13 декабря 2024 г. в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева состоялось очередное заседание Французского клуба, который отныне именуется Французский клуб «Тургенев», посвященное обсуждению проблем потоков миграции, с которыми сталкивается гражданин. Дискуссия разделилась на две части: 1) от иммигрантов к мигрантам и 2) идеологическая эмиграция.
Миграционные потоки всегда существовали в истории человечества, но в последние годы они теряют свои естественные черты, чтобы отчасти стать геополитическими инструментами. Это заметно как по масштабам перемещения населения, так и по развитию законодательства, направленного на защиту нелегальных иммигрантов, особенно под влиянием ЕСПЧ.
По официальным данным французского Института статистики, в 2021 году во Франции проживало 6,92 миллионов иммигрантов, т.е. 10,2% населения. Почти половина иммигрантов (48%) приезжают из Африки, более половины из них из Марокко, Алжира и Туниса. Более того, более 200 000 иностранцев прибывают во Францию в среднем каждый год (более 320 000 в 2023 году) и около 100 000 иностранцев ежегодно приобретают французское гражданство, т.е. таким образом исключаются из иммиграционной статистики.
Эти массовые перемещения населения меняют лицо Франции. Если в 1981 году в т.н. «старшей дочери Церкви», как иногда раньше называли Францию, 70% населения считали себя католиками, то сегодня их осталось всего лишь 29%. В то же время количество людей, считающих себя мусульманами, за тот же период увеличилось с 1,3% до 10%.
Франция, несмотря на ряд законодательных мер, призванных носить репрессивный характер, остается в логике идеологического глобального тренда «мира без границ», в котором право индивида выбирать свое место жительства доминирует над правом государства выбирать, какая иммиграция ему нужна. Массовость иммиграции ставит вопрос о возможности интеграции такого количества нового населения, которое часто не выбирает Францию из любви к стране и чье неприятие и ненависть к ней поднимают также вопросы национальной безопасности. Возникающая в результате деструктуризация общества ослабляет его и дает возможность в нужный момент зажечь спичку, способную вызвать пожар.
Россия также сталкивается с массовой иммиграцией, но в основном из своего «ближнего зарубежья», то есть из стран постсоветского пространства. В последние годы были приняты решительные законодательные меры для изменения модели миграции и достижения «избирательной иммиграции». Вводится идентификация иммигрантов, на них возлагается обязанность владеть русским языком, уважать российское законодательство и культуру, нарушение этих обязательств влечет за собой уголовную ответственность. В целях борьбы с наплывом в школах детей, которые не владеют русским языком и не могут нормально учиться и, следовательно, интегрироваться, теперь будет запрещено принимать в школы детей-иммигрантов, не владеющих русским языком. Они получат специальную подготовку в специально созданных для этого учреждениях, что позволит им затем перейти на российскую систему образования. Экономическая иммиграция, которая опирается в основном на население, прибывающее из стран Средней Азии, представляет собой иммиграцию очень низкой квалификации, хотя Россия нуждается в квалифицированной рабочей силе, и приводит к дальнейшему снижению средней заработной платы российского населения. Но можно ли вообще массово привлечь именно квалифицированные кадры, которые якобы должны способствовать росту национальной экономики? В этом можно сомневаться. Это приводит к необходимости подвергнуть сомнению глобалистский миф о возможности перезапуска экономики благодаря иммиграции.
Однако иммиграция также является средством мягкой силы, связью с бывшими колониями для Франции или с бывшими территориями единой страны для России. Но это подразумевает суверенную политику, а, значит, существование суверена на государственном уровне, который может защитить свои национальные интересы. Однако идеологический сдвиг в сторону глобализации сопровождался концептуальным сдвигом, вынужденным скрывать изменение функции миграционной политики, формально принятой на государственном уровне, но служащей именно новому суверену – тому, который обеспечивает функционирование глобальной системы.
Эти политические, идеологические и концептуальные изменения ставят вопрос о связи гражданина и страны, гражданином которой он является. Революции и падения империй всегда приводили к оттоку населения по идеологическим причинам. Можно вспомнить отъезд части французской элиты после революции 1789 года, в частности, в Россию, так же как и части русской элиты после революции 1917 года, в частности, во Францию. Но после 1991 года распад СССР привел к установлению границы другого типа, на этот раз ментальной, когда русский народ оказался разделен по совершенно иным государственным территориям, в том числе из-за предательства национальных элит. Таким образом, хотя СССР удалось воссоздать почти всю территорию Российской империи, сейчас существует территориальное табу, своего рода избирательная неподвижность границ, которая не касается всех территорий, поскольку Германия была «воссоединена», Югославии расчленена и т.д., но считается незыблемой применительно к бывшему СССР. Возвращение Крыма и новых территорий возобновляет историческое движение по восстановлению территории России и ее населения, разрушая ментальный запрет, установленный глобалистскими «победителями» 1991 года.
Однако это переосмысление идеологических парадигм приводит к возобновлению идеологических иммиграции и эмиграции. Российские «релоканты» в панике бежали из России с началом СВО в 2022 году, при этом, в отличие от революционных периодов, обычно характеризующихся не только сугубо идеологическими, но и насильственными разломами, на этот раз в стране происхождения, то есть в России, им ничто угрожало и они не были в опасности.
И наоборот - усиливается феномен идеологической эмиграции из западных стран в Россию людей, которые не могут принять неолиберальные догмы (в основном ЛГБТ-поклонение и woke-культуру), и Россия, учитывая эту новую реальность, внедряет специальные юридические механизмы для размещения этих людей. Мы имеем здесь дело не с массовой иммиграцией, а с индивидуальной иммиграцией, которая требует особого подхода. Однако решение о принятии гражданства соответственной страны должно сопровождаться реальным въездом в эту страну, что предполагает, в частности, признание Родины и вытекающих из этого обязательств.
Модератором дискуссии выступил Васильев Олег Леонидович, д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В дискуссии приняли участие:
- Амос Оливье, руководитель ИТ-предприятия, бывший депутат регионального собрания Овернь-Рона-Альпы;
- Афанасьев Мстислав Платонович, д.э.н., профессор-исследователь департамента политики и управления Факультета социальных наук ВШЭ;
- Беттон Жан-Стефан, преподаватель истории, Французский лицей в Москве;
- Беше-Головко Карин, доктор публичного права (Франция), президент ассоциации Комитас Генциум Франция-Россия, приглашенный профессор Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член бюро Ассоциации франко-российского диалога (DFR);
- Брэнсон Елена, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в США (КСОРС), основательница некоммерческой организации «Russian Center New York»;
- Бюрлот Оливье, представитель в России ассоциации «Нормандия-Неман»;
- Галас Марина Леонидовна, д.ист.н., профессор кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ, член Экспертного совета по миграции Главного управления по вопросам миграции МВД России;
- Головко Леонид Витальевич, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Де Латтр Сириль, директор ООО «Уалд гис авиэшн», командир воздушного экипажа (в отставке);
- Женест Жан-Франсуа, бывший научный директор EADS/Airbus Group, генеральный директор WARPA;
- Клеро Антуан, журналист, RТ на французском;
- Клозен Жером, бизнес-советник, независимый управляющий;
- Плакеван Пьер-Антуан, писатель, директор аналитического центра «Стратегика», редактор информационного бюллетеня «Полемос»;
- Реми Жиль, президент-генеральный директор CIFAL International Services, советник по внешней торговле при правительстве Франции (1994-2023), член бюро Ассоциации франко-российского диалога (DFR);
- Рябченко Никита Юрьевич, выпускник Академии управления при Президенте Республики Беларусь, исследователь международных отношений, писатель;
- Таньшина Наталия Петровна, д.ист.н., профессор кафедры всеобщей истории РАНХиГС;
- Шеляпина Алла Анатольевна, журналист, главный редактор сайта "Везде наши".
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs