АФРИКА — один из важнейших регионов в мировой политике и экономике. В странах континента происходят важные политические и социальные процессы, что существенно влияет на обстановку в мире. В будущем из-за активного роста населения здесь возможны военные конфликты и волны миграции на Ближний Восток, в Азию и Европу. России как одному из основных игроков в деле построения новой архитектуры мировой безопасности исторически отведена роль ключевого участника процессов разрешения возникающих проблем, в том числе на Африканском континенте.
Стоит отметить всевозрастающий интерес ведущих мировых держав к странам Африки, прежде всего как к рынку сбыта различных товаров, в том числе военно-промышленного комплекса, а также их стремление к расширению своего военно-политического присутствия на континенте. В связи с этим актуальной представляется необходимость всесторонне рассмотреть военно-политическое измерение Африканского континента в контексте новой Концепции внешней политики Российской Федерации (РФ), показать существующие в этой области проблемы и наметить основные пути их решения.
Данный материал в определенной степени может быть востребован органами государственного и военного управления РФ при выработке и принятии решений в военно-политической сфере, направленных на укрепление позиций России на Африканском континенте и устранение существующих проблем.
Необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной политической науке до сих пор не сформулировано четкое определение термина «военно-политическое измерение», хотя в практической деятельности и многих документах, связанных с международными отношениями, он употребляется довольно часто. Так, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 1 августа 1975 года в Хельсинки, зафиксированы основные договоренности в сфере безопасности, в том числе говорится о военно-политическом измерении[1], выражающемся в согласовании набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях и т. п.)[2].
Встречается данный термин и в документах Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В частности, согласно обновленному Каталогу мер доверия СВМДА (утвержден на встрече министров иностранных дел государств — членов СВМДА 12 октября 2021 года) в целях обеспечения прочной стабильности, укрепления взаимного доверия в «военно-политическом измерении» государства-члены с учетом своих законных интересов безопасности допускают возможность присутствия иностранных военных контингентов на территориях государств-членов, если раскрытие этой информации разрешено страной, размещающей такой контингент[3].
Также указанный термин нередко употребляют в своих работах многие зарубежные и отечественные ученые. Так, научный сотрудник сектора Западной Европы отдела Европы и Америки Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем Института научной информации по общественным наукам РАН Ф.О. Трунов использует в своих исследованиях практический аспект понятия «военно-политическое измерение»[4].
Полагается, что военно-политическое измерение Африканского континента — это важный составной компонент внешней политики России, представляющий собой направления ее взаимодействия со странами данного региона в военном и политическом отношении и их содержание.
О возросшем внимании руководства России к углублению отношений с африканскими странами свидетельствует тот факт, что в новой Концепции внешней политики РФ 2023 года Африка поднялась на шестое место среди региональных приоритетов[5]. В предыдущем аналогичном документе 2016 года она стояла на последнем месте. Кроме того, поддержка развития региональной и субрегиональной интеграции в рамках многосторонних международных институтов, диалоговых площадок, региональных объединений, в том числе в Африке, является одной из задач достижения целей внешней политики РФ[6].
При развитии взаимодействия со странами Африканского континента руководство России учитывает важную особенность их современной внешней политики. Если в 1960-е годы получившие независимость государства Африки были в поиске своей идентичности и служили ареной противостояния между капиталистической и социалистической системами, то в настоящее время они стали полноправными акторами международных отношений, переживающими настоящий ренессанс.
Нынешние военно-политические элиты многих стран Африканского континента отличает наличие высшего образования, полученного в том числе в советских и российских военных и гражданских вузах, и избирательность в выборе союзников с учетом уроков колониального прошлого. Это подтверждается, в частности, результатами ставших уже регулярными саммитов «Россия — Африка», в которых принимают участие многочисленные представители африканских военно-политических элит (рис. 1) [7].
Рис. 1. Совместное фотографирование глав делегаций — участников второго саммита «Россия — Африка» (2023 г.)
Как показывает анализ, военно-политическое измерение взаимодействия России со странами Африки имеет несколько важных аспектов.
Первый связан с борьбой с терроризмом и экстремизмом на Африканском континенте. Россия оказывает содействие ряду африканских государств в области обеспечения безопасности, в том числе консультативную и инструкторскую помощь, в частности, Мали, Центральноафриканской республике (ЦАР), Буркина-Фасо и др.
Второй аспект — активное участие России в миротворческих операциях на Африканском континенте. Российские миротворцы задействованы в операциях под эгидой ООН в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, ЦАР, Южном Судане, а также в спорной между Суданом и Южным Суданом области Абьей.
Третий аспект заключается в том, что Россия предлагает свое видение возможностей урегулирования кризисных ситуаций в Африке, которое можно, по нашему мнению, описать в качестве модели гибкого использования так называемой умной силы, сочетающей в себе компоненты «мягкой силы» (создание привлекательного имиджа государства, оказание гуманитарной и иной помощи африканским странам, занимающим дружественные по отношению к России позиции, предоставление им кредитов на приемлемых условиях, обучение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов этих стран по различным специальностям с соблюдением российских стандартов образования и т. п.) и «жесткой силы» (способность уверенно и с высокой эффективностью отстаивать свои национальные интересы в любых регионах мира).
Данная модель является более результативной, нежели модель, продвигаемая в настоящее время коллективным Западом во главе с США, о чем свидетельствует сравнительный анализ их отличительных особенностей (табл.). Она гибко подстраивается под существующие африканские геополитические реалии, о чем, в частности, свидетельствует успешное апробирование определенных механизмов военно-политического взаимодействия с Буркина-Фасо, Мали и ЦАР.
Таблица
Отличительные особенности российской и западной моделей урегулирования кризисных ситуаций в Африке
Примером успешного функционирования российской модели следует считать заключенное в Хартуме 6 февраля 2019 года политическое соглашение о мире между правительством ЦАР и основными вооруженными группировками, действующими на территории страны. Эти договоренности считаются важным событием в политической жизни ЦАР, положившим начало процессу национального примирения. Данное соглашение стало возможным благодаря посредническим усилиям России и Судана, инициировавшим в августе 2018 года проведение в Хартуме переговоров между вооруженными формированиями, в результате чего удалось сформировать центральноафриканское объединение оппозиции в целях достижения долговременного и устойчивого мира в ЦАР[8].
Очевидно, что представленные аспекты военно-политического измерения взаимоотношений РФ со странами Африки имеют важное значение для обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также для развития взаимовыгодного экономического, военного и культурного взаимодействия.
Следует, однако, иметь в виду, что в настоящее время многие страны Африканского континента стремятся развивать многовекторное сотрудничество, налаживая взаимодействие с различными государствами мира. И чтобы понять, какие шансы имеет Россия на данном направлении и как их наилучшим образом использовать, целесообразно учесть стратегию других геополитических игроков, пытающихся расширить свое влияние в этом регионе.
Современный Запад предпринимает попытки по воссозданию неоколониальной системы путем неравномерных экономических и военно-политических отношений с развивающимися странами Африки. Для этого задействуется весь набор имеющихся инструментов в различных сферах. Так, в области экономики расширяется деятельность крупных нефтегазовых и иных транснациональных корпораций, таких как Royal Dutch Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron, De Beers и др. А в культурной сфере наращивает усилия международная организация «Франкофония», стремящаяся привязать прежние французские колонии к политике бывшей метрополии.
Соединенные Штаты также проводят активную неоколониальную политику в Африке, прежде всего в целях усиления борьбы с терроризмом и растущим влиянием стран БРИКС на континенте. Американский подход заключается в широком использовании потенциала транснациональных корпораций при активной поддержке со стороны «глубинного государства» (олигархических кланов).
Более того, в настоящее время НАТО во главе с США работает над новой всеобъемлющей стратегией для Ближнего Востока, Северной Африки и региона Сахель, в рамках которой изучается возможность открытия учебных и консультативных миссий НАТО в странах региона в противовес растущему влиянию России[9].
Япония разделила экономические и политические аспекты во взаимоотношениях с африканскими странами и приняла решение об оказании им гуманитарной поддержки. В течение нескольких последних лет товарооборот между Японией и государствами континента составляет около 24 млрд долларов. По инициативе японского руководства основным форматом переговоров является Токийская международная конференция по развитию Африки, которая проводится с 1993 года. Ранее ее организовывали каждые пять лет, теперь — каждые три года. Цель — популяризировать африканское направление, привлекать доноров. Сама Япония выбрала тактику теневой дипломатии, т. е. очень редко раскрывает направления своей политики в данном регионе. Информации об этом очень мало, она лишь иногда появляется в СМИ и практически не подвергается анализу.
Китай основные усилия сосредоточивает на инвестициях и строительстве инфраструктуры африканских стран, предлагая им доступные кредиты, так как государства континента зачастую не могут самостоятельно оплачивать китайские проекты, в связи с чем они нередко остаются в собственности КНР. Данная политика тем не менее представляется весьма неоднозначной. В этом регионе регулярно происходят государственные перевороты, и новая власть может национализировать китайскую инфраструктуру, что способно стать источником конфликта.
Руководство КНР стремится расширять список партнеров и свое дипломатическое влияние на континенте. Однако в настоящее время Пекин делает акцент больше на экономическое расширение, чем на военное или политическое. На данный момент более 35 стран Африки подписали соглашения с Китаем в рамках концепции «Один пояс — один путь». Основная модель отношений Китая с африканскими государствами — ресурсы в обмен на инфраструктуру.
Подход Индии — «мягкая сила». В отличие от КНР она обращает внимание не на инфраструктурные проекты, а на IT-сферу. На данный момент Индия не может иметь такое же экономическое влияние на страны Африки, как Китай, поэтому часто сотрудничает с США в этом регионе.
Страны Персидского залива проводят несколько другую политику в Африке. Для их деятельности нехарактерна публичность, они используют тайную дипломатию (back channel diplomacy) и неформальные контакты. Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Персидского залива представляют некую аттрактивную модель, которая встречает понимание в странах Африки. Это делается достаточно мягкими способами, например, распространением традиционных ценностей в сочетании с продвинутыми технологиями.
На политике Франции в Африке имеет смысл остановиться подробнее, поскольку в настоящее время ее взаимодействие со странами континента находится в жесточайшем кризисе. На это указывают не только российские, но и французские эксперты-африканисты.
Данный кризис имеет тройственный характер, проявляющийся в следующих основных сферах:
- в военно-политической — неудачное завершение операции «Бархан»⁎, неэффективная тактика, отсутствие комплексного подхода и, как следствие, провал в борьбе с исламистскими террористическими группировками;
⁎ «Бархан» — операция французских ВС в Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигере и Чаде (странах группы G5 Сахель) против исламистских террористических группировок. Она стала продолжением операции «Сервал», проводившейся Францией в Мали с 2013 года. С июля 2014 года, получив наименование «Бархан», операция распространилась помимо Мали на Буркина-Фасо, Мавританию, Нигер и Чад. Сахаро-Сахельский регион — зона шириной 400 км южнее Сахары, которая тянется через территории десяти стран на 3,9 тыс. км от Атлантического океана на западе до Красного моря на востоке. Зона Сахеля стала угрозой для стран Западной Африки из-за действий террористов.
- в финансово-экономической — стремительное падение французского экономического влияния в Африке, рост антифранцузских настроений (sentiment antifrancais), требования отказа от использования французских финансовых, экономических и иных инструментов;
- в когнитивной — потеря имиджа на международной арене, поражение в борьбе за умы и сердца африканцев, провал политики «Франсафрик» вследствие неэффективного использования методов, средств и стратегий[10].
В качестве финансового инструмента своей неоколониальной политики Франция изобрела центральноафриканский франк КФА (фр. franc CFA centrafricain — денежная единица шести африканских государств, входящих в валютную зону франка), который используется во многих африканских странах, но контролируется французским национальным банком. Страны Африки хотят избавиться от КФА, заменив его своей валютой ЭКО, которую намерены ввести несколько государств Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС), над чем активно ведется работа в настоящий момент.
В начале мая 2022 года Франция была проинформирована об одностороннем решении переходного правительства Мали денонсировать договор с ней о сотрудничестве в сфере обороны, а 9 ноября 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон сделал официальное заявление о прекращении французской антитеррористической операции «Бархан» в зоне Сахеля в Африке[11].
Данные факты свидетельствует о том, что доминирование Франции в Африке перестало быть аксиомой. Французский публицист Томас Дьетрик задается риторическим вопросом: «Неужели Франция теряет позиции в ЦАР?». И отвечает на него утвердительно: «Недавние события указывают на это; в Париже видят, что его влияние в ЦАР ослабло до тоненького ручейка»[12]. Старшие консультанты неправительственной организации Crisis Group Шарль Буссель и Эмре Сари, озадаченные складывающейся ситуацией, также вопрошают: «Почему в этой объятой хаосом стране, прежде находившейся в зоне влияния Франции, теперь столь очевидно военное присутствие России?»[13] (рис. 2).
Рис. 2. Манифестация в поддержку России в Банги, ЦАР
Пока Франция полностью не ушла с Африканского континента, ее военно-политическое присутствие все еще ощущается в ряде стран на побережье Гвинейского залива — в Сенегале, Кот-д'Ивуаре, Габоне: в каждой из них расположены военные базы, опорные пункты и коммуникации. Мали в мае 2022 года, а Буркина-Фасо в январе 2023-го расторгли с Францией соглашения о статусе сил.
Стоит отметить, что на данный момент ситуация в Сенегале не такая однозначная, как это было ранее. Глава правительства Сенегала Усман Сонко 16 мая 2024 года поднял вопрос о закрытии французских военных баз в стране во время совместной конференции с лидером партии «Непокоренная Франция» Жаном-Люком Меланшоном[14].
В Мали, Буркина-Фасо и Нигере произошли военные перевороты, осужденные партнерами по ЭКОВАС и странами Запада. В результате изоляции от прежних союзников данные государства региона Сахель активизировали военно-техническое и экономическое сотрудничество с Россией и разорвали связи с бывшей метрополией — Францией. Французские войска были выведены из этих стран. Теперь сахельской тройке помогают российские военные специалисты. Поскольку ЭКОВАС ввел санкции против мятежных правительств, последние объявили о выходе из блока и создании «Альянса государств Сахеля», а также о формировании объединенных сил по борьбе с джихадистами[15].
Из ЦАР Франция полностью не ушла, выведен лишь французский военный контингент — последняя небольшая военно-логистическая миссия, но политическое и дипломатическое присутствие пока остается в области образования и поддержки гуманитарных связей.
С учетом изложенного можно отметить становящуюся более отчетливой тенденцию нарастающего эффекта домино в изменении позиций все большего числа стран Африканского континента, выражающихся в нежелании видеть на своих территориях присутствие стран Запада, прежде всего Франции и США. Именно об этом, к примеру, писала газета ЦАР Le Renouveau-RCA 5 сентября 2023 года, и там же был дан достаточно честный ответ на вопрос, почему происходит такое перераспределение сил в регионе: «Вот где баланс: Бог даровал ум (intelligence) Западу и наделил Африку богатствами»[16]. Как правильно отмечают редакторы газеты, выражая мнение граждан ЦАР, Африка двигается в ритме государственных переворотов. От Мали до Буркина-Фасо через Нигер и Габон военные приходят к власти.
Отдельно стоит упомянуть мнение по этому вопросу министра обороны и по делам ветеранов Республики Мали полковника С. Камары, высказанное на XI Московской конференции по международной безопасности (рис. 3). Он говорил о негативных последствиях отсутствия безопасности в регионе, когда коллективные усилия африканских государств по поиску соответствующих решений приводят к экономическому отставанию[17].
Рис. 3. Выступление министра обороны и по делам ветеранов Республики Мали полковника С. Камары на XI Московской конференции по международной безопасности
Каковы основные проблемы безопасности, стоящие перед странами Сахеля и Западной Африкой? Этот регион сталкивается с редким в своей истории насилием, проявляющимся в действиях определенных внутренних и внешних агрессий, которые, по мнению министра обороны Мали, классифицируются в зависимости от их мотивов как действия вооруженных террористических групп, организованных транснациональных преступных группировок или гибридных групп с сепаратистскими тенденциями. Их объединяет стремление поощрять и эксплуатировать кризисы сосуществования общества, на которых они питаются[18].
Сфокусировавшись на частном примере с ЦАР, можно построить некую модель того, как происходит переориентирование интересов африканских стран в сторону РФ. Как известно, эта республика была колонией Франции, когда еще носила название Убанги-Шари. Тесное сотрудничество России с ЦАР началось с Соглашения о военном сотрудничестве РФ и ЦАР 2018 года. Вслед за этим Россия инициировала решение Совета безопасности ООН, позволившего ей вооружить два батальона правительственных ВС и направить в эту страну 140 военных инструкторов[19].
Заместитель руководителя многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации обстановки в ЦАР (МИНУСКА) Кенни Глак (США) в 2019 году, хотя и говорил о том, что действия России вызывают определенную «нервозность», но признал, что «поставки оружия из Москвы и подготовка военных — это очень позитивное событие»[20].
В 2023 году посол России в ЦАР Александр Бикантов в интервью корреспонденту РИА Новости заявил, что в ЦАР находится значительное количество российских военных инструкторов[21]. По его словам, власти республики высоко оценивают их работу по подготовке военнослужащих, полицейских и сотрудников жандармерии, а также в консультировании по вопросам борьбы с незаконными вооруженными формированиями.
Он также отмечал, что присутствие российских военных инструкторов в стране укрепило боеспособность армии, хотя и вызвало недовольство третьих стран, в частности Франции, которая до декабря 2022 года сотрудничала с ЦАР в военной области — французский контингент в рамках миссии MISLOG-B отвечал за материально-техническое обеспечение базы в столице страны Банги, которой пользовались члены учебной миссии Евросоюза и ООН по стабилизации в ЦАР. В конце 2022 года Франция прекратила военное сотрудничество с ЦАР, поскольку посчитала, что страна участвует в антифранцузской кампании, и последние 130 французских военнослужащих покинули эту страну (рис. 4)[22].
Рис. 4. Вывод французского воинского контингента из ЦАР
Позиция России по вопросам сотрудничества с африканскими странами, в отличие от многих стран Запада выверенная и продуманная, направлена на сближение и общую ответственность за будущее мира, что позволяет всем заинтересованным государствам получить больше возможностей для совместного решения глобальных проблем и выравнивания социально-экономического развития.
Вместе с тем в сфере военно-политического взаимодействия России с африканскими государствами существуют и некоторые проблемы, обусловленные рядом факторов.
Во-первых, до сих пор в полной мере не устранены негативные последствия ослабления связей РФ с африканскими странами в 90-х годах прошлого столетия, вызванного распадом СССР, разворотом России на Запад с закреплением соответствующей политической реконфигурации в Концепции внешней политики.
Во-вторых, в Африке расширяют свою деятельность другие международные акторы, в том числе проводящие откровенно враждебную политику по отношению к России (усиление активности США, Великобритании и Франции, продвижение ими неоколониального подхода, стремление любой ценой выдавить РФ из Африки и вернуть утраченное влияние), а также внеблоковые государства, имеющие свои интересы в этом регионе (Индия, Китай, Япония, страны Персидского залива и др.).
В-третьих, зарубежные СМИ освещают наращивание присутствия России на континенте преимущественно в негативном ключе (фейки и голословные обвинения относительно прошедшего в июле 2023 года саммита Россия — Африка[23] и др.), стремясь принизить ее успехи, достижения и извратить цели развития отношений с африканскими странами.
России вполне по силам преодолеть указанные проблемы, поскольку у нее есть ряд преимуществ на африканском направлении, выгодно отличающих ее от деятельности западных государств (рис. 5).
Рис. 5. Преимущества России во взаимоотношениях с африканскими странами, выгодно отличающие ее от деятельности западных государств
В целях скорейшего решения существующих проблем и интенсификации взаимоотношений РФ с африканскими странами в фокусе развития военно-политического измерения представляется целесообразным активизировать деятельность по следующим направлениям:
- качественное усиление пропагандистской работы в СМИ России и дружественно настроенных странах Африки, основным посылом которой должно стать формирование у африканцев устойчивого представления о России как о стране, вернувшейся на континент всерьез и надолго и выстраивающей свою внешнюю политику на принципах взаимовыгодного и уважительного подхода, свободного от идеологических и иных догм, основанного на строгом соблюдении норм международного права;
- расширение сотрудничества с африканскими странами во всех возможных сферах деятельности и насыщение его реальными проектами, связанными, например, с продвижением российской модели образования, поставками современных российских технологий и оборудования, строительством железнодорожных сетей, автомагистралей, школ, больниц, атомных и гидроэлектростанций, учреждений науки и культуры при соблюдении высоких стандартов в области безопасности;
- совершенствование и расширение нормативно-правовой базы в области военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества как на уровне международных соглашений, так и меморандумов, в том числе в части обеспечения упрощенного захода кораблей ВМФ РФ в порты африканских государств, а также обучения и подготовки военных специалистов;
- увеличение интенсивности авиасообщения со странами Африки, особенно прямых рейсов, что, в свою очередь, позволит существенно нарастить туристические потоки в обоих направлениях, привлечь российские инвестиции в различные сферы деятельности заинтересованных африканских стран, прежде всего в промышленность, систему образования, туризм, строительство и другие сферы, а также даст возможность африканцам активнее посещать Россию;
- совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия на африканском направлении;
- активное продвижение в социальных сетях позитивного образа России касательно сотрудничества с африканскими государствами;
- ускорение темпов распространения в регионе русского языка и знаний о культуре проживающих в России народов;
- расширение сотрудничества между российскими и африканскими экспертно-аналитическими центрами;
- дальнейшее развитие взаимного обмена культурными кодами стран в форме перекрестных годов: год Африки в России, год России в Африке;
- совершенствование и продвижение российской модели обеспечения безопасности в странах континента.
Представленные пути совершенствования российско-африканских отношений в целом совпадают с доктринальными положениями внешнеполитического курса России в данном регионе. В соответствии с новой Концепцией внешней политики РФ намерена способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития, уделяя приоритетное внимание:
- поддержке в обеспечении суверенитета и независимости заинтересованных государств Африки, в том числе посредством оказания содействия в сферах безопасности, включая продовольственную и энергетическую безопасность, а также военного и военно-технического сотрудничества;
- содействию в урегулировании и преодолении последствий вооруженных конфликтов в Африке, в особенности межнациональных и этнических, выступая за главенствующую роль африканских государств в этих усилиях, исходя из сформулированного ими принципа «африканским проблемам — африканское решение»;
- укреплению и углублению российско-африканского взаимодействия в различных сферах на двусторонней и многосторонней основе, в первую очередь в рамках Африканского союза, Форума партнерства Россия — Африка;
- увеличению объемов торговли и инвестиций с африканскими государствами и интеграционными структурами Африки (прежде всего Африканской континентальной зоной свободной торговли, Африканским экспортно-импортным банком и другими ведущими субрегиональными организациями), в том числе по линии ЕАЭС;
- оказанию содействия и развитию связей в гуманитарной сфере, включая научное сотрудничество, подготовку национальных кадров, укрепление систем здравоохранения, предоставление иной помощи, продвижение межкультурного диалога, защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, права на свободу вероисповедания[24].
На Африканском континенте у РФ есть собственные интересы во многих областях. Российские компании активно работают в сфере разведки и извлечения полезных ископаемых во многих странах Африки, в том числе расположенных на Африканском Роге и в районе Гвинейского залива[25].
Сейчас Россия уверенно восстанавливает позиции в Африке, утраченные с распадом Советского Союза, в результате наблюдается устойчивый эффект стратегического наверстывания, представляющий собой процесс всеобъемлющего восполнения ускоренными темпами пробелов сотрудничества России со странами континента, занимающими дружественные по отношению к ней позиции. На стратегическом уровне во всех приемлемых сферах и форматах идет процесс оказания содействия элитам многих африканских стран в укреплении их государственности, поддержки на всех значимых международных площадках, в первую очередь ООН, БРИКС и ШОС, а также активизации деятельности по созданию преемственности поколений местных элит и их дальнейшей прочной ориентации на Россию как на новый геополитический центр силы в нарождающемся многополярном мире.
Эффект стратегического наверстывания может стать важным фактором расширения масштабов военно-политического измерения в военном аспекте взаимодействия России со странами Африканского континента во времени и пространстве, что, в свою очередь, с высокой долей вероятности может вызвать эффект домино, связанный с кратным увеличением количества стран Африки, заинтересованных в развитии взаимовыгодного сотрудничества с РФ.
Необходимо подчеркнуть, что многосторонняя военно-политическая деятельность России на Африканском континенте развернута и ведется не в интересах получения для себя каких-либо односторонних выгод в геополитическом плане, к чему стремятся многие на Западе, а в целях налаживания со странами континента взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах, справедливого урегулирования имеющих место конфликтов, укрепления их государственных институтов и поддержания высокого уровня безопасности, без которого невозможно обеспечить устойчивое развитие.
Подводя итог рассмотрению военно-политического измерения Африканского континента в контексте внешней политики РФ, можно сделать следующие основные выводы.
Первое. В настоящее время Россия уверенно восстанавливает позиции в Африке, утраченные с распадом Советского Союза. В результате наблюдается эффект стратегического наверстывания, представляющий собой процесс восполнения пробелов взаимодействия России со странами Африки, занимающими дружественные позиции по отношению к РФ, в различных сферах и форматах в целях обеспечения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
Второе. Россия разработала и довольно успешно реализует свою модель урегулирования имеющих место вооруженных конфликтов в Африке, заключающуюся в умелом использовании так называемой умной силы, сочетающей в себе компоненты «мягкой силы» (создание привлекательного имиджа государства и т. п.) и «жесткой силы».
Третье. В целях развития дальнейшего успешного и плодотворного сотрудничества России со странами Африканского континента в военной/военно-морской сферах необходимо расширять деятельность по заключению межправительственных соглашений/меморандумов о многостороннем сотрудничестве, в том числе в военно-морской области, международных договоров по упрощенному порядку захода военных кораблей ВМФ РФ в порты заинтересованных стран Африки, укреплять всестороннее взаимодействие с ВС дружественных государств континента, наращивать усилия по подготовке их военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по различным направлениям и специальностям, в том числе по вопросам противодействия новым вызовам и угрозам в их совокупности и взаимосвязи.
Четвертое. Перспективы взаимовыгодного военно-политического взаимодействия России со странами Африки во многом зависят от своевременного вскрытия существующих в этой области проблем, в том числе связанных с недружественной политикой стран Запада, выработки и целенаправленной реализации оптимальных путей их решения, что должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правительств РФ и заинтересованных африканских стран, а также различных научных организаций, специализирующихся по данным вопросам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (справочная информация). URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11ea82bb-e33e-47ed-966d-дe02b146e5d8/OBSE/index.html#:~:text=-%20военно-политическое%20измерение%20-%20согласование,и%20техники%20и%20окружающей%20среды (дата обращения: 01.11.2023).
[2] The politico-military dimension of the OSCE. URL: https://www.eda.admin.ch/eda/en/fdfa/foreign-policy/international-organizations/osce/politisch-militaerische-dimension.html (дата обращения: 01.11.2023).
[3] Военно-политическое измерение // Официальный сайт Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Астана. URL: https://www.s-cica.org/ru/index.php?view=page&t=military-political-dimension (дата обращения: 01.11.2023).
[4] Трунов Ф. О. Военно-политическое измерение современного кризисного состояния отношений Запада и РФ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-politicheskoe-izmerenie-sovremennogo-krizisnogo-sostoyaniya-otnosheniy-zapada-i-rf (дата обращения: 01.11.2023).
[5] Концепция внешней политики Российской Федерации. Пункт 57. 2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (дата обращения: 26.02.2024).
[6] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Подпункт 9 пункта 101. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 01.05.2024).
[7] Фото — Алексей Даничев, РИА Новости. URL: https://russianembassyza.mid.ru/ru/press-centre/news/sammit_rossiya_afrika_/ (дата обращения: 15.06.2024).
[8] О годовщине подписания Политического соглашения о мире и примирении между Правительством Центральноафриканской Республики и основными вооруженными группировками, действующими на территории этой страны // Сайт МИД РФ. 06.02.2020. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1426327/ (дата обращения: 01.05.2024).
[9] El País: НАТО изучает идею создания учебных миссий на Ближнем Востоке и в Северной Африке // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20680157 (дата обращения: 01.05.2024).
[10] Филлипов В.Р. Политика Э. Макрона на африканском направлении: оценки и прогнозы // Сайт ИМЭМО РАН. 2017. 21 июня. URL: https://www.imemo.ru/special-rubrics/africa/text/politika-e-makrona-na-afrikanskom-napravlenii-otsenki-i-prognozi (дата обращения: 20.02.2024).
[11] Макрон объявил об окончании французской военной операции «Бархан» в Сахеле // ИНТЕРФАКС. 9 ноября 2022. URL: https://www.interfax.ru/world/871747 (дата обращения: 25.02.2024).
[12] Dietrich Т. En Centrafrique, un parfum de guerre froide. URL: https://www.lopinion.fr/edition/international/en-centrafrique-parfum-guerre-froide-156731 (дата обращения: 24.02.2024).
[13] Bouessel Ch., Sari E. Pourquoi Vladimir Poutine avance ses pions en Centrafrique. URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20180504.OBS6191/pourquoi-vladimir-poutine-avance-ses-pions-en-centrafrique.html (дата обращения: 02.06.2024).
[14] Премьер Сенегала раскритиковал французские военные базы на территории страны // African Initiative. 2023. 17 мая 2024. URL: https://afrinz.ru/2024/05/premer-senegala-raskritikoval-franczuzskie-voennye-bazy-na-territorii-strany/ (дата обращения: 02.06.2024).
[15] Там же.
[16] Lagnamiliko C. Afrique: des militaries prennent le pouvoir // Le Renouveau-RCA. 5 septembre 2023.
[17] Материалы XI Московской конференции по международной безопасности. 15 августа 2023 г. // Сайт Министерства обороны РФ. URL: https://mil.ru/files/МКМБ%202023%20доклады.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
[18] Там же.
[19] Ourdan R. Soldats, mercenaires et conseillers russes se multiplient dans la capitale centrafricaine. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2018/04/23/la-russie-installe-peu-a-peu-sa-presence-dans-la-capitale-centrafricaine_5289462_3212.html (дата обращения: 24.02.2024).
[20] Филлипов В.Р. Центральноафриканская Республика: противостояние Кремля и Елисейского дворца // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2019. № 1. С. 124—142.
[21] Александр Бикантов: партнерство России с ЦАР в ВТС активно развивается // РИА НОВОСТИ. 26.07.2023. URL: https://ria.ru/20230726/tsar-1886299501.html (дата обращения: 01.11.2023).
[22] Там же.
[23] Корнилов В. Запад разоблачает «черную магию» России // РИА НОВОСТИ. 2023. 31 июля. URL: https://ria.ru/20230731/sammit-1887234566.html?ysclid=lznp50bv71304796730 (дата обращения: 10.08.2024).
[24] Концепция внешней политики РФ. Пункт 57.
[25] Михлин А.А., Молочный В.В. Перспективы развития военного сотрудничества России со странами Африканского континента // Военная Мысль. 2020. № 3. С. 64, 65, 67.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs