ГЛАВНАЯ > История без купюр

Освобождение Варшавы

13:39 21.01.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

Важной частью Висло-Одерской операции стала проводившаяся силами 1-го Белорусского фронта (маршал Жуков) Варшавско-Познанская операция, в ходе которой планировалось расчленить и уничтожить по частям группировку противника. Одной из задач операции являлось овладение столицей Польши Варшавой.

Варшавско-Познанская операция развернулась 14 января, а в ночь на 17 января начался разгром варшавской группировки. 1-я армия Войска Польского форсировала Вислу севернее и южнее столицы Польши и утром ворвалась в город. С советской стороны наступление осуществляли 47-я армия генерала Перхоровича с севера и армия генерала Белова с юго-запада. В комбинированном ударе важную роль сыграла также 2-я гвардейская танковая армия генерала Богданова. К 12 ч. дня советско-польские силы полностью освободили разрушенную, разграбленную и опустевшую Варшаву.

Участники этих событий вспоминали, что на улицах польской столицы они увидели «только пепел и руины, покрытые снегом. Жители города были истощены и одеты почти в лохмотья. Из миллиона трёхсот десяти тысяч человек довоенного населения теперь в Варшаве осталось только сто шестьдесят две тысячи. После неимоверно жестокого подавления Варшавского восстания в октябре 1944 г. немцы систематически уничтожали все исторические здания города....

Осмотрев истерзанный город, Военный совет 1-го Белорусского фронта доложил Верховному главнокомандующему:

«Фашистские варвары уничтожили столицу Польши — Варшаву. С ожесточенностью изощренных садистов гитлеровцы разрушали квартал за кварталом. Крупнейшие промышленные предприятия стерты с лица земли. Жилые дома взорваны или сожжены. Городское хозяйство разрушено. Десятки тысяч жителей уничтожены, остальные были изгнаны. Город мертв».

Слушая рассказы о зверствах, которые творили немецкие фашисты во время оккупации и особенно перед отступлением, трудно было даже понять психологию и моральный облик вражеских войск.

Особенно тяжело переживали разрушение Варшавы польские солдаты и офицеры.

«Я видел, как плакали закаленные в боях воины и давали клятву покарать потерявшего человеческий облик врага. Что касается советских воинов, то все мы были ожесточены до крайности и полны решимости крепко наказать фашистов за все злодеяния.

Войска смело и быстро ломали всякое сопротивление противника и стремительно продвигались вперед»,- писал в своих воспоминаниях маршал Советского Союза Георгий Жуков.

На этом фоне советское руководство приняло решение об оказании немедленной гуманитарной помощи Польше.

В справке начальника 2-го отдела штаба Начальника тыла Красной армии от 30.03.1945 г. о ходе выполнения Постановления ГОКО № 7507 от 09.02.1945 г. по отгрузке хлебопродуктов в распоряжение Временного правительства Польской Республик говорится, что по состоянию на 30 марта 1945 года в марте было отгружено 12 000 т хлебопродуктов, под погрузкой находилось 2600 т, к погрузке готовилось 5800 т. В феврале было отгружено 23 300 т, а на апрель планировалось к отгрузке еще 16 300 тонн.

Постановление ГКО № 8254с от 23.04.1945 г. «Вопросы Польши» (о передаче в соответствии с просьбой Временного правительства Польской Республики из фондов тыла Красной армии трофейного скота, мяса, растительного жира, автомашин и разного сырья) обязывает «Начальника Тыла Красной Армии т. Хрулева из числа находящегося на 2-м Белорусском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах трофейного скота передать в распоряжение Временного правительства Республики Польши для раздачи переселенцам и маломощным крестьянским хозяйствам, в первую очередь семьям воинов Войска Польского: крупного рогатого скота – 40 000 голов, молодняка рогатого скота – 50 000 голов, овец – 40 000 голов, свиней – 20 000 голов». Передать это следовало до 1 июня 1945 года.

Кроме того, Хрулеву было необходимо в этот же срок передать в распоряжение Временного правительства Польской Республики из ресурсов фронтов в виде единовременной помощи для питания железнодорожников, угольщиков и других промышленных рабочих 8000 т мяса и 1000 т растительных жиров. В свою очередь, Наркомвнешторг должен был в порядке торгового договора с Временным правительством страны поставить польскому правительству в течение II и III кварталов 1945 года 20 000 т хлопка и 2000 т немытой шерсти.

А в справке-докладе о передаче посевного материала Польше на основании Постановления ГОКО № 7931с от 25.04.45 г. говорится, что фронтами было передано 15 022 т зерновых культур.

Кроме того, опубликована инструкция военным комендантам о действиях на освобожденной от немецких оккупантов территории Польши. Согласно документу им следовало «не вмешиваясь в административные функции местных органов власти и в дела гражданского управления, поддерживать самый тесный контакт с местными органами власти, созданными польским Комитетом Национального Освобождения, и все мероприятия, вызванные военной необходимостью, в которых затрагивались интересы гражданского населения (привлечение на дорожно-восстановительные работы, перевозки раненых и военных грузов гужтранспортом и на другие чрезвычайные мероприятия), проводить только через местные органы власти».

«Кроме представителей Польского Комитета Национального Освобождения – никаких других властей, лиц и организаций, претендующих на власть, не признавать, ни в какие переговоры с ними не вступать и рассматривать их как самозванцев. О наличии таких элементов – немедленно докладывать по команде», – говорилось в документе.

Также размещена докладная записка начальника управления по использованию угольных ресурсов Домбровского и Силезского бассейнов товарищу Булганину Н.А. от 10.05.1945 г., в которой сообщается, что передано «13–24 апреля 1945 года Временному Правительству Польской Республики 17 немецких каменноугольных шахт, находящихся в Верхней Силезии».

По материалам портала История.РФ и Российского военно-исторического общества

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати