что это также попытка вывести Америку «из долговой спирали размером 35 триллионов долларов».

Избранный Белым домом подход, признают многие эксперты, несет серьезные риски: от замедления технологического развитие американских компаний, до еще большего удорожания местной рабочей силы, и вплоть до усиления «фрагментации мировой финансовой системы» и, в конечном счете, ускорения процессов глобальной дедолларизации.[ii]

Не очевидны выгоды столь радикального протекционизма и с точки зрения выравнивания торгового баланса США. Поначалу, импорт уменьшится, а снижение курса доллара поддержит экспорт. Однако по прошествии некоторого времени, американская и мировая экономика «переварят» трамповский шок, восстановятся, а курс доллара снова вырастет – поскольку американские процентные ставки заметно выше, чем в большинства других стран ОЭСР. И ФРС, весьма вероятно, не сможет быстро снизить ставку, поскольку нынешние инициативы Белого дома сулят рост инфляции. В результате, размеры торгового дефицита вернутся к значениям, не сильно отличающимся от нынешних.

Оценки последствий для мирового роста также противоречивы. Пессимисты говорят о «войне», объявленной Трампом мировой экономике. «Различные ставки пошлин для разных торговых партнеров» спровоцируют «хаос в мировой торговле». Более умеренные прогнозы сулят замедление роста мирового ВВП в нынешнем году с 3,2 до 2,2 процента. Высок риск, что в краткосрочной перспективе скачок американских тарифов может ускорить инфляцию во многих странах, особенно там, где будут предприняты наиболее решительные ответные меры. С другой стороны, полагает Goldman Sachs, страны, в которые будет перенаправлена – по более низким ценам, часть нынешних экспортных потоков, идущих в США, могут почувствовать дезинфляционный эффект. Одним из таких государств может стать и Россия.

В целом, отдельные страны ощутят последствия по-разному. Выстоят те, кто сумеет найти новые рынки сбыта. С меньшими потерями переживут ситуацию поставщики универсальных биржевых товаров. Среди крупнейших экономик, Китай может пойти на снижение ставки, чтобы стимулировать внутреннее потребление, а также загрузить предприятия, которые раньше ориентировались на рынок США. У ЕЦБ более широкое поле для маневра, он может позволить себе продолжить снижение ставки. Банк Японии не может ни повысить ставку – очень велик уровень госдолга, ни понизить - из-за повышенной инфляции. В результате, Япония может превратиться в «бомбу с часовым механизмом» для мировых финансов. Очень трудно придется небольшим странам, поставляющим в США ограниченный набор промышленных товаров.

Реалисты отмечают, что таможенные войны прежних времен часто предшествовали крупным военным конфликтам. Таможенные войны после 1945 года рано или поздно всегда завершались компромиссом, но часто длились «годами и даже десятилетиями». И также, порой, переходили в фазу военных столкновений. Оптимисты же полагают, что действия Трампа едва ли спровоцируют серьёзные потрясения в мировом масштабе. За минувшие тридцать лет США утратили положение безоговорочного гегемона мировой торговли. Её оборот в прошлом году составил порядка 33 трлн. долларов. В результате действий администрации Трампа американский импорт может упасть на 1-1,5 триллиона.

Отсутствие России в «списке Трампа» вызвало на Западе многочисленные недоуменные комментарии. Директор национального экономического совета Кевин Хассетт пояснил в интервью ABC News, что отказ от пошлин против РФ связан с переговорами по украинскому конфликту. Исторически, наибольший выигрыш от торговых войн получают страны, в них не участвующие. Москва – на сегодняшний момент, оказывается в потенциально выгодном положении. Российский рынок велик и привлекателен, доля импорта в потреблении товаров достигает 25-30 процентов. Сохранив низкие импортные пошлины в условиях глобальной торговой войны, РФ могла бы добиться снижения цен от зарубежных экспортеров, что благоприятно отразилось бы на уровне инфляции.

Хотя окончательные детали новой торговой политики Вашингтона еще предстоит прояснить, заявления Трампа действительно звучат весьма агрессивно. Прямо сейчас, рынки и экономисты крайне озабочены угрозой «удушения» экономического роста, как в США, так и в мире в целом. Критики Трампа внутри США указывают, что даже если тарифы снизятся, доверие к Вашингтону будет сильно подорвано, а «лидерство Америки» поставлено под сомнение. Изменения «ландшафта мировой системы», спровоцированные Трампом, сулят не только замедление глобального экономического роста, но также усиление негативных явлений в странах глобального Юга.

При этом реалисты настаивают, что в мировой экономике уже накопилось слишком много противоречий и дисбалансов. Резкий отказ США от политики продвижения либеральной глобализации, которой они следовали предыдущие восемьдесят лет, как нельзя лучше демонстрирует глубину кризиса существующей мировой экономической модели. Другой вопрос, насколько реалистичен и оптимален вариант «решения», предложенный Трампом? Есть вероятность, что неизбежное замедление мировой экономики не приведет, тем не менее, к рецессии в глобальном масштабе. Что касается рынков, то они лишь «возвращаются к здравому смыслу». Падение едва ли остановится в ближайшее время, но такова цена не основанного на объективных показателях чрезмерного оптимизма предыдущих лет.

Наконец, существует мнение, что пошлины введены ненадолго, и являются лишь элементом запугивания в процессе переговоров. Пока что Трамп твердо стоит на своем. Однако если экономика США начнет «хромать» слишком очевидным для избирателей образом, а меры Белого дома не приведут к быстрому росту инвестиций в производственные мощности внутри страны, то, скорее всего, команде Трампа придется корректировать свою политику гораздо быстрее, чем ей бы хотелось.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-04-03/stock-market-today-dow-s-p-live-updates

[ii] https://ru.investing.com/analysis/article-200319488

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати