Для режима Зеленского уходящий год заканчивается очередным военно-политическим провалом.
2023 год - стал для Киевского режима годом провала контрнаступления.
2024 год – стал годом утраты легитимности Владимиром Зеленским в качестве президента Украины[i] и провалом курской авантюры.
Нелегитимный Зеленский. В мае кончились полномочия президента Зеленского и не были назначены президентские выборы. Как результат, вся пирамида власти, в формировании которой, согласно конституционным полномочиям принимает участие президент с того времени нелегитимна: правительство, главы областных администраций, руководство ВСУ и украинских спецслужб.
Единственное оправдание существования режима Зеленского, которое используется Киевом по любому поводу - война. Дискуссия о проблемах легитимности на Украине давно и жестко закончена, и за официальное принято такое объяснение ситуации из уст министра Юстиции Украины Денис Малюськи: полномочия нынешнего президента действуют до избрания следующего, потому что «авторы Конституции не предусмотрели войну при ее написании, не верили в возможность военного конфликта, поэтому положения документа «не идеальны».[ii]
Толкованием конституции это назвать нельзя, это некое объяснение, и то лишь неуклюжая его попытка. Положения любого закона могут быть «неидеальны», но из этого не следует, что их можно нарушать. Однако о том, чтобы правовым и конституционным способом урегулировать эту коллизию – даже никто не говорит. Симптоматично, что в этой ситуации голосом Конституционного суда Украины стал отставной судья Николай Мельник, сделавший заявление в уже разобранном выше контексте: «Конституция Украины четко указывает, что и парламент, и президент должны выполнять свои обязанности до избрания их преемников».[iii] При этом все та же конституция указывает сроки и порядок избрания президента и парламента, именно в рамках конституционных сроков определяется период, время исполнения обязанностей президентом и парламентом. В конституционные сроки и должны быть назначены выборы, а выборы на Украине просто не назначали, значит, полномочия президент исполняет до того времени, пока не будет избран следующий президент. Казуистика? Нет, это даже не казуистика, просто – одну статью читаем, другую нет, выбираем ту, что подходит.
Политический класс страны послушно принял ситуацию. Почти никакой оппозиции режиму Зеленского не возникло. Редкие вопросы на эту тему были оперативно «придушены».Зарубежные партнеры так же оказались не партнерами Украины, а партнерами режима Зеленского – вопросов о легитимности ему в Евросоюзе не задают, в США также.
Для Зеленского нелегитимность – единственная возможность остаться у власти, у влиятельных центров принятия решения за рубежом нелегитимность Зеленского – это тоже определенный ресурс. С помощью этого ресурса киевским руководством можно управлять, а России можно предложить поторговаться. Именно так, в частности, избранный президент США, как видится, рассматривает ситуацию «прекращения конфликта на Украине», Дональд Трамп хочет продать России легитимность киевского режима: раз Путин не хочет разговаривать с Зеленским, проведем на Украине выборы и русские начнут переговоры с новым украинским президентом. О таком ходе мыслей новоизбранного президента США и его советников можно говорить хотя бы потому, что эти действия будут идти вразрез с украинским курсом администрации Байдена. Другой вопрос, что, если это действительно часть плана Трампа, то он и его советники услышали или захотели услышать лишь часть того, что сказал Президент России Владимир Путин.
Утрата легитимности власти стала причиной окончательной утраты суверенитета. Суверенитет и легитимность имеют связь непосредственную. Отсутствие чего-то одного – неизбежный признак внешнего управления государством. Украина вошла в ситуацию отсутствия и суверенитета, и легитимности. Эта тенденция началась не весной 2024 года, когда Зеленский потерял легитимность, и какой бы казуистикой не объясняли антиконституционное продление его полномочий, Зеленский - узурпатор. Это началось с памятного антиконституционного третьего тура выборов президента по итогам «оранжевой революции» в 2005 году, по результатам которого президентом был избран Виктор Ющенко. Да и не может обладать суверенитетом государство, которое воюет за чужую идеологию, за других – за Европу и Запад, выпрашивая на это оружие и деньги, при этом так и не получая гарантий принятия в «большую демократическую семью» Европейского союза и «оборонительный союз истинных демократий мира» - НАТО. В этом нет и не может быть суверенитета, так как «союзничество» Киева и Запада основано на таких позициях: интерес к ресурсам Украины (полезные ископаемые, земли), антироссийская направленность киевского режима, человеческий ресурс для противостояния России, попытка расшатать в ней политическую ситуацию.
Курская авантюра. Вторжение в августе 2024 года в Курскую область стало не меньшей авантюрой и военным просчетом Киева и западных кукловодов. Курская авантюра продолжается до сих пор. Причин того, что украинская группировка до сих находится на территории России несколько. При всей неожиданности, в результате, во-первых, это возможность для России связывать значительные силы противника и уничтожать их, сберегая свои ресурсы. Всего за время боев в курском приграничье ВСУ лишились более 42 тыс. человек, свыше 1,8 тыс. танков и бронированных машин.[iv] Владимир Путин также сообщил, что «количество бронетехники ВСУ, подбитой в Курской области бойцами российской армии, уже превзошло число всей техники, подбитой за прошлый год».[v] Во-вторых, президент ставит задачу беречь жизни наших военных, он заявил, что «конкретную дату [освобождения Курской области –Д.Б.] называть не будет»: «Планы есть, они мне докладываются на регулярной основе. Но просто сказать - вот к такому числу, так не делается. Потому что и ребята же меня слышат, день-два, я назову такую дату, и они пойдут во что бы то ни стало к этой дате, не будут с потерями считаться. Мы не можем так поступать».[vi] ВСУ до сих пор на территории Курской области, идут тяжелые бои, но цели авантюры не достигнуты, и вряд ли у Киева это получится. Цели, очевидно, были следующие – захват Курской АЭС, чтобы иметь «сильные переговорные позиции», основанные на террористической угрозе. Курской АЭС намеревались распорядится либо форпостом для концентрации дальнобойных ракет, либо заминировать АЭС и начать шантаж в формате переговоров, либо это было бы сочетание вариантов. Не получилось, поэтому вторжение используют в качестве военно-информационного фактора: смотрите, мы вторглись в Россию, и они ничего не могут с нами сделать вот уже несколько месяцев, смотрите русские, вас не могут защитить военные в приграничье. Кроме того, есть предположения, что ВСУ поставлена задача продержаться до инаугурации Трампа, чтобы, с одной стороны записать это в актив администрации демократа Байдена, с другой стороны – уходом из Курской области либо шантажировать Трампа, либо дать ему переговорные позиции. В последнем случае вопрос будет только в том, как информационно-политически будет обставлено отступление ВСУ.
Гарантии для режима Зеленского. Зависимость от Запада и наиболее влиятельных там игроков заставляет киевский режим и лично Зеленского вести переговоры о гарантиях «после окончания войны». Это значит, что есть понимание конца. Как некогда доверенное лицо рейхсфюрера СС Гиммлера генерал Карл Вольф[vii] просил гарантий в переговорах с главой Управления стратегических служб[viii] США Алленом Даллесом в марте 1945 года, так и Зеленский «пытался наладить отношения с Трампом» и «использовал возможность, чтобы объяснить ему необходимость» предоставления Киеву гарантий безопасности после переговоров с РФ «при любом исходе конфликта». По информации Reuters это было на встрече Зеленского с Трампом и президентом Франции Эмманюэлем Макроном в Париже в начале декабря, которая продлилась 35 минут.[ix] Какими будут для режима Зеленского гарантии безопасности? Вот, например, такие: «Кэш Патель, выдвинутый Дональдом Трампом на пост директора ФБР, анонсировал серьезное расследование в отношении Владимира Зеленского в связи с финансовой помощью киевскому режиму. Как минимум, он намерен выяснить, на какие цели израсходованы полученные Киевом средства и насколько это оправдано с точки зрения интересов американских налогоплательщиков. (…) Ему [Трампу – Д.Б.] хотелось бы получить от Зеленского вполне конкретную информацию о роли семьи Байденов в круговороте американских миллиардов на Украине и вокруг нее. Команде нового президента США были бы полезны, как минимум, аргументы против политических оппонентов внутри Соединенных Штатов. (…) Что же до судьбы Зеленского, то даже в случае сделки с командой Трампа она остается незавидной. Наиболее оголтелые противники Трампа уже доказали, что готовы пойти на убийство оппонента, даже так хорошо охраняемого, как бывший президент США. А уж безопасность бывшему президенту Украины тот же Патель точно не будет гарантировать».[x]
Одним словом, может быть принято решение нелегитимного представителя Украины Зеленского устранить как опасный источник информации, быть может, не сразу, в результате межпартийного консенсуса, когда демократы решат договориться с Трампом, чтобы тот украинский коррупционный след демократов не вытаскивал на белый свет. Скажете, что это уж слишком? Вспомните, чего только не было по этой части в американской политике.
Но при этом, разговоры о гарантиях, судя по всему, действительно идут. Зеленскому недостаточно похлопываний по плечу от европейцев и натовцев. Он поставил на кон страну и ресурсы, а заодно и себя. Он хочет хоть чего-то достичь после того, как бросил страну в пропасть войны и разрухи. Народ ему вряд ли это простит без хоть каких-то «достижений». При этом достаточным киевский режим считает лишь политические достижения в виде вступления в НАТО и Евросоюз, теперь уже без «перемог».
В реальности Украине могут предложить две системы гарантий безопасности, пишет считающийся специалистом по России старший политолог корпорации RAND Сэмюэль Чарап в статье для Foreign Affairs.[xi] Согласно одной, США могут обеспечить безопасность страны, как в случае с Южной Кореей после войны, и Израилем после войны Судного дня: «Через два месяца после окончания Корейской войны они подписали с Южной Кореей двусторонний договор о взаимной безопасности, в котором Вашингтон обязался в случае нападения прийти на помощь Сеулу. По окончании арабо-израильской войны 1973 года Соединенные Штаты достигли соглашения с Израилем, в котором обязались «принять меры по исправлению положения», если Египет нарушит режим прекращения огня или возникнут «угрозы безопасности и суверенитету Израиля со стороны мировой державы».
В своей безвыходной ситуации Зеленский взаимодействие с НАТО видит так - приглашение в НАТО должно быть для всей Украины, но действие 5-й статьи альянса может распространяться не на все территории, а на ту часть, «которую Украина будет контролировать, которую контролирует».[xii] То есть, примите нас в НАТО, как есть, а мы потом еще повоюем. Но это не решение для России, о чем не раз говорилось.
Вторая – вступление в ЕС. Тогда на страну распространится положение о взаимопомощи: при нападении другие страны должны помогать всеми доступными средствами. Если Украину убедят в гарантированной безопасности, она сможет сосредоточиться на экономическом обновлении и демократии, пишет политолог.
Способом приближения к получению гарантий Киев видит как «размещение на территории страны иностранных войск».[xiii] Вице-премьер по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции - министр юстиции Украины Ольга Стефанишина заявила, что власти Украины готовы такую возможность обсуждать. «Украина готова говорить, о чем угодно, что будет работать», - ответила она на вопрос, готов ли Киев принять иностранные войска на своей территории.[xiv] Вот в этом «о чем угодно» и сконцентрирована концепция безопасности киевского режима.
При этом настроения у союзников Киева довольно пессимистичные:
- С февраля 2022 года число жертв в военном конфликте России и Украины превысило 1 млн. человек, заявил генсек НАТО Марк Рютте. По его оценке, на Украине еженедельно погибают и получают ранения более 10 тыс. человек. Рютте считает, что «Россия готовится к долгосрочной конфронтации» с Украиной и Западом.[xv]
- Власти Финляндии, Латвии и Эстонии признают, что европейские члены НАТО не готовы противостоять России без участия США и находятся на пределе возможностей в оказании военной помощи Киеву, сообщает издание Independent, взявшее интервью у президента Латвии Эдгара Ринкевича, президента Финляндии Александра Стубба и премьера Эстонии Кристена Михала.[xvi]
Что важно, за этими заявлениями в настоящее время нет намерений прекращать противостояние с Россией, есть лишь намерение добиться продолжения активного участия США в украинском кризисе.
Некоторые источники утверждают, что сейчас разрабатывается сценарий, согласно которому Украина после инаугурации Трампа пойдет на территориальные уступки, при этом вступление в НАТО не будет снято с повестки, а будет отложено на годы или даже на десятилетия. Если такие условия не устроят Россию, то будет продолжена поставка вооружения из США Киеву. Пауза в конфликте будет означать дальнейшую милитаризацию Украины с целью реванша. Позиция России, заявленные и неизменные цели СВО этой воинственной риторике в расчет как бы не берутся. В этом есть некоторая фальш и противоречие с пониманием реальной ситуации на фронтах. Поражение в противостоянии с Россией – неизбежное будущее этого режима. На данном этапе все это делает все переговоры о гарантиях Украине и перемирии бессмысленными. Но реальность раньше или позже заставит Киев и Запад сесть за стол переговоров. Но это, скорее всего, будут уже не Зеленский и Ко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://interaffairs.ru/news/show/46256
[ii] https://fedpress.ru/article/3317696
[iii] https://zn.ua/POLITICS/zajavlenie-putina-o-nelehitimnosti-zelenskoho-bylo-napravleno-na-zapadnuju-auditoriju-isw.html
[iv] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6762b3779a794765f9c20f54
[v] https://iz.ru/1810079/2024-12-19/putin-zaiavil-o-bolshom-kolichestve-podbitoi-v-kurskoi-oblasti-bronetekhniki-vsu
[vi] https://www.interfax.ru/russia/999546
[vii] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Вольф,_Карл_Фридрих_Отто
[viii] На базе Управления стратегических служб США было создано ЦРУ.
[ix] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22636237
[xi] https://www.foreignaffairs.com/ukraine/pathway-peace-ukraine
[xii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22546453
[xiii] https://interaffairs.ru/news/show/49330
[xiv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22648479
[xv] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/675baacd9a79477bbd3474dc
[xvi] https://ria.ru/20241225/nato-1991280514.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs