ГЛАВНАЯ > История без купюр

Атака на Зонгулдак. Начало эры боевого применения морской авиации

21:35 16.02.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

6 февраля (24 января по ст. ст.) 1916 года гидроаэропланы Черноморского флота произвели первый в мире бомбовый налет на вражеский порт. К месту вылета их доставили авианесущие корабли.

Когда российские авиаторы заходили в атаку на порт и на железнодорожный узел, когда они пытались положить свою пудовую бомбу точно под трубу большого транспортного судна, они меньше всего думали о том, что вот прямо сейчас при их непосредственном участии рождается новая стратегия морской войны. Летчики-черноморцы выполняли поставленную боевую задачу: надо было затруднить, а лучше совсем прервать доставку угля турецким заводам и броненосцам.

Первый самолетовылет, открывший историю морской авиации, совершил лейтенант русского флота С.Ф. Дорожинский в Севастополе 29 сентября 1910 года. И через месяц с небольшим в том же Севастополе была открыта школа военных авиаторов. А в 1912 году первые 5 гидроаэропланов Черноморского флота положили «начало организации авиационного дела в морском ведомстве».

Поначалу флотские теоретики отводили авиации исключительно вспомогательную роль — связь и разведка, поэтому авиаторы были причислены к службе связи флота. Но командующий Черноморским флотом Андрей Августович Эбергард не был согласен со столичными адмиралами. Он считал, что морская авиация должна выполнять гораздо более широкий круг задач, включая бомбардировку неприятельских кораблей. Он был уверен, что из-за крайне малого времени нахождения в воздухе действовать морская авиация должна с плавучих баз. Свои соображения командующий высказал в выпущенной в конце 1913 года программе морской авиации, которая для Черноморского флота имела силу приказа. Благодаря инициативному адмиралу в последнее предвоенное лето черноморские авиаторы успели провести учебные бомбометания, отрабатывали взаимодействие самолетов и кораблей, научились передавать сообщения с самолетов.

Буквально с первых дней войны авиация на Черном море начала активные разведывательные вылеты. Позже пытались и атаковать вражеские корабли.

К лету 1915 года Черноморский флот принял в свой состав два авианесущих корабля (АВК) – «Император Александр I» и «Император Николай I». Прежде это были коммерческие пароходы, а теперь каждый из них мог принять на борт 6-7 аэропланов. Уже в феврале 1915 года на борту «Императора Николая I» впервые была произнесена команда: «Спустить гидро!» Устаревшие довоенные аэропланы постепенно выходили из строя, но тут на вооружение черноморской авиации начала поступать М-5 — очень удачная летающая лодка российского конструктора Григоровича. Двухместный гидроаэроплан способен был держаться в воздухе около трех с половиной часов, обладал скоростью полета около 100 км/ч, мог подняться чуть выше 3000 метров и взять на борт две пудовые (16 кг) авиабомбы.

Количество вылетов росло, летчикам часто запрещали во время вылетов бомбить корабли, но, как известно: «когда бог раздавал дисциплину, авиация находилась в воздухе». Запрет нарушался постоянно.

Не менее важно и то, что в 1915 году авиация Черноморского флота была выведена из службы связи и подчинена непосредственно командующему.

Накопленный опыт, новые самолеты и адекватная организация позволили начать планировать налет на порт Зонгулдак, снабжавший углем турецкую промышленность и турецкий флот.

В 1915 году союзники начали операцию в Дарданеллах, им необходимо было любым способом снизить активность турецкого флота. Нужно было оставить его без угля.

Черноморский флот начал активное противодействие перевозкам из Зонгулдака. Но обстрелы с кораблей ожидаемого эффекта не давали, поскольку гористая местность защищала инфраструктуру, а высокий мол — корабли. Оставалось охотиться за перевозившими уголь транспортами, что Черноморский флот с переменным успехом и делал, периодически сталкиваясь с противодействием турецкого флота.

И тогда командование решило применить авиацию. Оставалось дождаться погоды и прихода в порт большого транспорта. Эти условия сошлись в начале февраля (конце января по ст. ст.) 1916 года.

После предварительной разведки Зонгулдака и обнаружения там целей ударная группа флота (вполне себе авианосная ударная группа (АУГ) даже в современном понимании этого словосочетания) в составе самых различных кораблей (линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», подводных лодок, гидроавиатранспортов «Александр I» и «Николай I» с 14 самолетами М-5 конструкции русского инженера Григоровича) вышла в поход. На «Императоре Александре I» размещались 8 гидросамолетов М-5 (командир первого корабельного отряда морской летчик лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен), на «Императоре Николае I» — 7 самолетов М-5 (командир второго корабельного отряда морской летчик, лейтенант Александр Константинович Юнкер).

Вечером 5 февраля миноносцы «Поспешный» и «Громкий», осуществлявшие блокаду порта Зонгулак, приблизились к гавани, обнаружили стоящие за молом корабли и шхуны, открыли по ним артиллерийский огонь (успеха не достигли) и телеграфировали всю разведывательную информацию командованию АУГ.

6 февраля 1916 г. (по другим данным 7 февраля) миноносцы «Поспешный» и «Громкий» вместе с авианосцами вышли в точку развертывания севернее Зонгулдака, где гидравиатранспорты спустили гидросамолеты на воду. В это время основная группа линейных кораблей осуществляла надежное стратегическое прикрытие авианесущей группы кораблей со стороны моря — от атак кораблей германского и турецкого флота.

Спуск всех 14 самолетов был осуществлен в рекордно короткие сроки-36 минут, после чего миноносцы «Поспешный» и «Громкий» остались патрулировать место спуска, а сами авиатранспорты отошли немного севернее.

Погода (а был февраль, время штормов на Черном море) в районе операции резко ухудшилась, клубились низкие облака, видимость была почти нулевая, температура резко упала, но и отступать уже было поздно.

В 10.30 первый самолет, которым командовал морской летчик лейтенант Эссен, с наблюдателем мотористом I статьи Олейниковым атаковал Зонгулдак.

Из донесения начальнику авиации Черноморского флота, начальника первого корабельного отряда фон Эссена: «Доношу Вашему высокоблагородию, что получил Ваше приказание бомбардировать Зонгулдак, и если есть там за молом стоящий большой пароход, то и его. В 10 часов 27 минут я первым полетел на аппарате № 37 на Зонгулдак, имея наблюдателя моториста I статьи Олейникова, взяв с собой на аппарат две пудовые и две десятифунтовые бомбы. Подлетая к Зонгулдаку, я увидел в гавани за молом стоящий носом к выходу большой однотрубный двухмачтовый пароход, который сильно дымил. Сделав над городом и гаванью на высоте 900-1100 метров три круга, мой наблюдатель сбросил все четыре бомбы. Первая, пудовая, сброшенная по пароходу, разорвалась на молу впереди носа. Вторая, десятифунтовая, упала за кормой парохода среди стоявших лайб и произведя на одной из них пожар. Третья, пудовая, сброшена по железнодорожному узлу, попала в большое белое здание. Четвертая упала на берег за кормой парохода. На горке около Килимли мною был замечен ряд белых дымков, по-видимому, стреляющей батареи. Выполнив задачу, я через 50 минут возвратился к «Императору Александру I» и подошел к борту для подъема. Мне были брошены концы, и меня стали подтягивать к борту. В это время машинам был дан полный ход вперед, и мой аппарат стало сносить под корму на винты. Вслед за этим на корабле раздался первый выстрел, концы были брошены на аппарат и запутались на моторе, поломав мне выпускной клапан. Находясь в двух саженях за кормой корабля, вдруг я и мой наблюдатель заметили подводную мину, идущую на наш аппарат. Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем ее течением от винтов отнесло в сторону… Выловить ее я не имел возможности из-за порчи мотора. Распутав намотавшийся на мотор конец и выбросив поломанный клапан, механик мой запустил мотор, и я на 8 цилиндрах оторвался от воды и стал искать подводную лодку и охранять наши корабли. В 12 часов 2 минуты я сел и был поднят на корабль».

Что же случилось, откуда торпеда? Оказалось, что во время подъема первого самолета авианосец был атакован германской подводной лодкой «UB-7», находившейся на позиции у Зонгулдака специально для борьбы с русскими, блокирующими угольный район кораблями. Сигнальщики своевременно заметили опасность, а также сигналы об атаке подлодки, поданные русским гидросамолетом, кораблю дали ход и успели отвернуть, уклонившись от торпеды. Одновременно был открыт огонь из орудий авиатранспорта ныряющими снарядами. Атака лодки была скомкана и, хоть она и сумела произвести пуск торпеды, но сделала это с большого расстояния и вынуждена была спешно ретироваться. Таким образом, благодаря грамотным действиям экипажа, гидросамолета и командира «Александр I» капитана 1 ранга Петра Алексеевича Геринга торпеда в корабль не попала! Отработав свой ход, она коснулась самолета, находящегося в тот момент за кормой «Императора Александра I», но взрывателю не хватило силы удара для срабатывания, и она благополучно затонула. Капитану очень помогла информация об атаке, своевременно переданная гидросамолетом под командованием летчика Корниловича.

Именно черноморские летчики лейтенант Г. В. Корнилович и прапорщик В. Л. Бушмарин на самолете М-5 впервые в истории Черноморского флота обнаружили и атаковали подводную лодку противника. Из доклада Корниловича: «Проходя на высоте 200 метров в расстоянии 4-х кабельтовых от «Александра» и миноносца буксирующего гидроаэроплан обнаружил перископ подводной лодки, идущей на сближение с миноносцем. Тотчас были сброшены предупредительные дымовые сигналы, и я начал описывать круг над местом нахождения подводной лодки. Тотчас же с вспомогательного судна «Император Александр I» был открыт огонь по указанному месту, и я видел, как один снаряд близко разорвался от подводной лодки».

Морской летчик В.М. Марченко, осуществивший снайперскую бомбардировку турецкого парохода (который в итоге затонул), докладывал: «Доношу Вашему высокоблагородию, что согласно приказания Вашего высокоблагородия я вылетел на аппарате № 32 в 10 часов 22 минуты имея наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского с целью повредить суда стоящие за молом гавани Зонгулдак. Забирая высоту я подошел к Зонгулдаку со стороны Килимли, имея высоту 1500 метров. При моем превышении из-за облаков я заметил разрывы шрапнелей метров на 300 ниже меня, причем одновременно видел до 3-х разрывов, что дает основание предполагать присутствие зенитных орудий. Проходя над молом, за которым стояло два парохода: один около 1200 тонн и второй около 2000 тонн, наблюдатель князь Лобанов-Ростовский сбросил одну бомбу, 50-фунтовую, в большой пароход. Бомба попала в него около трубы, и пароход заволокло облаком дыма и угольной пыли. Развернувшись, я прошел вторично над пароходом, причем была сброшена вторая бомба, упавшая около парохода в воду. Попутно делались снимки фотографическим аппаратом, при проявлении неудавшиеся. Считаю долгом донести, что поведение прапорщика князя Лобанова-Ростовского при очень сильном обстреле было безукоризненным, чему и надо приписать удачное попадание первой бомбы».

В общей сложности воздушный налет продолжался более часа. Наблюдатели гидроавиакораблей «Император Александр I» и «Император Николай I» обнаружили возвращение первых летающих лодок и корабли вернулись на прежнее место и быстро подняли все гидросамолеты на борт.

Для бомбардировки порта, шахт и кораблей черноморская авиация использовала весьма много бомб: 9 — пудовых, 18 — пятидесятифунтовых и 21 — десятифунтовую.

 

Успех операции был весьма значим:

— впервые было показано, что ударной силой стала корабельная авиация, способная действовать по целям, недоступным для артиллерии, и мощные боевые корабли теперь становились лишь средством их боевого обеспечения;

— был потоплен вражеский пароход и еще несколько шхун;

— впервые черноморцы провели противолодочную оборону боевых кораблей;

— впервые при противолодочной обороне надводных кораблей авианосцем «Император Александр I» были использованы данные воздушной разведки, осуществленной летающей лодкой лейтенанта Г.В. Корниловича;

— впервые были применены ныряющие снаряды для атаки немецкой подводной лодке «UB-7»;

— потерь личного состава и самолетов морская авиация Черноморского флота в результате атаки на Зонгулдак не имела.

Самое же главное, что был приобретен бесценный опыт руководства и применения авиационной ударной группы (в состав которой входили самые разные корабли, от огромных линкоров до подлодок), а также применения соединений гидросамолетов и передовых приемов войны на море.

По материалам сайта «История РФ» и портала «Военное обозренние»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати