ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

После Сирии: поражение или новые перспективы

15:09 17.02.2025 • Альбина Текеева, политолог

Смена власти в Сирии произошла так быстро и неожиданно, что международные игроки до конца еще не опомнились. И не в полной мере представляют себе все последствия происшедшего. Ясно одно. Наряду с нападением ХАМАС на Израиль и жесточайшей конфронтацией в Газе – это лишний раз говорит о том, что формирование системы безопасности на Ближнем Востоке, даже не в целостном, а в весьма фрагментированном виде, дело невероятно сложное.

Кто получил выгоду от падения Башара Асада? Пока очевиден выигрыш Израиля, США и Турции и уж точно не Ирана и России, действующих сегодня в тандеме и − в силу сложившейся ситуации – ставших «товарищами по несчастью». У Тегерана еще остаются козыри (военизированные группировки в Ливане, Палестине, Йемене, шиитская солидарность), а вот Москве грозит серьезная опасность превратиться из odd man in the region в odd man out of the region. То есть из чужака в регионе в чужака вне региона. И встает неотложный вопрос: каким образом можно предотвратить, или попытаться предотвратить такой печальный исход? Пропагандистские заявления, что не всё так плохо, и мы добились поставленных целей, тут не помогут. Со всей очевидностью нужна корректировка всей российской ближневосточной политики.

Как представляется, в этой связи целесообразно присмотреться к тем процессам, которые при всей хаотичности регионального развития, отличаются определенной стабильностью и тенденцией к росту.

Прежде всего речь идет о региональном сотрудничестве – оно постепенно набирает силу и становится достаточно весомым фактором. Ниже приводится таблица, отражающая вовлеченность государств Ближнего Востока в региональные блоки и организации.

Интеграционные процессы на территории Ближнего Востока представлены в рамках трех действующих многосторонних организаций – Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Организации исламского сотрудничества (до 2011 г. Организация исламская конференция).

Лига арабских государств (ЛАГ) – международная организация, которая взяла на себя важную роль объединения арабских государств. В период своего создания (1945) она претендовала на роль ключевого координирующего механизма для стран-участниц, чтобы поддерживать борьбу арабских государств за национальную независимость. Однако несмотря на то, что ЛАГ периодически продвигала свои инициативы для выработки единого пути развития арабских стран, большинство предложений так и остались весьма противоречивыми и не воплотились в жизнь. Многие опрометчивые решения (например, об исключении в свое время Сирии и Египта), мягко говоря, не способствовали арабскому объединению. Не было и нет единого взгляда на возможность сотрудничества с Ираном.

Еще одной международной организацией, объединяющей исламские страны, стала Организация исламского сотрудничества, созданная в 1969 году и нацеленная на достижение и обеспечение солидарности мусульманской уммы в социальной, экономической и политической сферах. Несмотря на определенный уровень сотрудничества, которого достигли страны-участники ОИС, явные расхождения между ними не позволяют организации в достаточной степени воздействовать на разрешение конфликтов в регионе. Одним из главных камней преткновения является соперничество между арабскими и неарабскими участниками, что представляет серьезную угрозу для достижения какого-либо консенсуса по любому из вопросов.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива изначально создавался с экономической целью, но в настоящий момент среди его функций также значится решение споров и конфликтов. Впрочем, даже в такой немногочисленной организации так или иначе возникают противоречия, например разрыв в 2017 году дипотношений Катара с ОАЭ, Бахрейном, Саудовской Аравией на фоне саудовско-катарского раскола 2014 г, оказал негативное влияние на эффективность работы совета на последующие 3,5 года.

Тем не менее, при всей внутренней разобщенности этих ближневосточных структур именно они в настоящее время являют собой один из немногих конструктивных элементов регионального развития и будут оказывать на него все большее влияние. Это подтверждает и целый ряд успешных совместных начинаний: военно-политических, контртеррористических, гуманитарных и др. ЛАГ успешно осуществляет гуманитарные проекты, предоставляя помощь палестинцам в Газе. ОИС в 2000-х годах организовывала конференции и саммиты для обсуждения вопросов борьбы с терроризмом и экстремизмом, а в 2005 году приняла «Декларацию о борьбе с терроризмом». ССАГПЗ проводил совместные военные учения, такие как «Золотой меч», что являлось попыткой укрепления безопасности и взаимопонимания между государствами-членами, а также повышало готовность к реагированию на потенциальные угрозы. Совет сотрудничества создал оборонительный союз «Щит полуострова», который в той или иной мере смог себя проявить в 2011 году в период массовых волнений в Бахрейне. Это стало первым опытом развертывания военных сил ССАГПЗ для оказания помощи стране-участнице. По мнению экспертов, введение войск поспособствовало защите стратегически важной военной инфраструктуры Бахрейна. Таким образом можно сделать вывод, что ближневосточные объединения имеют в своей истории определенные успехи.

Нельзя исключать и то, что в перспективе возможно наведение мостов между существующими региональными сообществами и Израилем, который сегодня уже не представляется столь однозначно заклятым врагом, как это было еще 20 или 30 лет тому назад. В конце концов, это самый серьезный и сильный актор на Ближнем Востоке и без его участия трудно представить в достаточной степени эффективные инициативы, нацеленные на обеспечение региональной безопасности. Израиль в свою очередь в этом заинтересован, поскольку, несмотря на свои экономические и военно-политические достижения, отсутствие региональных союзников и во многом враждебное окружение вносят константу напряженности в израильское общество и чреваты регулярными конфликтами. Никто не даст гарантии, что чрезвычайные ситуации, подобно той, которая случилась 7 октября 2023 года не повторятся в той иной форме. Бесспорно, как уже отмечалось, после свержения режима Асада Израиль многое приобрел, но пока трудно сказать, насколько прочным и долговременными окажутся эти приобретения.

Возникает вопрос: как, в каком формате региональные организации могут налаживать сотрудничество с Тель-Авивом? Возможно, в ходе президентства Дональда Трампа появится шанс нормализовать отношения с Саудовской Аравией, что уже давно планировалось Эр-Риядом. Одним из путей привлечения Израиля может явиться создание специальных рабочих групп в рамках ближневосточных организаций, куда могут вовлекать и еврейское государство. Всё это, разумеется, допустимо при условии ослабления конфронтации в Газе и Ливане.

Что касается России, то, как уже отмечалось, чтобы «оставаться в игре» ей нужно в срочном порядке менять свои подходы. Прежде всего следовало бы укреплять связи с государствами Персидского Залива. Например, в рамках палестинского урегулирования и с учетом принципиального требования о создании Палестинского государства, приступить вместе с ними к восстановлению сектора Газа для вернувшихся туда беженцев. В гуманитарной области предоставлять квоты студентам, практиковать программы обмена опытом для сотрудников научных и образовательных центров. Данные инициативы не только повысят авторитет России среди мусульман, но также поспособствуют сближению с арабскими странами. Помимо прочего, нельзя отодвигать в сторону Израиль. Здесь можно подойти со стороны так называемой «политики памяти». Организовывать научные конференции или другие акции, посвященные общим историческим темам, таким как Вторая мировая война и Холокост. Привлекать к проведению мероприятий российских и израильских историков, социологов, культурологов, что позволит наладить диалог и расширять общественно-культурные и научные связи между двумя народами.

Активнее продолжать сближение с ССАГПЗ, опираясь на уже имеющийся опыт: 9 сентября 2024 года прошло седьмое министерское заседание Стратегического диалога Россия – ССАГПЗ, в ходе которого в числе прочих насущных вопросов была затронута тема создания системы коллективной безопасности на Ближнем Востоке, в частности, в регионе Персидского залива. Можно было бы предложить ССАГПЗ совместную разработку конкретной всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности в регионе, подразумевающей и более эффективную роль «Щита полуострова».

Статус наблюдателя Организации Исламского Сотрудничества, Российская Федерация позволяет ей выдвинуть идею создания регионального форума безопасности для предотвращения дальнейшей разрушительной эскалации конфликтности и гонки вооружений на просторах Ближнего Востока. Привлечь к участию в форуме внешних международных акторов и организации, заинтересованные в поддержании мира и стабильности, а не в реализации собственных эгоистических интересов в ущерб регионалам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати