ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Париж: искусственный интеллект в сетях западных противоречий

12:32 14.02.2025 • Валерия Беляева, журналист

Грандиозные стеклянные своды Большого дворца французской столицы, бывшего главным архитектурным чудом Парижской выставки 1900 года, на неделе стали немыми свидетелями другого чуда – поразительного расцвета новейших компьютерных технологий нашего времени. Здесь 10-11 февраля прошёл Всемирный саммит по развитию искусственного интеллекта, собравший около сотни лидеров IT- индустрии, политиков и глав государств и правительств под патронажем президента Франции Эмманюэля Макрона и премьера Индии Нарендры Моди. Оба сопредседателя форума (во французской версии - «Саммит действий в области ИИ») декларировали в качестве главных его весьма благородные цели - поиск путей использования искусственного интеллекта во благо общества и снижения рисков, вызванных быстрым развитием ИИ, чтобы направить эти технологии в «более этическое русло». Значимость саммита должен был подчеркнуть впечатляющий список имён его участников: генеральный директор американской исследовательской компании-лидера в сфере ИИ OpenAI, создавшей теперь уже легендарную технологию ChatGPT, Сэм Альтман, генеральный директор Google DeepMind, лауреат Нобелевской премии Демис Хассабис, руководитель отдела искусственного интеллекта французской Mistral Al Артур Менш, главный специалист по искусственному интеллекту компании Meta Ян Лекун. ​​и др. США представлял вице-президент Джеймс Дэвид Вэнс, Китай - вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гоцин, ООН - Генеральный секретарь Антониу Гутерриш, Евросоюз – глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Зван был также Илон Маск, Макрон его очень ждал, но так и не дождался. Представителей России в эту западную компанию ожидаемо не позвали.

Эммануэль Макрон всячески стремится показать, что Франция может стать европейским лидером в области искусственного интеллекта. Президент очень старался и ради форума тряхнул бюджетной мошной почти в 13 миллионов евро. Еврокомиссия выделила 2 миллиона евро, правительство также привлекло ряд спонсоров. На фоне напряженных проблем с госрасходами в стране, где правительство меньшинства отчаянно борется за принятие бюджетных планов в условиях значительного дефицита, это был вроде бы весьма широкий жест. Но дотошные журналисты Politico подсчитали, что Макрон на самом деле на мероприятии сэкономил по сравнению с англичанами, которые проводили аналогичный форум в ноябре 2023 года и не пожалели почти 33 млн. евро. Причем, тогда всё было организовано даже не в Лондоне, а в местечке Блетчли-парк, в 50 минутах езды на поезде к северу от столицы. Но место, впрочем, было символическим: именно там гениальный криптограф Алан Тьюринг использовал свою машину «Энигма», чтобы взломать секретные коды нацистов во время Второй мировой войны. И журналисты, разумеется, не преминули поиронизировать насчёт того, что «крупные мероприятия по сниженными ценам становятся предметом гордости Парижа после того, как в прошлом году здесь прошли одни из самых дешевых Олимпийских игр за два десятилетия». И не только самых дешевых…

Вопрос о саммите ещё до его начала уже активно дискутировался во Франции. Так, левая оппозиция выразила сомнение в необходимости его проведения, считая, что он лишь укрепит компании США, которые и так уже, теперь вместе с китайскими, доминируют в сфере ИИ. Такую точку зрения изложил, в частности, в статье для газеты Le Figaro основатель партии «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон, убеждённый, что, организуя этот форум, власти республики ставят её «в технофеодальную зависимость от американских миллиардеров из Кремниевой долины». Но власти решительно парировали подобные выпады, напоминая, что в сегодняшней гонке современных технологий ИИ становится столь значимым фактором, что отставание в его развитии может слишком дорого обойтись стране. «Будущее ИИ — это политический вопрос, вопрос суверенитета и стратегической зависимости», — написал Макрон в соцсети Linkedin накануне саммита. А пресса привела в числе прочих забавный факт, когда глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро на приеме в здании министерства, решив продемонстрировать возможности ИИ, как бы в шутку обратился с его помощью к своему виртуальному коллеге далёкого прошлого - Шарлю Морису де Талейрану. Барро поинтересовался, зачем Талейран в 1803 году согласился уступить США за $15 млн. огромную территорию Луизианы, простиравшуюся тогда от Мексиканского залива до Канады. Виртуальный Талейран, «оживленный» с помощью программы от Mistral AI, в ответ сравнил Луизиану со «старой мебелью, которая дорога в содержании и которой трудно управлять». Так что теперь в Париже есть кому объяснять прошлое и будущее…

Но шутки шутками, а темы форума были более чем серьёзны и включали обсуждение не только ключевых аспектов будущего глобального развития ИИ, но и его влияние уже сейчас на формирование общественных интересов, продвижение инноваций, расширение возможностей информационных обменов, культуры и управления. По сравнению с саммитом в Британии в 2023 году, на котором основное внимание уделялось безопасности ИИ и рискам, связанным с его технологиями, в Париже акцент заметно сместился на разговор о собственно новых разработках ИИ и их возможностях. Уже мало кого надо убеждать, что ИИ даже в том виде, в каком он существует сегодня, добился огромных успехов и доказал свою высокую экономическую эффективность. У людей появились устройства и программы, которые могут осуществлять довольно высокого уровня синхронные переводы с иностранных языков, писать статьи и стихи, играть в стратегически игры, помогать в решении многих сложных проблем, как, например, конструирование, диагностика определенных заболеваний, ускоренный синтез лекарств, сохранение исчезающих языков, сочинение музыки и создание картин на основе машинного «осмысления» образов и многое другое. Но, как указывают специалисты, пока речь идет об уровне так называемого «узкого ИИ», в котором нет даже зачатков мыслительных процессов, характерных для людей с их интуицией, здравым смыслом, логикой и эмоциями, умением не только решать, но и ставить задачи.

Создание интеллектуальных систем, которые могли бы думать, как человек, было и пока остается мечтой всех исследователей с первых дней работ над ИИ. На языке специалистов в этом случае можно будет говорить о достижении уровня «общего ИИ» (ОИИ), который смог бы самообучаться новому на человеческом уровне, без прямого вмешательства в обучение, адаптироваться к разнообразным ситуациям, переключаться на разные задачи, эффективно общаться с людьми и т.д. Фантастика? Разработчики сегодняшних систем ИИ говорят об обратном. Так, когда на форуме прозвучал вопрос о том, как скоро появится ОИИ, Демис Хассабис ответил: «Мы близки». «Возможно, - сказал нобелевский лауреат, - нам осталось всего пять лет или около того до появления такой системы». Он предупредил, что общество должно подготовиться к этому моменту.

В Париже интересно было проследить, как реагируют гранды компьютерного мира на случившийся, как по заказу, незадолго до саммита технологический прорыв их китайских коллег, внезапно предложивших на рынке новейшие разработки ИИ, менее затратные, чем американские, но не уступающие им по функционалу. Появление DeepSeek, напомним, вызвало в январе на мировых биржах бурную, почти паническую реакцию и резкий обвал акций ведущих западных IT-компаний. Вслед за Deepseek свою версию искусственного интеллекта Qwen 2.5-Max представил и китайский розничный гигант Alibaba, который, как утверждается, превосходит и ChatGPT, и Deepseek. В конкурентную гонку ИИ недавно включилась и материнская компания TikTok Bytedance, также представившая новый ИИ, который вроде бы превосходит ChatGPT. По сообщениям СМИ, Apple уже сотрудничает с группой Alibaba, которая скоро должна подготовить приложения с искусственным интеллектом на iPhone для покупателей в Китае. Американская компания хочет снова там увеличить свою долю рынка.

Следует признать, на форуме компьютерные гранды реагировали на всё это в целом спокойно, сдержанно похваливая успехи китайских коллег. Демис Хассабис, например, предложил проверить шумиху реальностью. «Здесь нет никаких фактически новых научных достижений, используются известные методы. На самом деле многие из методов мы изобрели в Google», — отметил он. И, тем не менее, похвалил, насколько хорошо они были реализованы, и отдал должное китайским инженерам.

Куда с большей тревогой на успехи проектов ИИ в Поднебесной реагируют западные политики, понимая их не только коммерческое, но и военно-политическое значение. Европейцы прекрасно отдают себе отчёт в том, что в глобальной гонке в этой сфере они всё заметнее отстают и от КНР, и от США. По данным ЕС, европейские предприятия очень медленно внедряют технологии ИИ: только 13 процентов уже их применяют. На правах хозяина форума президент Макрон постарался заявить об амбициях Франции и ЕС как серьёзных мировых игроков в развитии ИИ. Ещё накануне открытия гостям площадок Гран-Пале он анонсировал готовность Франции инвестировать в развитие национальной индустрии ИИ 109 млрд. евро. Макрон сравнил эту сумму с 500 миллиардами долларов, которые президент США Трамп обещал в своем плане по искусственному интеллекту «Звездные врата». Учитывая размеры двух стран, ресурсы находятся «в одинаковой пропорции», бодро заключил глава французского государства. Первый научно-индустриальный кластер ИИ под эгидой Mistral Al за пределами Парижа должен быть запущен в течение нескольких месяцев. Активно продвигается и идея создания «фонда для использования искусственного интеллекта во благо общества». В Париже рассчитывают, что в течение пяти лет этот фонд сможет привлечь на свои проекты более €2,5 млрд.

 Особый интерес к новинкам ИИ ожидаемо проявили военные. На форуме министерство вооруженных сил республики организовало дискуссию о развитии ИИ в области обороны. Внимание французских военных к этим технологиям подчеркивал не раз министр ВС Франции Себастьен Лекорню. Выступая перед военнослужащими, он заявил ранее, что в 2025 году в военно-промышленный комплекс страны будут самым активным образом внедряться алгоритмы искусственного интеллекта. С этой целью осенью готовится запуск нового суперкомпьютера. Кроме того, в ближайшие месяцы министерство продолжит внедрение генеративного ИИ, начатое ещё в конце 2024 года, для обеспечения деятельности разведслужб и проведения различных операций в киберпространстве. Между тем в прессе отмечается, что сейчас Франция не владеет всеми технологиями, необходимыми для разработки своих полноценных систем ИИ. Но может разрабатывать собственные алгоритмы на уже известных платформах. С этой целью в мае 2024 года в министерстве ВС было создано специальное агентство AMIAD, в котором пока работают лишь около 100 специалистов из запланированных 300. Агентству поручен широкий круг задач: от вопросов борьбы с беспилотниками до разработки крупных языковых моделей для анализа сотен страниц документов и содействия военному планированию.

Отдельной темой в европейском развитии проектов ИИ остаётся правовое регулирование этой сферы в рамках ЕС. Как считают многие IT-компании - не слишком удачное. Брюссель своими правилами и нормами фактически тормозит их работу, что не способствует привлекательности рынка ЕС для инвестиций и новых стартапов. Чаще всего на это жалуются американцы, где нет схожего с европейским недавно вступившего в силу Закона об искусственном интеллекте, предупреждая, что Европа в итоге упустит возможности, которые предоставляет ИИ. В частности, Google и Meta раскритиковали за это ЕС. В США ряд влиятельных лиц в IT-индустрии считают, что отмена регулирования ИИ способна открыть рынок для беспрецедентного уровня инноваций, которые, используя технологический прогресс, послужат новым стимулом для инвестиций в развитие этого направления.

Однако Брюссель возражает, указывая на множество рисков, связанных с неконтролируемым использованием систем ИИ. В итоге эти противоречия негативно отразились при подготовке заключительной декларации парижского саммита. В этом документе участники выступают за «открытый, инклюзивный и соответствующий этическим требованиям искусственный интеллект», а также «всемирный диалог в целях регулирования ИИ и обеспечения его доступности». Кроме того, документ предостерегает от «концентрации рынка». Такие формулировки не устроили делегацию США, которая не подписала декларацию. С оглядкой на американцев отказалась подписывать её и Великобритания. Официальный представитель британского премьера Стармера лишь расплывчато пояснил, что документ не отвечает национальным интересам его страны, правда, заверив, что Лондон присоединяется к другим инициативам и будет сотрудничать со своими партнерами, включая Францию. В итоге декларацию подписала 61 страна, в том числе Китай, Франция и Индия.

Несомненно, технологии ИИ всё больше будут влиять на геополитику, глобальную конкурентоспособность и экономическое развитие. А значит, всё более обострять конкурентные противоречия между основными игроками, занимающимися продвижением проектов искусственного интеллекта. Автономия Европы здесь, например, пока весьма ограничена монополией США на те же сверхскоростные чипы и другие технологические разработки. И американцы вряд ли допустят здесь уход кого-либо из друзей-соперников в отрыв. Закрепленная ещё в меморандуме Байдена от 24 октября 2024 г. о лидерстве США в сфере ИИ установка расставила все точки над i. Но роль союзника «на верёвочке», похоже, всё менее устраивает европейцев, особенно в эпоху Трампа. Впрочем, вряд ли какой-либо искусственный интеллект способен помочь им сейчас в разрешении этой проблемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати